Breaking news

Православие в миссионерском тупике

Православие в миссионерском тупике Православие в миссионерском тупике 80319 original3 710x434

«Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всему творению, кто веру имеет и крестится спасен будет» Евангелие

В детстве ходим за истиной к учителям,
После – ходят за истиной к нашим дверям.
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем – ветром. Вот смысл этой сказки,
Хайям!

1 сентября начало нового учебного года и естественно возникает у нас церковных людей желание поразмыслить шире, пространней о нашей миссии, нашей церковной школе.

В городских храмах объявлено о наборе в детские воскресные школы детей верующих родителей. Кое где еще нас священников допускают и в общеобразовательные школы для преподавания Закона Божия.

И встает реальный вопрос, что мы можем дать преподать детям, студентам?

Начну издалека… В городке Комсомольск на Полтавщине действует, так называемая «Миссионерская духовная семинария». Этот бросовый, точнее будет сказать – броский ярлычек-фишечка «миссионерская», она наклеила на себя в конце 90х годов когда еще миссионерство было в моде. Но, встает неделикатный в этом случае вопрос: кого и куда она, семинария направила миссионерствовать, миссионерить(как хотите, так и назовите) в какую страну нести истину православия? И ответ есть лишь один: Да, ни, какую. Все это наклеилось ради красного словца, ради культурно-духовной моды 90х годов.

Семинария выпускает нас, обычных служебных, требных приходских священников и регентов. И все. Я преподавателям не один раз задавал этот вопрос и ни один раз не получил удобьвразумительного ответа на него. Признаемся и сознаемся, у нас много было и есть показухи, ярлычков и очень много делалось и делается для галочки «фишечки». Все же лучше и честнее называться духовной школе тем, чем она действительно есть просто – семинарией. Но, для честности тоже требуется мужество и усилие, воля подвига.

Следует признать – Православие, к сожалению, никогда не было миссионерской религией. И по всему видно, что никогда не будет. Да, бесспорно, отдельные харизматичные личности у нас были, такие миссионеры как Николай Японский и Иннокентий Иркутский и патриарх Тихон. Но, это единицы и все…У нас по другому, по обрядовому. Мы благословляем жизнь мира обрядами, чинами, последованиями, крестными ходами и праздниками, освящаем поместно жизнь мира и уклад быта той области, района, села в которых живем. Ну, это наше. Это мы.

Факт. Самой миссионерской конфессией на сегодня являются Свидетели Иеговы. Там, миссия поставлен в буквальном смысле слова – на поток. Есть, например, миссионерская школа «Галаад». Заканчивая в ней трехгодичное обучение, студенты получают совершенно белые конверты(типа билетов). Вскрывают их, там написано название страны, читают и узнают, в какую страну им предстоит ехать. Затем еще год они изучают только язык(акцент!) выпавшей им по жребию страны, изучают в совершенстве, также обычаи тех народов к которым едут и уже затем отправляются в путь.

ЧТО ДОБРОЕ, МЫ МОЖЕМ ПРЕПОДАТЬ МИРУ?

И вопрос, как видим в военные дни, не простой. Факт. Православие политически разнолико. Сложность состоит в том, что в связи с военными действиями православие, как таковое тоже разделилось и набрало, натянуло, напялило на себя окраски тех региональных политических группировок воюющих в той, или иной области Украины и России. Православие, как видим воочию, не монолитно. Оно бежит вслед политических партий, стремясь прислужить им. Следовательно Православня церковь сегодня, увы, не может выступить интегрирующей, объединяющей нацию духовной силой. Ей не дано этого. Она всегда была просто обрядовым институтом. Была и остается таковой.

Отсюда и разность преподавания «основ». В Западной и центральной Украине преподают, говоря, что нужно любить Бога и Украину. В восточных областях преподают, что нужно любить Бога и Русский мир.

Ох, тут неразбериха такая, что черт себе, не то что одну, а обе ноги сломает. Этот проклятый интернет и информационное пространство, наверное уже не один раз проклято нашими превозносящимися и кичащимися. Никто теперь ни патриарх, ни митрополит, ни простой священник не может укрыться от «всевидящего глаза» информационных технологий. И здравомыслящие люди, посмеиваясь над нами церковниками, лукаво подмигивая зная наши грешки, начинают нам задавать не детские вопросы, на которые мы по детски, что то лепеча о пространстве «кривых зеркал» никак не можем ничего вразумительно ответить.

Рассмотрев ситуацию в целом, можно предварительно заключить: миссионерство в РПЦ закончилось с 2012 года, с громких разоблачений патриарха Кирилла, истории с «отжимом» квартиры, нанопыли, часов…
Также с увольнения главного миссионера «всея Руси» протодиакона Андрея Кураева. Кураев, надеясь на свой авторитет(вот, простец!) вздумал выступить в роли разоблачителя темных сторон жизни иерархов и порядков царящих в некоторых семинариях. Месяца три он писал, «бомбил» разоблачительными статьями, документами и фотографиями… а иерархи, во главе с патриархом, просто, дружно отмолчались. Хотя бы тебе один подал в суд на «клеветника» Кураева, в защиту своего доброго имени и репутации. Нет! Просто, дружно, соборно отмолчались. Однако общество(в подавляющем своем большинстве) не видит теперь в церкви моральный ориентир.

Естественно, после таких разоблачений, сегодня ни о каком миссионерстве церковных «благословляющих высот» не может быть и речи. Церковь наша после таких «миссионерств» перешла к тупой, глухой самообороне. Это в России.

На Украине у нас тоже не мед. Политически ядовито окрашенные церкви только разделяют общество и натравливают людей один на другого. Но, что самое характерное, в наших украинских церквах оно(миссионерство) и не начиналось, не оформлялось в какие либо пустозвонкие лозунги, прожекты, как в России. Может быть и к лучшему. Нужно просто жить со своим народом и благословлять жизнь мира, освящать праздники и будни, вот главное дело церкви. Тихое и не кричащее.

Сегодня, как и в прошлом действенно христианство малых форм. Если человек, или семья найдет в каком либо приходе скромного батюшку, или простого верующего человека и привязавшись к нему начнет воспринимать перенимать от него истины веры христианской, это уже удавшееся миссионерство и Закон Божий вместе взятые.

Ну, еще может при каком то соборе действовать удачная детская воскресная школа, где преподаватель силой своей харизматичной личности зажигает сердца верой в Бога. Это у нас, кое где, еще есть.

Миссионерство же «огромных форм» видимо, закончилось, так и не начавшись. Опрофанилось и опустозвонилось.

Общиной, скопом, великодержавным «Русским миром», или каким либо другим «миром», сегодня уже никак не преподашь истину веры и благочестивой жизни. Это стало невозможным ни физически, ни юридически. Люди не доверяют огромным формам, церквам иерархов кичащихся и превозносящихся.

Заканчивая повествование. Как не упомянуть тех, кто преподал миру «великое в малом». Как не упомянуть митрополита Антония Сурожского. Говорят: митрополит Антоний, приблизил православие к христианству. Так есть! В этом его непреходящая заслуга. Православие церковь кичащихся, позонерствующих, превозносящихся архиереев и рабски пресмыкающихся пред ними пожилых женщин старушек, увиделось иным за границей. Явило себя таковым, каковым оно и должно быть.

Антоний Сурожский сдвинул наш тяжеловесный, грузный, помпезный Византийско-православный мир в сторону ясной, простой и доступной человечности. В этом его непреходящая и неоценимая заслуга. Православие в 20 веке после митрополита Антония получило ясный ориентир, каковым ему быть в 21 веке, каким ему быть вообще в будущем. После служения митр.Антония наш мир не может остаться прежним, он непременно меняется и будет меняться впредь…
*
Академия – оливковая роща под Афинским Акрополем, в которой
философ Платон сидя, или прохаживаясь, в неспешной, неторопливой, беседе передавал своим ученикам свои философские взгляды на мир и жизнь мира.
Очень, скажу, эффективная школа!

a_avvakum

Источник: ЖЖ

You Might Also Like

Добавить комментарий