Актуальные темы, Богословие и богослужение

Валентин Вайгель. «О жизни Христовой»

Валентин Вайгель. «О жизни Христовой» 20130415 DSC 0824 452x600 200x200

О том, что […] христиане не казнят грешников и не изгоняют еретиков.

В Ветхом Завете при Моисее земной народ Израиля должен был хранить чистоту и непорочность, чтобы являться примером для язычников и чтобы славилось имя Божие, о каковом имени не только Иудеям, но и язычникам вместе надлежит спастись (Деян. 4, 12). Поэтому в то время необходимо было наказывать зло телесным образом, чтобы некоторые, не желающие быть благочестивыми по вере и любви, не смущали и не соблазняли весь народ хотя бы из-за принуждения закона и страха перед наказанием. Поэтому прелюбодеи побивались камнями, совершивших убийство казнили, и лжепророков также побивали камнями до смерти. Ибо народ в целом не был запечатлен Святым Духом и не мог испытывать духов (1 Ин. 4, 1). С ними был только дух отцов, дух рабства, [по слову Апостола (Гал. 4, 24)]; да к тому же и по этому духу жили совсем немногие.

Мы же в Новом Завете у Христа, принадлежа святому граду Божию, все имеем дух усыновления (Гал. 4, 26), дарованный нам Отцом и Сыном, и запечатлены любовью Божией, так что мы можем и должны испытывать духов – но не казнить тех, кого можно опасаться как ложных пророков, и не изгонять их. Ибо тому, кто Христов, они нисколько не повредят, ибо христианин – это камень, и неверующие, не принадлежащие святой Церкви, не могут обольстить его. И если казнить еретиков, то нужно было бы переубивать половину человечества, ведь весь мир – против Христа.

Также не казнят христиане никакого грешника, ибо в них действует Божье и Христово милосердие. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Кто такой грешник? Вор, разбойник, прелюбодей, убийца, ростовщик etc. Они [уже] мертвы, поэтому не казнить их должно, но обращать и оживлять. Грех присущ внутреннему человеку, и преступник – внутренний человек, а не его тело, которое Бог вовсе не желает умерщвлять. Бог или отпускает грех по благодати – и тогда [грешник], будучи в теле, обратится; или же наказывает его вечным осуждением. Христос не хочет, чтобы были выпалываемы плевелы, ибо вместе с ними может быть выдернута и пшеница. Это должны сделать Ангелы, и не сейчас, а в день Суда (Мф. 13, 29-30). Всякий человек есть грешник и слепец – а как может один слепец вести другого? как может один грешник казнить другого из-за греха? не оба ли упадут в тёмный ров (Мф. 15, 14)? Те, кто Христовы, помогают Ему искать пропавшую овцу, обвязывать и исцелять раненого, животворить мёртвого. Если же христиане не делают этого, но казнят грешников и еретиков (что, впрочем, невозможно ), то скажет им Господь: «Лукавый раб! все долги твои Я простил тебе, все твои грехи отпустил, ибо ты умолил Меня. Не надлежало ли и тебе так же умилосердиться над этим твоим собратом» (Мф. 18, 32-33) и поступить с ним по-братски, [отнюдь не дерзая лишать] его жизни в теле? Ибо как хочешь ты, чтобы поступали с тобою, так и ты должен поступать (Мф. 7, 12). Если бы ты впал в такой же грех, ты бы захотел, чтобы тебе оказали милость, не казнили, но обратили и оживотворили. Подумай и о том, что твоему со-человеку прилучился явный грех, а ты согрешаешь тайно – и повинен такому же осуждению.

Христианство заключается во внутреннем человеке, живущем для Бога в добровольном послушании и чистоте, а не в делах плоти, как Иудейство etc. Также и грех духовен, и не может наказываться никем, кроме Бога. Христиане благочестивы по вере, не из-за страха наказания, и праведны изнутри. Если же кто по немощи падает в грех телесно, то христиане помогают ему восстать, но не казнят его. Павел говорит о еретике: если ты раз или два убеждал его, [а он не внял] – удались от него, но отнюдь не убивай его (Тит. 3, 10). И кровосмесителя в Коринфе предал он сатане, а после совершённого покаяния принял его вновь – но не повелел обезглавить его (1 Кор. 5, 3-5). Так же поступил и Сам Христос со взятой в прелюбодеянии женой, когда сказал Он [осуждающим её]: кто из вас без греха, первый брось на неё камень – но они все ушли оттуда. Поэтому говорит Он ей: иди и впредь не греши (Ин. 8, 3-11). Итак, заключаем: христиане никого не казнят и не изгоняют, ни еретика, ни грешника, но они поступают, как поступал Христос, их Господь (1 Ин. 2, 6), и исполняют закон Христов с любовью (Гал. 5, 14).

Источник и перевод: о.Петр Мещеринов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку