Актуальные темы, Богословие и богослужение

В страстном стремлении пожить

В страстном стремлении пожить  comm dl men st otec 200x200

Записка неизвестного автора по вопросу об указе митрополита Сергия (Страгородского) о поминовении властей

Против поминающих власти

Митроп[олит] Сергий издал распоряжение о поминовении вла­стей. Оно разослано по приходам и монастырям и, к стыду православного духовенства, принято почти везде. Среди принявших поминание находятся столь известные лица, как о. Кедров в Сокольниках, старец Георгий в Даниловом монастыре.

Многие из принявших поминовение чувствуют, что поступили против совести, знают сердцем, что их дело — мерзость перед Богом [2], насилуют свою душу и продолжают свое гнусное дело. И чего, чего не выдумывают они в свое оправдание: и любовь к ближним, забыв любовь к Богу; любовь к слабым и неготовым к страданию, ради спа­сения которых будто бы все это делается, забыв о том, что никогда мученики не «готовились» к страданию и что спасение на небе и во Христе, а не в земных компромиссах, что, спасая земное благополучие людей, они губят их души для вечной жизни; и необходимость (мни­мую!) установить правильные отношения между Церковью и государством, забыв, что между верными рабами Христа Спасителя, чадами Его святой Церкви, и богоборцами, богохульниками, напоенными всякими мерзостями земными, не может быть иного отношения, как гонимых и гонителей, ибо какая часть свету со тьмою, истине с не­правдою, какой союз Христу с Велиаром, что общего Церкви Божией с идолами, верным с неверными (II Кор. VI, 14—17)? В страстном стремлении пожить тихое и безмятежное житие с лицемерным смире­нием говорят они о слабости своей, и главным образом чужой, и с тем же лицемерием говорят о своей вере в милость Божию; с лицемерием, ибо смиряются перед людьми, а не перед Богом, заповедавшим быть совершенными, как Отец Небесный, а не успокаиваться на грехах своих, не делать их основой для своих действий, и верят в милость человеческую, а не Божию, по которой тихое и безмятежное житие дается за молитву, а не за двоедушие, не за служение Богу и маммоне.

Ибо что как не двоедушие, как не служение двум господам есть по­миновение властей в той форме, как оно дано м[итрополитом] Серги­ем и всеми его сторонниками и последователями? «О стране Российстей и о властех ее» — что это значит? Какое молитвенное содержание должен вкладывать в эти слова молящийся? С какой жертвой сердеч­ной предстоит он пред Судией нелицеприятным, произнося слова «о властех ее»? Что за курение возносится Владыке душ и телес с сердеч­ного жертвенника? Каждый православный христианин должен спро­сить об этом, чтобы молитва его была подлинно воней благовонной и угодной Богу, а не смрадом гниения, оскверняющим святость теле­сного храма и способным вызвать только праведный гнев Господень.

М[итрополит] Сергий в послании и на деле показал, что их радо­сти — его радости, их горести — его горести. Каковы радости и го­рести богоотступников и богоборцев, всем известно: это успехи и неудачи в борьбе с христианством. Известно и то, что радости и го­рести христиан как раз обратные: уничтожение богослужения для от­ступников — торжество, для нас — великое горе. Только слепые могут не видеть, что между святой, непорочной Невестой Христовой, Цер­ковью, и партией, мерзкой блудницей, напоенной кровью свидете­лей Христовых, не может быть общности интересов. Христианская любовь и милосердие побуждают молиться за врагов, в том числе и за врагов Самого Христа и Его св. Церкви. Молитва эта может быть только одна — чтобы Господь просветил и спас их от той вечной гибе­ли, к которой они стремятся. И такая молитва есть (139), и Церковь так и молится. Так думают молиться о властях и все, хочется думать, те, кто соглашается поминать их, и некоторые из них так и говорят. Но по­чему же они молятся не так, как указывает святая Церковь, — открыто и прямо? Почему скрывают они свои чувства и мысли за столь общей формулой — «о властех ее», в которой ничего не отражается и которую можно понимать как угодно? Откуда этот страх перед истиной?

Ясна причина этого двоедушия: ведь такая молитва нужна не Церкви, которая и так молится за отступников, а нужна она этим самым отступникам, и, конечно, для достижения не целей Божьего домостроительства, а своих, земных целей. Боясь отступников, не смеют они открыто молиться так, как указывает Церковь и совесть, а боясь Бога, — не находят сил прямо от Него отречься. И в трусливом трепете закрывая уши, чтобы не слышать обличительных слов Спаси­теля: «… никтоже не может двема господинома работати» (Мф. VI, 24), хотят содержанием молитвы служить Богу, а формой ее — маммоне. Забыли они, что «страшливым же и неверным… и всем лживым, часть им в езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» (Апок. XXI, 8).

Источник: Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002. С. 357—361.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку