Breaking news, Авторские колонки, Актуальные темы, Главный редактор, Олег Чекрыгин

Уходя – уходи

Уходя - уходи Уходя – уходи 3rim

Нашел в сети довольно забавный текст о разочаровавшихся и расцерковившихся бывших священниках и думаю, что мне есть о чем высказаться по этому поводу. Итак, текст, а после него – несколько моих замечаний.

“Несколько случаев уже вижу: священники уходят от служения и становятся всякими консультантами. Психологи, коучи, фасилиаторы, простите, осознанности, даже любимый отец Андрей (Конанос) — консультант (к счастью, по питанию хотя бы).
В связи с этим, во-первых, звучит мой любимый анекдот про консультанта.
Сидит старый чабан высоко в горах, овец пасет. Вдруг откуда ни возьмись появляется аккуратный такой метросексуал в костюмчике, выбрит гладко, одеколоном за версту, ботиночки блестят, и предлагает:
— Мужик, а давай я тебе скажу, сколько у тебя в отаре овец, а ты мне за это одну дашь?
— Ну давай.
Метросексуал открывает макбук, подключается к сети через спутник, включает гугл-карты, быстренько делает несколько запросов, скачивает в апсторе «калькулятор овец для Apple», нажимает несколько кнопок и сообщает:
— У тебя в отаре двести двенадцать овец!
— Ты прав, бери овцу.
Довольный парень берет на плечи овцу и собирается уходить.
— Слушай, — окликает его чабан, — а давай так: я тебе скажу, кем ты работаешь, и ты мне ее вернешь?
— Попробуй!
— Ты — консультант!
— А как ты догадался?
— Ну, во-первых, я тебя не звал, а ты пришел. Во-вторых, ты мне сказал то, что я и без тебя прекрасно знаю. А в-третьих, положи собаку на место.
Так вот, во-вторых. Я вовсе не собираюсь кидаться кирпичами в уходящих. Это вполне честный выбор. Но вот этот вот выбор в пользу модных помогающих профессий с сопутствующими каминг-аутами меня наводит на невеселые размышления.
Мне знаком бывший священник — таксист. Мне знаком бывший священник — фитнес-тренер. Тренироваться качать пресс к бывшему священнику — запросто (если он не будет задвигать всякое духовноэ). Решать психологические проблемы с бывшим священником — ни за что. Милый, ты сам-то свои психологические проблемы все решил? Ты вообще-то предал доверие человечков, чад твоих то есть. Ты, может, лично и не очень виноват, жизнь по-всякому складываются, врать не стал — спасибо тебе. Но вот давай больше в эти игры не играть”.

А теперь несколько замечаний, как и обещал, от себя лично – это то, что я думаю о священстве и пастырстве в их церковном изводе.
Во-первых, священник, как правило – выпускник среднего специального учебного заведения по избранной професии – семинарии. Кого готовят в семинариях? Профессиональных священнослужителей. И курс подготовки – соответствующий. Вкратце можно – чтоб не перечислять список изучаемых дисциплин, подытожить профессиональную подготовку приобретаемыми компетенциями: организация и проведение праздничных мероприятий (включая все виды богослужений) как общественных, так и частных на заказ, и, второе, пропаганда церковного “учения”, состоящего из небольшого количества исторических фактов, густо перемешанных с баснями, легендами и мифами различных времен и народов, составляющих пестрядь “священных” Писания и Предания – их достоверность в глазах церковных людей определяется не объективностью фактологии, а ВЕРОЙ (в том числе и – в совершенно баснословные сказания). Как правило, в состав этой “проповеди” не включаются приходским священством такие более сложные дисциплины, как догматическое богословие и каноническое право, изучению которых в семинарии уделяется большое внимание – считается, что мирянам все эти сложности основ церковного учения ни к чему. Довольно с них вольных пересказов священником церковных легенд и мифов, связанных с празднуемыми на каждый день событиями церковной истории, и наставлений батюшки в области нравственности и морали: общественной – с амвона, и личной – на исповеди.

Подводя итог сказанному, священника можно определить как профессионального массовика-затейника с назидательным уклоном, свойственным, как правило, организаторам детских воспитательных мероприятий – с той лишь разницей, что на место детской аудитории в церковных мероприятиях традиционно поставляется “стадо христово” взрослых мирян-прихожан, которые в церкви низводятся до состояния бессловесных и безвольных воспитуемых, для которых определена роль “послушания”, которое “превыше поста и молитвы”. То есть их личностная индивидуальность Образа и Подобия Божия церковью не воспринимается, не признается, не уважается, отвергается и низводится до состояния скота несмысленного в образе не богоподобного человека, а овцы пасомой – кем?

И вот тут наступает во-вторых, поскольку именно в области душепопечения, духовного руководства, и психолого-психиатрической помощи “пасомым” – то есть профессиональных психологии и психиатрии, а также в области учительства, наставничества и воспитания – то есть профессиональной педагогики, священносановный массовик-затейник не имеет специального образования, оно не предусмотрено ни курсом семинарского обучения, ни даже курсом обучения академического, высшего – но только на уровне факультатива, по интересам самого учащегося. А почему? Да потому, что церковное учение утверждает, что пастырство и наставничество являются “харизмами”, то есть особыми дарованиями Духа “по должности”, сообщаемыми будущему священнику одномоментно при посвящении в священный сан через чудотворное “научение Духом”. Святая вера в это “чудо” ревностно охраняется священно-сановной корпорацией, как “святая святых” христианской религии и усердно насаждается среди “пасомых”, как несомненный абсолют.

Считается по умолчанию, что посвященный в сан уже не как “прочие человеки”, но обладает особенными чудесными дарованиями прозрения душ других людей и обстоятельств их жизни, а также их будущего, и по вдохновению свыше способен решать за них, что им надлежит делать в их житейских обстоятельствах, открывая им “Волю Божию” о них в грядущем. А также, заодно, до кучи, может исцелять от болезней, изгонять демонов из “бесноватых”, и совершать другие все прочие чудеса вплоть до воскрешения мертвых – прочим, непосвященным, все это, разумеется не дано. Именно по этой причине обладания “харизмой” священного сана “по должности” только священник объявляется способным на совершение чудес менее очевидных, но несомненных для верующих, как церковные таинства, которых насчитывается ровно семь. Безусловно, мирянин, пасомый, такой способности лишен, пусть и не мечтатет, но смотрит на это лишь из рук священства. Но и сам священник не волен в “чудесах”, благодать на которые раздается ему ТОЛЬКО его епископом «по благословению» – только Владыка является подлинным держателем и распорядителем “благодати Божией”, сообщенной и отданной ему самим Богом в его личное распоряжение в том же таинстве посвящения в сан, но сан уже высший, божественного Архиерейства.
В результате душепопечителями, дающими людям в церкви советы, обязательные к исполнению, и принуждающие людей к их выполнению манипулятивными методами угроз “гневом Бога”, становятся вчерашние семинаристы, профессиональные массовики-затейники, не имеющие не только образования, но и мало-мальски практического представления ни о психологии человека, ни о воспитательной педагогике. А объявляя себя “пастырями” и духовными руководителями людей, они становятся по сути соделываемого обычными самозванцами, и мошенниками пусть и невольными, пусть и не сознающими всю меру профессиональной ответственности за принимаемые ими решения, от которых зачастую зависят судьбы внушаемых пасомых – и никакую свою ответственность в случае провала своего доморощенного «духовного руководства» никогда не признающими и не принимающими, отгораживаясь от нее ссылками на “волю Божию”, которую, как выясняется, они вовсе и не знали, когда давали свои зачастую вредные и губительные советы? И что это, как не манипулятивное мошенничество на доверии? А, проще говоря, обычная цыганщина.

Кстати, совсем недавно, разоблачая очередного надутого сановного зазнайку, в ответ на его обвинение в принадлежности к атеистам я предложил ему вопрос на таковую его прозорливость в отношении души и веры незнакомого ему человека: а что у меня в карманце? Так вот, сановный дурень не только заюлил, уходя от прямого честного ответа «не знаю», не только пустился в пространную демагогию сравнения меня с задававшими Иисусу издевательский вопрос «прорцы, кто ударил тебя» – но даже не опознал самого вопроса, который хоббит Бильбо Бэггинс задает Горлуму в известном произведении Толкиена. Ну куда тебе знать, что делается в моей душе, если ты не способен разгадать даже, что у меня в кармане привычная русская фига тебе, спесивому дурню? Да еще к тому же малообразован, не начитан и не эрудирован в мере, достаточной для того, чтобы просто быть хотя бы интересным собеседником, не говоря уже ни о чем больше. Ничего, кроме сановного места, которое красит это пустое место человека, у таковых в наличии не имеется, и поделиться с «пасомыми» им на самом деле просто нечем.

И, наконец, в-третьих. Иисус в евангелии ПРЯМО ЗАПРЕТИЛ пастырство, наставничество, учительство и священство, отцовство в БРАТСТВЕ Хрестовом: Мф23, 8-10 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

Поэтому ни о каких духовных дарованиях тем «советчикам», кто сам презирает Божий Совет, Богом дано быть не может в принципе, никогда. И что же тогда остается и оказывается на месте несостоявшихся «харизм»? А всего лишь тупая самоуверенность вчерашнего малообразованного бурсака в своей особости и связанным с ней правом руководить, распоряжаться и управлять человечьим стадом, не имея для этого ни дарований, ни соответствующего профессионального образования – ничего, кроме неистового желания властвования над людьми, безнравственного по самой своей природе.

Так что никаких психологов и психоаналитиков из бывших попов не выйдет: у них отсутствует элементарное образование в этой деликатной области. Но – что несравненно хуже – также давно и полностью утрачены бережное отношение к другой душе и способность к сопереживанию, эмпатия, являющаяся той основой, которая необходима любому-всякому, кто захочет быть помощником и добрым советчиком для людей, в таких помощи и совете нуждающихся. И напрасно ищущих их в церкви у тех «особо избранных и посвященных», кто «не как прочие человецы» поставлен на возвышении Самим Богом пасти стадо человеческого охлоса у ног своих.

А для самих разочаровавшихся священнослужителей главная проблема – давно утраченная способность учиться и осваивать новое, в силу непомерного самомнения о себе как «не таких как прочие человецы», осененных и осаненных Духом, Который даровал им волшебные способности, права и силы, и Сам уже научил их всему и навсегда. Так что, уйдя из церкви по причине разочарования, выгорания и безверия, они могут надеяться найти себя только в своей настоящей профессии, которую единственную они хорошо освоили за годы церковного служения: массовиков-затейников и организаторов праздников, обслуживающих ресторанные посиделки на свадьбах, юбилеях и других торжественных мероприятиях.

Или, вместе со всеми, кто жил далеко от школы – на черные работы.

Такова, с моей точки зрения, жизненная перспектива бывших чудотворцев по должности.

Олег ЧЕКРЫГИН

https://zen.yandex.ru/media/id/5e15dd31dddaf400b1f6c8aa/uhodia-uhodi-5f56a5243b3fcc0674c31648

You Might Also Like

Добавить комментарий