Актуальные темы

О Монашеском сектантстве

О Монашеском сектантстве О Монашеском сектантстве smpdbo2n

В тексте по приведенной ниже ссылке описывается технология зомбирования, которую применяют в деструктивных культах. При чтении его у меня невольно возникало множество параллелей с нормами жизни в монастырях, которые обычно считаются “хорошими”. Вот некоторые из них:

“Для оказания мощного психологического воздействия человека можно дезориентировать физиологически: лишить сна, изменить рацион питания и распорядок приема пищи (в отдельных сектах последователей держат на питании с малым содержанием белков и значительным содержанием сахаров, их также могут принуждать к регулярным постам)”.
Здесь параллель очевидна: внешняя сторона монастырской жизни как раз такая.

“Разрушению защитных механизмов психики способствует и отрыв человека от привычной обстановки, в частности, помещение в загородные «учебные центры»”.
И тут очевидное совпадение.

“Когда личность находится в ситуации постоянной контролируемой дезориентации, ее критические способности снижаются. Почувствовав растерянность, человек начинает сомневаться в себе, и это заставляет его искать опору в группе. Объекту кажется, что другие члены группы на происходящее реагируют нормально, и он также стремится скорее адаптироваться к ситуации. Чем меньше объект уверен в себе и своих взглядах, тем более восприимчив он к влиянию группы. Полагаясь на мнение окружения, объект проявляет групповой конформизм, и подчиняется правилам игры”.
Описан обычный процесс вживания в монашескую общину.

“Внушаемость психики также можно повысить через сенсорную депривацию (помещение в абсолютно темную и звукоизолированную комнату)”.
Практика затвора на несколько суток была обычной, например, в общине старца Иосифа Исихаста.

“Для разрушения чувства реальности активно используются техники скрытого гипноза, к примеру, ограничение выбора. Указанная техника навязывает подчинение правилам игры, сохраняя иллюзию свободы выбора… Вербовщик говорит очередной жертве: «Если ты осознаешь, что твоя жизнь складывается как-то не так, то, отказываясь от участия в семинаре, ты позволяешь этому разладу управлять тобой»”.
Послушник или новоначальный монах часто может услышать: “Ты, конечно, свободен и можешь уйти, но знай, что в миру жизнь твоя пойдет наперекосяк”.

“Повышению внушаемости также весьма способствуют отрабатываемые в группе медитации, различные исповеди, групповые молитвы, сеансы психодрамы, психогимнастики, танцы под ритмичную музыку, хоровое пение”.
Практика откровения помыслов старцу, хоть сама по себе и хорошая, зачастую становится просто разрушительной: ученик приучается к несамостоятельности (всё по благословению), а его наставник подсаживается на сильнейший из наркотиков – упоение своей властью над душами.

“Когда жертвы психологически слабеют, начинается внушение им мыслей об их некомпетентности, замусоренности мозгов, порочности, духовном падении. Все проблемы человека, будь то сложности в семейной жизни, конфликты с начальством на работе, избыточный вес, используются для доказательства того, насколько человек слаб и порочен. В его сознание внедряются установки, что он сам виноват в том, что запутался в этой жизни, и без помощи секты самостоятельно ему уже не выпутаться”.
Это также напоминает распространенную духовническую риторику.

“Для усиления эффекта может применяться публичное унижение человека перед группой”.
И это есть: в некоторых монастырях опоздавших на трапезу или допустивших ошибку на богослужении ставят перед всеми на поклоны.

“Неофитам рассказывают, что внешний мир безобразен и невежественен. Невежество людей связано с тем, что они даже не знают о новом «учении», которое может спасти мир. Слушателям внушают, что только их «старая» личность и рациональный ум тормозят их фантастический прорыв в будущее. Для этого необходимо лишь освободиться от устаревших представлений и поверить лидеру секты”.
Тоже узнаваемо: гнушение миром и своим положительным опытом в мирской жизни, гуруизм в отношениях ученика и наставника.

“На данном этапе основным методом подачи информации является подражание. Новичков попарно объединяют с опытными сектантами, которые должны восприниматься ими как образец поведения. Такой принцип, с одной стороны, льстит эго «ветеранов» и заставляет их всегда быть на высоте, с другой же стороны – у новичка пробуждается желание в будущем самому стать образцом для подражания”.
Обычная монастырская практика: поручать обучение новопостриженных монахов их наставникам из числа старшей братии, которые, впрочем, в отличие от игумена не являются полноценными “старцами”.

“Укреплению новой личности способствует наделение новобранца новым именем, смена одежды, прически, языка общения (использование в секте особой терминологии для обозначения тех или иных явлений)”.
Параллель очевидна.

“На неофита зачастую оказывают сильное психологическое воздействие, вынуждая его отдать секте все свои денежные сбережения и имущество, что способствует обогащению группы и формирует материальную зависимость от нее ее членов”.
Это было очень распространенной многовековой практикой, которая в наше время, к счастью, сошла на нет.

“В отдельных группах самофинансирование происходит за счет торговли. Когда последователи бегают под проливным дождем, продавая по диким ценам букетики на улице, они действительно начинают верить, что делают святое дело, что еще больше привязывает их к группе”.
Всем известны “паломничества” монастырских святынь по богатым религиозным центрам в миру, где к ним стекается огромное количество мирян и такие же огромные пожертвования. Недавний пример – путешествие по “русскому миру” поддельных даров волхвов из афонского монастыря св. Павла.

“Со временем членам секты доверяют обучение новичков. Таким образом, жертва сама становится палачом, увековечивая систему организации”.
В монастырях происходит постепенный подъем по иерархической лестнице: недавние новоначальные монахи со временем уже сами становятся наставниками.

Я хорошо понимаю, что сектантский характер некоторых монашеских общин – явление не повсеместное. Оно возможно только в тех монастырях, где есть хоть какие-то попытки вести духовную жизнь. В монастырях-колхозах отношения именно что “колхозные”: начальник, рабочие, дневная норма, работа от зари до зари.
Как показывает история монашества, здоровая духовная атмосфера сохранялась в том или ином монастыре только при жизни его святого основателя или возобновителя. Вскоре после его смерти начинался “разброд и шатание”, свидетельством чему могут послужить хотя бы жития из Печерского патерика. Там описываются ситуации, произошедшие уже после смерти преп. Антония и Феодосия и совершенно невозможные при их жизни: умерший монах остается несколько дней непогребенным, так как по своей бедности он перед смертью никому из братии не заплатил за погребение (Афанасий Затворник). Некоторым ставится в заслугу, что они какие-то работы делают или бесплатно (Марк Гробокопатель), или за умеренную плату, которую мудро распределяют (Алипий Иконописец), и это в общежительном монастыре со студийским уставом.

Как бы то ни было, попытка раннего монашества возродить жизнь первых христиан была с самого начала обречена на неудачу, вместо этого в христианстве появилось нечто новое. У ранних христиан не было общин, собранных вокруг старца-гуру, не было подавления свободы, особых одежд и прочих прибамбасов. Волю епископа не считали волей Божией (для сравнения: “воля старца есть для послушника воля Божия” – обычная сентенция в монашеской литературе).

В монастыре, где игумен хорош, между монахами возникают настоящие добрые братские отношения, а игумен относится к ним, как к родным детям. Он воспитывает их так, чтобы они выросли “в меру полного возраста Христова” и, как результат, они в его отсутствие или после его смерти не позволяют себе расслабляться. Там же, где их свобода подавлена, а не воспитана, всегда происходит по пословице: “кот из дома – мыши в пляс”.
Сам Господь Иисус не называет нас рабами, но друзьями (Ин.15.15). Таким, наверное, и должно быть подлинно евангельское монашество: община друзей Христовых, которые, любя Его, оставили всё, собрались вокруг Него и очищают себя, так как Он чист (1Ин.3.3).

Владимир Шолох

Источник цитат:

Технология зомбирования личности

You Might Also Like

Добавить комментарий