Dima Duke, Блоги, Мнение, Проблемы и скандалы

Верую, ибо уже абсурдно

Верую, ибо уже абсурдно k7dtzlddm 710x434

Из всего того, что в наше время можно делать с православной церковью, а по большому счету и вообще с христианством, осуждать — проще всего. Даже не осуждать, охаять — вот какое слово тут уместнее всего.

Судите сами — в это воскресенье после прекрасной трехчасовой службы в центре я зашел в лютеранский собор, расположенный неподалеку. Я не страдаю высокодуховными ощущениями по поводу какая служба благостна, а какая нет, поэтому скажу кратко: как в православную церковь не хочется заходить, так из лютеранского собора не хочется выходить: всюду тебе лавки, все добрые, ты не ощущаешь себя чужим. После трехчасовой службы меня трудно было оторвать от лавки.

А до того, в субботу я зашел на литургию в совершенно обычный храм в спальном районе. Я поразился: примерно 10% прихожан были мужчины, 20% составляли разнообразные женщины и дети, а 70% оставшихся — абсолютно одинаковые женщины одного возраста, комплекции, роста, с одинаково строго поджатыми губами. Все они как будто бы хоронили свою молодость, сексуальную энергию и Бог знает что еще, притом —  е ж е н е д е л ь н о,  а не радовались воскресшему Богу. Тут уж никакие лавки не помогут.

Смотрите, я уже могу расположить три известных мне события по шкале человеколюбия (условно «как встречают незнакомого в храме»), и с лёгкостью осудить, допустим, последнее, похвалить лютеранский собор и сказать: вот бы моя церковь была ближе к лютеранской и подальше от служб на ногах и постных лиц! Прямо, уходи и иди к лютеранам, раз они такие радостные.

image002  Верую, ибо уже абсурдно image002 320x190

В православной церкви столько грязи, что мне нет ни единой причины там оставаться, если я, как думают некоторые мои знакомые, внезапно на 23 году жизни рванул туда за комфортом, поддержкой, принадлежностью к общности и другое. ;Кто-то думает что я из религиозной семьи, что мне нравятся тамошние песнопения и всяческие цацки, что я не могу оторваться от своих традиций, что три бога для меня лучше чем один (это уже мусульмане мне рассказали); какого только бреда я не выслушивал о себе. Разумеется, все это пыль. Я даже отвращения ко всем церковным атрибутам не испытываю — я к ним равнодушен.

Очевидно, что я посещаю церковь не для того, чтобы постоять на службе, попеть в хоре, побубнить молитвы, ощутить единение с прихожанами, поболтать со знакомыми после Причастия, посмотреть на красиво расшитую спину Владыки, поцеловать Крест,  повоображать себе ангелов в Горнем мире, попить кофе после службы с хорошим другом.

Даже самому непонятливому в этом месте станет ясно, что верующие веруют не потому, что это круто и здорово, а потому что есть Объект, на который направлена их вера; что Он каким-то неведомым способом присутствует на службах, что никакие многочасовые богослужения, оголтелые бабки, безвкусные (или для кого-то прекрасные) хоровые песнопения / золотые цацки не могут отвратить / приблизить к Богу ни на шаг. Бог — это совсем-совсем про другое. Про Другое.

Я виделся с православным священником, который в восторге от обрядовой стороны православия, однако неведомым мне образом исповедует протестансткую догматику. Удивительнее всего то, что люди, разбирающиеся в христианстве и желающие мне, безусловно, добра, решили что это мой двойник и нам будет о чём пообщаться; тогда как парень оказался моей противоположностью.

Я, например, верую, что Иисус Христос воплощался и ходил по земле, а самое главное Он — даёт нам Себя в таинстве Причастия. Кроме того, Христос так отругал фарисеев за то, что они увлеклись обрядовой стороной, совсем позабыв при этом о Боге, что это слово стало нарицательным. Обновление Завета произошло тогда, когда обрядовая сторона веры в Единого Бога перекрыла собой всё, что только можно.

Объяснять веру верующих через их отсталость, умственную несостоятельность, прочие вещи — я не представляю как это возможно в ХХ веке после Клайва Льюиса, Симоны Вейль, Антония Сурожского и других. Возможно, в церкви достаточно отсталых, злых и просто ограниченных людей, но к вере эти вопросы отношения не имеют.

Но речь о другом. Какой бы неудобной и отсталой ни была православная церковь, без лавок и скамеек, со всей её печально известной грязью, — я не собираюсь ни покидать её, ни тем более я не знаю как её «обновлять», несмотря на то, что там вечером утро, а утром вечер, а великолепные содержательные молитвы зачастую тараторят так, будто их самих это достало.

«Поскольку христианские церкви слишком поздно осознали, что им недостает любви, <…> они [оказались] исключительно уязвимы для шантажа, которому современное неоязычество его постоянно подвергает»,  — пишет один современный западный антрополог, под «неоязычеством» подразумевающий современный образ мышления, согласно которому жизнь исключительно для твоего личного удовольствия. Другими словами, каждый дурак сегодня может осуждать себе в угоду церковь, потому что нет ничего проще.

Быть может, этот дурак не подходил к Чаше с со страхом божиим и верою; со страхом и трепетом не совершал свое спасение. Или совершал, но что-то пошло не так — и он теперь известный борец с религиозным мракобесием, например. Тема отдельная и тоже интересная — как слетает крыша в Церкви и “после” неё.

В это воскресенье на службе до меня вдруг дошло, как это — «верую, ибо абсурдно». Может быть, это настала вторая стадия, после первой типичной для атеиста и рационала «верую, потому что логично»? В то время, когда уже некоторые православные священники объясняют всё, что угодно, вплоть до Причастия эффектом плацебо, в этот век пара и электричества, а так же йоги и психопрактик, когда православные церкви под завязку забиты натуральными фарисеями (хотел бы я сам себе здесь возразить!), во мне выросло что-то, что позволяет вместить в себя слова Достоевского «Если истина не со Христом, то я останусь со Христом, а не с истиной». Да, до меня доходит весь абсурд ситуации, но покидать ПЦ я пока что не собираюсь. Пока — некуда.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку