Breaking news, Актуальные темы, Главный редактор, Олег Чекрыгин

Разборка: ев. Фомы с пояснениям

Разборка: ев. Фомы с пояснениям Разборка: ев. Фомы с пояснениям or
Этот очень большой по объему текст, включающий все известные 118 речений Иисуса ев. Фомы с МОИМИ пояснениями к каждому их них, возможно, дочитают до конца лишь те немногие читатели, которые захотят узнать смысл Учения Иисуса, переданный в этом древнем памятнике раннего хрестианства. Тем не менее, я не вижу смысла разбивать текст с пояснениями на какие-то отдельные части – пусть он предстанет перед читателями в том виде, в котором был обретен. И каждый сам волен решить для себя, насколько его интерес к словам Самого Иисуса способен превысить и преодолеть привычные лень и равнодушие. Канонические евангелия значительно больше по объему, чем предлагаемый вашему вниманию текст, но хватает же у вас терпения читать и перечитывать их неоднократно? Ну так наберитесь того же терпения и ПРОЧТИТЕ!

Еще одно замечание, чисто техническое: в каждом стихе, снабженном номером, сперва расположен текст евангельского речения, а за ним – мое разъяснение смысла, каким он мне видится, выделенный жирным шрифтом для удобства читающих. Итак, текст – впереди, пояснение – за ним следом жирным шрифтом, а не наоборот, как может кому-то показаться.
«Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.
1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
О Боге и рождении от Духа. Поверивший в Бога Истинного Отца Небесного, взыскав Его по вере, получит Рождение Свыше от Духа и ссам станет БОГОМ!
2. Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас.
Человек является средоточием ЦН в этом мире, через него оно проявляется, вход в него – в человеке.
3. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность.
Поверив в Бога, как своего Отца – в этом познание себя – человек рождается Свыше Сыном Божиим. Не познавший себя Сыном Божиим остается смертным человеком
4. . Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.
О рождении Свыше, самого себя родившийся Свыше «младенец» спросит о «месте ЖИЗНИ», то есть ЦН, в которое он родился Свыше; семь дней – намек на венец шестодневного творения мира и человека; первый-разум плоти, последний – рожденный духом, и они станут одним – бессмертной личностью человека в Вечной Жизни
5. Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, – откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
Истинное познание в Боге, и Им открывается человеку суть вещей
6. Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.
Опровержение религиозного Закона (любого) – только личная праведность пред Богом
7. Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком.
О победе Разума над своим внутренним зверем
8. И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!
О вере в Бога Истинного: малые рыбы – языческие верования в ложных богов, большая – вера в Истинного Бога, Отца Небесного, проповеданного Иисусом
9. Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил (семена).
Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их.
Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо.
И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их.
И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер на одну.
О проповедании Благой Вести о Вечной Жизни: уверовавшие своей проповедью приведут за собой в ЦН сотни новых последователей.
10. Иисус сказал: Я бросил огонь в мир, и вот я охраняю его, пока он не запылает.
О проповедании Благой Вести о Вечной Жизни: Благовестие приходится раздувать и поддерживать, как огонь в начале
11. Иисус сказал: Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут.
О рожденных свыше
12. В дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы – одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?
О рождении Свыше. Для того чтобы съесть живое, его нужно умертвить, и потом умерщвленное оживает живой плотью человека. Рожденный Свыше живет во плоти и живет в Божьем Свете, как бы разделяясь в себе на временное и вечное. Просвещенный Светом уже не может убить, чтобы съесть – и что тогда делать, как кормить свою плоть за счет умерщвления живого? Жизнь священна.
13. Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля.
Учитель Веры в Отца. Только безмерное уважение к реченному Иосифу могло подвигнуть Иисуса на такое речение о нем: ради явления Разума, как венца творения Богом был сотворен мир, и явились небо и земля – и таковым явлением и воплощением Божественного Разума Иисус величает кого? Очевидно, что Своего учителя веры. Намек на то, что Иисус не первый Божий избранный Отцом для благовестия, находим у Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». то есть оказались недостойны Божьего доверия. То есть, до Иисуса Отец открывался избранным Им, и у Иисуса мог быть учитель веры в Отца, по принятии которой Он получил Рождение Свыше в Крещении Духом, Усыновление Отцом в Сына Божия и избрание Благовестником Бога Истинного в сопровождении Божественных дарований Духа.
14. Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил.
И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им: Если я скажу вам одно из слов, которые он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня, огонь выйдет из камней (и) сожжет вас.
«Я – Сын Божий»
15. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу.
И если вы приходите в какую-то землю и идете в селения, если вас примут, ешьте то, что вам выставят.
Тех, которые среди них больны, лечите.
Ибо то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из ваших уст, это вас осквернит.
О НЕисполнении законов и религиозных предписаний иудейского и прочих языческих лже-богов.
16. Иисус сказал: Когда вы увидите того, который не рожден женщиной, падите ниц (и) почитайте его; он – ваш Отец.
Об Отце Небесном в вечности. Интересным является намек на то, что языческие божества невидимы потому, что являются всего лишь фантазийным плодом религиозных страхов и в реальности САМИ не существуют – но лишь в виде рукотворных идолов для поклонения.
17. Иисус сказал: Может быть, люди думают, что я пришел бросить мир в мир, и они не знают, что я пришел бросить на землю разделения, огонь, меч, войну. Ибо пятеро будут в доме: трое будут против двоих и двое против троих. Отец против сына и сын против отца; и они будут стоять как единственные.
Не принявшие Учения Иисуса будут считать себя единственно правыми и враждовать с его учениками.
18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.
О Духе, который дышит где хочет и входит в сердце человека только по вере его в Бога Истинного, Отца Небесного
19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
О рождении Свыше: в нем начало Вечной жизни, и конец смерти тела рожденных Свыше приводит туда, где было для них Ее начало
20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник.
О рождении Свыше: тот кто был ЧЕЛОВЕКОМ(победил своим Разумом своего внутреннего зверя), блажен, потому что за это ВОЗНИК, родившись Свыше.
21. Если вы у меня ученики (и) если слушаете мои слова, эти камни будут служить вам.
Ученики Иисуса сделаются подобными Ему Богами, поверив Иисусу, уверовав в Истинного Бога Отца и по вере родившись Свыше. Участь человека в Вечности – стать Богом.
22. Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти.
О рождении свыше и Богопознании: пять чувств познавшего Бога становятся неподвижны как деревья в раю, и листья их не поколеблются
23. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, чему подобно царствие небесное. Он сказал им: Оно подобно зерну горчичному, самому малому среди всех семян. Когда же оно падает на возделанную землю, оно дает большую ветвь (и) становится укрытием для птиц небесных.
О рождении Свыше по вере в Бога Истинного и возрастании в Духе
24. Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.
О вере в других богов и традиционных религиях, которым до сих привержены ученики: перед ними они безоружны (голы) и отрекаются от проповеди Иисуса
25. Поэтому я говорю: Если хозяин дома знает, что приходит вор, он будет бодрствовать до тех пор, пока он не придет, и он не позволит ему проникнуть в его дом царствия его, чтобы унести его вещи. Вы же бодрствуйте перед миром, препояшьте ваши чресла с большой силой, чтобы разбойники не нашли пути пройти к вам. Ибо нужное, что вы ожидаете, будет найдено.
Иудаизм и всякая религия будет защищать себя от опровержение всеми средствами. И потому ученики Иисуса должны укрепиться в вере и доверии Ему, чтобы не быть повержены. А рождение свыше постигнет их по их укреплению их в вере.
26. Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел поспешно, – его серп в руке его, – (и) он убрал его. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!
Если бы кто из них ПОЗНАЛ несомненной верой Бога Истинного, он бы пожал плод своей веры немедленно
27. Иисус увидел младенцев, которые сосали молоко. Он сказал ученикам своим: Эти младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в царствие. Они сказали ему: Что же, если мы – младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в [царствие].
О рождении свыше: родившийся как младенец, вначале ничего не понимает, и начнет понимать постепенно, отказываясь от понятий мира – как мы, читая этот текст
28. Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.
О единстве будущей Церкви Иисуса верующих в Него: не в организационной сплоченности Единство Церкви, но в поодиночке стоящих среди толп верующих в Него
29. Ученики его сказали: Покажи нам место, где ты, ибо нам необходимо найти его. Он сказал им: Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то – тьма.
Для рожденного свыше все открыто Богом во Свете, в том числе и «место» Иисуса; неверующие ученики (покажи и уверуем) – тьма
30. Иисус сказал: Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его как зеницу ока твоего.
Синоптизм (то, что заимствовано синоптиками, знакомое по синоптическим евангелиям). Замечу, что любовь жертвенная не ко всем подряд, но лишь к таким же рожденным Свыше детям Отца, братьям Иисусу и друг другу.
31. Иисус сказал: Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в твоем глазе ты не видишь. Когда ты вынешь бревно из твоего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Синоптизм.
32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия. Если не делаете субботу субботой, вы не увидите Отца.
Иудаизация, пример из иудаизма – вряд ли Иисус приводил иудаизм ученикам в пример, суббота добавлена позднее. Если удалить упоминание субботы, речение становится абсолютно логичным: «Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия, вы не увидите Отца»
33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.
Единство Иисуса с Отцом: «я Бог, явился в мире». Крик души – свидетельство отвержения Иисуса миром. «Они приходят в мир пустыми» – душа еще не родилась в них рождением Свыше; «они ищут снова уйти из мира пустыми» – не ищут рождения Свыше; поскольку опьянены жизненным пребыванием в мире: только возжелав Вечности, люди покаются, отвергнув обольщение мира как желание остаться в нем навечно
34. Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это – чудо. Если же дух ради тела, это – чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.
Рождение Свыше от Духа: плоть Разума произошла Промыслом ради порождения Разума, способного впоследствии родиться Свыше в Духа. Родившиеся Свыше продолжают до времени пребывать во плоти
35. Иисус сказал: Там, где три бога, там боги. Там, где два или один, я с ним.
В язычестве у каждого свой бог, на троих – три разных бога; Иисус с теми двумя или одним, кто ради Него отказался от своих богов, от язычества.
36. Иисус сказал: Нет пророка, принятого в своем селении. Не лечит врач тех, которые знают его.
Синоптизм
37. Иисус сказал: Город, построенный на высокой горе, укрепленный, не может пасть, и он не может быть тайным.
Против тайнознания: вера в Царствие Небесное и Вечную жизнь спасительна сама по себе и не нуждается в постижении каких-то особых тайн
38. Иисус сказал: То, что ты услышишь твоим ухом, возвещай это другому уху с ваших кровель.
Против тайнознания – его надлежит разоблачать перед всеми.
Ибо никто не зажигает светильника (и) не ставит его под сосуд и никто не ставит его в тайное место, но ставит его на подставку для светильника, чтобы все, кто входит и выходит, видели его свет.
Продолжение против гностицизма с его тайнознанием
39. Иисус сказал: Если слепой ведет слепого, оба падают в яму.
Синоптизм. Но здесь, в связке с предыдущими двумя речениями, Иисус конкретно указывает именно на тайнознателей как слепых поводырей
40. Иисус сказал: Невозможно, чтобы кто-то вошел в дом сильного и взял его силой, если он не свяжет его руки. Тогда (лишь) он разграбит дом его.
Синоптизм. «Царствие Небесное силою берется». Невозможно разрушить плененность миром, если не обуздать свои греховные страсти и злые желания – справься с собой и сумеешь стать гражданином Неба.
41. Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя.
Синоптизм. О навязчивости желаний и мирских попечений и забот, одолевающих человека днем и ночью, и наяву и во сне
42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда [вы увидите] сына того, кто жив, и вы не будете бояться.
О рожденных свыше при их выходе из мира сего, одежды – тела, которые совлекаются с Вечных смертью тела как одежда, смерти нет, она над рожденными Свыше не властна, и вообще незаметна при переходе из временности в Вечность
43. Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые я вам говорю, и у вас нет другого, от кого (вы можете) слышать их. Наступят дни – вы будете искать меня, вы не найдете меня.
Личная трагедия Иисуса – неверие и непонимание учеников
44. Иисус сказал: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они спрятали их и не вошли и не позволили тем, которые хотят войти. Вы же будьте мудры, как змии, и чисты, как голуби.
Противопоставление иудаизма и Истинного Богопознания. Взирая на Бога истинного, надлежит очиститься от иудаизма и прочего всякого язычества, веры в ложных богов
45. Иисус сказал: Виноградная лоза была посажена без Отца, и она не укрепилась. Ее выкорчуют, (и) она погибнет.
Противопоставление лжеверия иудаизма и прочего язычества – и Истинного Богопознания
46. Иисус сказал: Тот, кто имеет в своей руке, – ему дадут; и тот, у кого нет, то малое, что имеет, – у него возьмут.
Укор ученикам в неверии: по вере дастся Богопознание; у неповерившего и начаток веры отнимется
47. Иисус сказал: Будьте прохожими.
О рожденных свыше. Об отвержении мира как единственной формы бытия Разума
48. Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? (Иисус сказал им): Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево.
Личная трагедия Иисуса: неверие учеников. Противопоставление Его Учения иудаизму: пребывают в язычестве и отвергают Богопознание; превозносят свою суетную веру, но отвергают ее языческое происхождение
49. Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца, – ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына, – ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа святого, – ему не простится ни на земле, ни на небе.
Синоптизм
50. Иисус сказал: Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своего сокровища. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце, (и) он говорит плохое, ибо из избытка сердца он выносит плохое.
Синоптизм
51. Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. <…> Но я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанна.
Адам как иудаизирующая вставка. Иоанн, как известный ученикам пророк, их первый учитель, упомянут Иисусом как высший авторитет для них; но Иисус противопоставляет его ложное «величие» Своему благовестию: любой, кто доверится благой вести Иисуса как ребенок взрослому, получит по вере Рождение Свыше и Богопознание, несравнимое с мирским почитанием Иоанна. Если выкинуть из речения Адама, то получится абсолютно логичное построение речения в котором Адам вообще не причем, и пришит сюда белыми нитками: «Из рожденных женами нет выше Иоанна Крестителя. <…> Но я сказал: Тот из вас, кто станет малым, познает царствие и будет выше Иоанн».
52. Иисус сказал: Невозможно человеку сесть на двух коней, натянуть два лука, и невозможно рабу служить двум господам: или он будет почитать одного и другому он будет грубить. Ни один человек, который пьет старое вино, тотчас не стремится выпить вино молодое. И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались, и не наливают старое вино в новые мехи, дабы они не испортили его. Не накладывают старую заплату на новую одежду, ибо произойдет разрыв.
Полное противопоставление старых вер и Учения Иисуса
53. Иисус сказал: Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме, они скажут горе: Переместись! – и она переместится.
Синоптизм. Любовь и согласие сдвигают горы.
54. Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.
О рождении Свыше: ученики Иисуса найдут Царство в рождении Свыше из него, и по смерти тела «вернутся» в него, потому что избраны от него
55. Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он… в их образ. Если вам говорят: Кто вы? – скажите: Мы его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? – скажите им: Это движение и покой.
О рождении Свыше: родившиеся во Свете, принявшем их образы в Себя, стали Сынами Божьими, и живя в мире содержат в себе Мир Духа
56. Сказали Ему Его ученики: В какой день воскресение мертвых настанет, и в какой день новый мир придёт?Он сказал им: Тот (покой), который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его.
О рождении Свыше: противопоставление иудейским эсхатологическим ожиданиям всеобщего воскресения и подлинного воскресения через Рождение от Духа, мертвые Духом, родившись Свыше, уже ожили в вечную жизнь
57. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.
Личная трагедия Иисуса: ученики не поверили Ему, и остались иудеями, назоряеми и язычниками, кто во что горазд
58. Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу.
Отвержение иудейства и еврейства, полный и окончательный разрыв с ним. Сам Иисус не был обрезанным иудеем
59. Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше – царствие небесное.
Синоптизм, заповеди блаженства. Те, кому в этом мире ничто не дорого – бедные, которых есть ЦН
60. Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня.
Синоптизм. Крест указывает на неподлинность речения, его позднюю редакцию, включающую в себя информированность о крестной смерти Иисуса
61. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп – мир недостоин его.
О рождении Свыше: для него мир умер; рожденного свыше мир недостоин
62. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие] семена. Его враг пришел ночью, высеял плевел вместе с хорошими семенами. Человек не позволил им (служителям) вырвать плевел. Он сказал им: Не приходите, чтобы, вырывая плевел, вы не вырвали пшеницу вместе с ним! Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.
Синоптизм. Враг Разума – животное, скотское в человеке – является врагом Бога и препятствием вхождения в ЦН
63. Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь.
Синоптизм: употребляющий усилие ЧЕЛОВЕЧНОСТИ входит в ЦН
64. Сказал Иисус: Смотрите на Живого пока вы живы, чтобы вам не умереть, и вы будете искать увидеть Его и не сможете увидеть.
Личная трагедия Иисуса: неверие учеников при Его земной жизни
<Он увидел> самарянина, несущего ягненка, поднимаясь в Иудею. Он сказал Своим ученикам: Что с ягненком?
Обличение человеконенавистнического иудаизма: самарянин, «поднявшийся» до иудаизма и приносящий свою наивную языческую веру в жертву человеконенавистнической «богоизбранной» единственности еврейства
Они сказали Ему: Чтобы умертвить его и съесть. Он сказал им: Пока он жив, он не съест его, но когда он умертвит его, он станет трупом. Они сказали: Иначе он не сможет сделать этого. Он сказал им: Вы сами ищите себе места в покое, чтобы вы не стали трупом, и вас не съели.
Противопоставление живого мертвому: пока жив не съедят, съедят, если уже труп. Жизнь в ЦН, в которое нужно родиться, чтоб не умереть и не превратиться в труп, который съедят
65. Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе: один умрет, другой будет жить.
О рождении свыше: человек и его порождение свыше, дух в Духе, едины во время жизни, тело умрет, жизнь духа продолжится;
Саломея сказала: Кто ты, человек, и чей ты (сын)? Ты взошел на мое ложе, и ты поел за моим столом. Иисус сказал ей: Я тот, который произошел от того, который равен; мне дано принадлежащее моему Отцу. (Саломея сказала:) Я твоя ученица. (Иисус сказал ей:) Поэтому я говорю: если некто становится единым, он наполняется светом, когда же он становится разделённым, он наполняется мраком.
О Единстве Сына с Отцом; в единстве человека со своим духом просвещение; в отделенности от Духа – тьма
66. Иисус сказал: Я говорю мои тайны… тайна. То, что твоя правая рука будет делать, – пусть твоя левая рука не знает того, что она делает.
О сохранении доверенных тайн Иисуса ( главная тайна: Я – Сын Божий)
67. Иисус сказал: Был человек богатый, у которого было много добра. Он сказал: Я использую мое добро, чтобы засеять, собрать, насадить, наполнить мои амбары плодами, дабы мне не нуждаться ни в чем. Вот о чем он думал в сердце своем. И в ту же ночь он умер. Тот, кто имеет уши, да слышит!
Синоптизм. О суетности мирских попечений
68. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда он приготовил ужин, он послал своего раба, чтобы он пригласил гостей.
Он пошел к первому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У меня деньги для торговцев, они придут ко мне вечером, я пойду (и) дам им распоряжение: Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин пригласил тебя. Он сказал ему: Я купил дом, и меня просят днем. У меня не будет времени. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Мой друг будет праздновать свадьбу, и я буду устраивать ужин. Я не смогу прийти. Я отказываюсь от ужина. Он пошел к другому, он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я купил деревню, я пойду собирать доход. Я не смогу прийти. Я отказываюсь. Раб пришел, он сказал своему господину: Те, кого ты пригласил на ужин, отказались.
Господин сказал своему рабу: Пойди на дороги, кого найдешь, приведи их, чтобы они поужинали.
Покупатели и торговцы не войдут в места моего отца.
Синоптизм. О суетности мирских попечений. О рождении от Духа через призвание к вере в Отца, о Трапезе Господней
69. Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них. Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те схватили его раба, они избили его, еще немного – и они убили бы его. Раб пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть, они его не узнали (в оригинале: Может быть, он их не узнал). Он послал другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына. Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот, кто имеет уши, да слышит!
Синоптизм. Притча о виноградарях, отвергнувших Отца через убийство Сына
70. Иисус сказал: Покажи мне камень, который строители отбросили! Он – краеугольный камень.
Об Иисусе и его учении, отвергнутом учителями веры
71. Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе, нуждается во всем.
Чем больше видишь, тем больше хочется иметь, а нуждаясь в самом себе это желания внутри самого человека, его хотелки
72. Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.
Об учениках Иисуса: ненавидящие и преследующие их сами не найдут себе места в Царствии
73. Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено.
О борьбе с собой тех кто по вере в Отца сподобился Богопознания, путь их не окончен, они преследуются своими греховными желаниями, и не дав им насытиться, ищущие Бога и алчущие вечной жизни с Ним – получат ЦН
74. Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас.
О рождении Свыше: оно спасет от смерти; не родившиеся – умрут и исчезнут
75. Иисус сказал: Я разрушу [этот] дом, и нет никого, кто сможет построить его [еще раз].
О своем НЕТЕЛЕСНОМ воскресении в Вечную Жизнь с Отцом в ЦН
76. [Некий человек сказал] ему: Скажи моим братьям, чтобы они разделили вещи моего отца со мной. Он сказал ему: О человек, кто сделал меня тем, кто делит? Он повернулся к своим ученикам, сказал им: Да не стану я тем, кто делит!
Синоптизм. Отказ от руководства и духовничества в мирских попечениях
77. Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы он послал работников на жатву.
Синоптизм. О благовестии
78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.
О лжеверии языческом и иудейском: эти боги не существуют
79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.
Синоптизм. Сравнение рождения свыше с великим празднеством бракосочетания: рожденные усыновляются Богу и входят в торжество единения для вечного пребывания с Ним.
80. Иисус сказал: Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товары, который нашел жемчужину. Этот торговец – мудрый: он продал товары (и) купил себе одну жемчужину. Вы также – ищите его сокровище, которое не гибнет, которое остается там, куда не проникает моль, чтобы съесть, и (где) не губит червь.
Синоптизм. Об Учении Иисуса
81. Иисус сказал: Я – свет, который на всех. Я – всё: всё вышло из меня и всё вернулось ко мне. Разруби дерево, я – там; подними камень, и ты найдешь меня там.
О единстве с Отцом. Пантеизм. Бог присутствует во всем творении своим Замыслом и Промыслом
82. Иисус сказал: Почему вы пошли в поле? Чтобы видеть тростник, колеблемый ветром, и видеть человека, носящего на себе мягкие одежды? [Смотрите, ваши] цари и ваши знатные люди – это они носят на себе мягкие одежды и они не смогут познать истину!
Богатство и власть как ветер траву гнут человека к земле, делая неспособным к Богопознанию. Ср. с синоптиками: Иоанн Креститель, приплетенный синоптиками, оказывается, вообще не имеет никакого отношения к этому речению
83. Женщина в толпе сказала ему: Блаженно чрево, которое выносило тебя, и [груди], которые вскормили тебя. Он сказал ей: Блаженны те, которые услышали слово Отца (и) сохранили его в истине. Ибо придут дни, вы скажете: Блаженно чрево, которое не зачало, и груди, которые не дали молока.
Синоптизм. Женщина – о своем самом для нее сокровенном – телесном рождении человека, к тайне которого она причастна, а Иисус – о Богопознании; телесное рождение временно как и телесная жизнь, и закончатся дни его вместе с человеческой цивилизацией, которая не вечна; а рождение Свыше вводит человека в подлинное блаженство вечности и личного бессмертия
84. Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело, – мир недостоин его.
Иисус противопоставляет земное рождение рождению свыше, осознавший что тело – это не он, способен найти Бога и родиться свыше
85. Иисус сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется.
Богатство – путь к земной власти; употребляющий усилие в Богопознании от земных богатства и власти должен отказаться
86. Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали от меня, вдали от царствия.
Нельзя прийти в ЦН иначе чем через Ииуса
87. Иисус сказал: Образы являются человеку, и свет, который в них, скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется, и его образ скрыт из-за его света.
Свет земной помогает видеть и различать; Свет Небесный, наоборот, скрывает в Себе Бога от видения Его
88. Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас, – они не умирают и не являются – сколь великое вы перенесете?
Противопоставление низменных и высоких стремлений: подобные ему самому радуют человека, оправдывая его греховность – я не один такой, и это меня оправдывает; но примеры высоты человеческого духа непреходящи, и взирая на них, до чего сам человек способен дотянуться, зависит от него самого
89. Сказал Иисус: Адам возник из великой силы и великого богатства, и он не был достоин вас. Ибо если бы он был достоин, он не вкусил бы смерти.
О возможности родиться свыше ученикам Иисуса, которой были лишены люди до Него (родившийся от Самого Бога Адам умер) – сомнительно в отношении адама. Адам, как образ смертного человека – возможно
90. Иисус сказал: [Лисицы имеют свои норы], и птицы имеют [свои] гнезда, а Сын человека не имеет места, чтобы преклонить свою голову (и) отдохнуть.
Синоптизм
91. Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих.
Несчастен человек во власти телесных желаний, и душа его во власти и самого тела, и его греховных скотских желаний
92. Иисус сказал: Вестники приходят к вам и пророки, и они дадут вам принадлежащее вам. И вы сами отдайте им то, что у вас, и скажите себе: «В какой день они приходят и забирают принадлежащее им?»
Ученики уже имеют все через научение Иисусом, никто уже не может что-то добавить к Учению; зато сами ученики могут одарить приходящих «учителей» учением Иисуса, и посоветовать им забрать свое учение как им ненужное.
93. Иисус сказал: Почему вы моете внутри чаши (и) не понимаете того, что тот, кто сделал внутреннюю часть, сделал также внешнюю часть?
Синоптизм
94. Иисус сказал: Придите ко мне, ибо иго мое – благо и власть моя кротка, и вы найдете покой себе.
Синоптизм
95. Они сказали ему: Скажи нам, кто ты, чтобы мы поверили в тебя. Он сказал им: Вы испытываете лицо неба и земли; и того, кто (что?) перед вами, – вы не познали его; и это время – вы не знаете, (как) испытать его.
Личная трагедия Иисуса – неверие учеников
96. Иисус сказал: Ищите и вы найдете, но те (вещи), о которых вы спросили меня в те дни, – я не сказал вам тогда. Теперь я хочу сказать их, и вы не ищете их.
Личная трагедия Иисуса – конфликт с учениками, не поверившими Ему
97. Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз. Не бросайте жемчуга свиньям, чтобы они не сделали это…
Синоптизм
98. Иисус [сказал]: Тот, кто ищет, найдет, [и тот, кто стучит], ему откроют.
Синоптизм
99. [Иисус сказал:] Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте… от кого вы не возьмете их.
Синоптизм
100. Иисус [сказал: Царствие] Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто (и) разделила это в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!
Синоптизм Учение Иисуса распространится через немногих учеников на все человечество
101. Иисус сказал: Царствие [Отца] подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, (и) идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала (об этом), она не поняла, (как) действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю (и) нашла его пустым.
Царство в душе ломается отступлением от Бога, растрачивается житейским попечением и может совсем иссякнуть НЕЗАМЕТНО
102. Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного.
О борьбе с грехом и страстями на пути к Богу
103. Ученики сказали ему: Твои братья и твоя мать стоят снаружи. Он сказал им: Те, которые здесь, которые исполняют волю моего Отца, – мои братья и моя мать. Они те, которые войдут в царствие моего Отца.
Синоптизм
104. Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати.
Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне!
Синоптизм. Личная трагедия Иисуса – неверие учеников
105. Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим [учеником], и тот, кто [не] возлюбил своего [отца и] свою мать, как я, не может быть моим [учеником]. Ибо моя мать [дала мне ложь] и [родившая Меня, уничтожила Меня] но Моя истинная Мать дала Мне жизнь.
О рождении Свыше: Иисус не был Богом по рождению
106. Иисус сказал: Горе им, фарисеям! Ибо они похожи на собаку, которая спит на кормушке быков. Ибо она и не ест, и не дает есть быкам.
Синоптизм
107. Иисус сказал: Блажен человек, который знает, [в какую пору] приходят разбойники, так что он встанет, соберет… и препояшет свои чресла, прежде чем они придут.
Враждебность иудаизма учению Иисуса
108. Они сказали [ему]: Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который я совершил или которому я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся!
Об исполнении религиозных предписаний иудаизма и вообще лжеверия на примере иудейского Закона: Сын свободен и Его ученики свободны
109. Иисус сказал: Тот, кто познает Отца и Мать, – его назовут сыном блудницы (выродком)
О рождении Свыше: О неприятии иудейским язычеством Рожденных Свыше
110. Иисус сказал: Когда вы сделаете двоих одним, вы станете сынами Человека., и, если вы скажете горе: Сдвинься, она переместится.
Полное единение с Богом в Его воле: тогда человек уподобится Иисусу и станет Богом
111. Иисус сказал: Царствие подобно пастуху, у которого сто овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока не нашел ее. После того как он потрудился, он сказал овце: Я люблю тебя больше, чем девяносто девять.
Синоптизм
112. Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему.
О рождении выше: принявший учение Иисуса станет Сыном Божиим. Сам Иисус соединится с ним в откровении
113. Иисус сказал: Царствие подобно человеку, который имеет на своем поле тайное сокровище, не зная о нем. И [он не нашел до того, как] умер, он оставил его своему [сыну]. Сын не знал; он получил это поле (и) продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал (и) [нашел] сокровище. Он начал давать деньги под проценты [тем, кому] он хотел.
О тайне Богопознания: передал традиционную веру сыну, тот поделился ею с другим, а сам отказался и забыл, а преемник нашел потрудившись Богопознание и стал делиться им с желающими
114. Иисус сказал: Тот, кто нашел мир (и) стал богатым, пусть откажется от мира!
Привязанность к миру удаляет от Бога
115. Иисус сказал: Небеса, как и земля, свернутся перед вами, и тот, кто живой от Живого, не увидит смерти. Ибо (?) Иисус сказал: Тот, кто нашел самого себя, – мир недостоин его.
О рожденных свыше и познании себя в Крещении Духом
116. Иисус сказал: Горе той плоти, которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти.
Страсти и пожелания губят тело; тело навязывает душе страстные пожелания
117. Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! – или: Вот, там! – Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.
Рождение свыше: Царствие – достояние родившихся свыше
118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное.
О рождении свыше: не женятся и не выходят замуж
Евангелие от Фомы».
Конец.

You Might Also Like