Авторские колонки, Актуальные темы

Талифа куми!

Талифа куми! 1654942 400952446718045 1596902508 a

«В системе античных общественных отношений приниженное положение занимали и женщины. Хотя впервые века империи женщины вступали в различные религиозные союзы и были даже отдельные случаи, когда они становились членами полуофициальных общественных объединений, например союзов старейших граждан, но, ни в каких органах управления женщины участия не принимали. Они были отстранены и от некоторых празднеств. В частности, женщины не могли присутствовать в качестве зрительниц на Олимпийских играх. Особенно трудно жилось женщинам из небогатых слоев, лишенных семейных связей.
(И. С. Свенцицкая. Тайные писания первых христиан)

На этом фоне христианство было настоящей отдушиной для слабого и бесправного пола особенно, конечно же, из небогатых слоев.
Подтверждает это и первое упоминание о христианах произведение Лукиана Самосатского «О смерти Перегрина» описывая христианскую общину, в большинстве состоящую, как и сегодня из женщин. «Каких-то старух, вдов».
Ведь основатель этой новой для античного мира религии не отвергал женщин, и они были среди Его первых последователей.

«Однако христианство позволяло женщинам участвовать в обрядах».
(А. Азимов. Ближний Восток)

В христианстве, сравнительно с другими мировыми религиями женщины заняли прочные позиции с самых первых веков его существования. Равноапостольные Магдалина, Елена, Нина и т. д. Множество святых жен, имена которых сегодня носят множество христианских храмов. В Чернигове, к примеру, храмы – свв. Параскевы и Екатерины являются визитными карточками, лицом города.
Впервые века в христианской церкви женщины даже могли после сорока лет быть поставленными в священную степень и быть диаконисами согласно 15 правилу 6 Вселенского Собора! Правда, потом это как-то «заржавело» и современные церковные антифеминисты усматривают в этом чуть ли ни волю Божью.
Женское большинство сослужило христианству хорошую службу. Ведь в Римской империи впервые века своего существования оно вело борьбу за выживание с митраизмом и победило во многом благодаря женщинам.
Митраизм – это религия, куда представительницы слабого пола почти не допускались, и состояла в массе своей из воинов.

«Особое почитание оказывали этому богу солдаты. Императоры, начиная с Коммода, также ревностно поклонялись ему. В 3 столетии он сделался главным богом Римского государства…Испытания огнем и водой, кровавые бичевании, голод, жажду, холод – все это сначала должен был претерпеть посвящаемый; случалось даже, что он умирал во время этого посвящения. (Д. П. Шантепи де ля Соссей. История религий. Т. 2, с. 416-418)

Какие шансы были у слабых и бесправных женщин-христианок против могущественных и суровых мужчин-митраистов?

«Многие митраисты имели жен-христианок, которые воспитывали детей в христианском духе. По этой и по другим причинам христианство медленно вытесняло митраизм.
(Айзек Азимов. Ближний Восток. С.89)

В Ветхом Завете мы находим много женщин, занимающих особое положение в израильском обществе.
Пророчицы Мариам (Исх 15:20-21), Олдама (4 Цар 22:14-20, 2 Пар 34:22-28), Анна, мать Самуила (1 Цар 1; 2:1-10).
Одна из самых ярких женских фигур в Ветхом Завете – пророчица Девора, бывшая судей «матерью» Израиля. (Суд 4:4-9, 31:5). Вообще в тот период произошел какой-то взрыв женского энтузиазма. Она организовала и воодушевила израильтян на восстание против Иавина, царя Ханаанского, которое закончилось разгромом его экспедиционного корпуса и гибелью ханаанского военачальника Сисары от рук другой знаменитой женщины Иаиль. Глава 5 книги Судей – это гимн женскому патриотизму, решительности и находчивости.
В Новом Завете упоминается пророчица Анна (Лк 2:36-38)

Кого сегодня удивляют даже в нашей, увы, не сильно развитой стране женщины министры, председатели СНБО, премьер-министры и даже кандидаты в президенты? Однако же женщины священники? Это для нас пока что фантастика.
Процесс феминизации начался на Западе в протестантском мире где процессы политического равноправия протекали параллельно равноправию религиозному.
Первая «ласточка» пролетела еще в 17 веке, когда основатель квакерского движения Джордж Фокс разрешил женщинам выполнять обязанности пасторов.
Далее, в 60-70-х гг. 19 века в христианской филантропической организации, которая позднее стала называться «Армия спасения» половина корпуса офицеров, выполнявших функцию духовенства, состоял из женщин.
Примерно в то же время в Англии возродили древний институт диаконис, которые и стали основой для женского священства.
Впервые равные избирательные права женщины получили в 1869 году в штате Вайоминг, но во всем США американкам, достигшим 21 года, позволили принимать участие в выборах, только в 1921 году. Как видим этот штат, сильно опередил свое время.
Первым государством, где женщины получили избирательное право, была Новая Зеландия – в 1893 году. Жительницы соседней Австралии такое право получили в 1902 году.
Первыми в Европе были Финляндия – 1906 и Норвегия – 1913. В Дании и Ирландии в 1915 году, а уже в 1918 Констанс Маркевич, ирландская политическая деятельница была избрана в палату общин.
В католических и православных государствах процесс равноправия полов затянулся. Там женщины получили избирательные права сравнительно поздно. В Испании — 1931, Франции – 1944, Италии – 1945, Болгарии – 1947, Греции – 1952, Швейцарии – 1971, Португалии – 1974. Лихтенштейн – последний оплот мужского шовинизма в Европе пал аж в 1984 году!
В шведской Лютеранской церкви первые три шведки были рукоположены в 1960 году.
В 1980-е первые женщины – пасторы стали настоятелями храмов.
В 1990 году Каролина Крукс была избрана настоятельницей Домского собора Стокгольма.
В 1997 и 1998 годах епископский сан получили женщины бывшие до того настоятельницами соборов. Причем они победили после предварительных выборов, где одолели конкурентов-мужчин.
В Англии в 1992 году Генеральный Синод большинством в два голоса принял решение в пользу рукоположения женщин.
Первые рукоположения были совершены в 1994 году.
В англиканских колледжах 30% учащихся – женщины.
Правда, в знак протеста 200 священников–мужчин покинули Англиканскую Церковь.
В Лютеранской церкви тоже не все мужчины смирились.
Однако если даже на Западе появление женщин–священников вызывает такую оппозицию и неприятие, то, что же говорить о нашем, не очень-то развитом во всех смыслах обществе?
Православные считают наличие женского священства у Лютеран и Англикан отступлением от древних правил и канонов. Но самое смешное, что нет ни одного решения ни одного Собора, однозначно осуждающее женское священство или епископство. Нет ни одного канона, однозначно запрещающего рукополагать женщин. Так кто и от чего отступил?
Просто в тот исторический период, когда созывались Соборы и писались каноны, само предположение, что когда-то наступят такие времена, когда женщины будут иметь такие же права как и мужчины казалось фантастическим. Для древних святых отцов женщины были лишь «сосудом греха», через который, как правило, действовал враг рода человеческого, сокрушая великих аскетов.
Женский пол не рукополагали из-за полового неравенства, которое царило тогда в мире. В этом отношении даже христианство не могло уйти слишком далеко вперед. Считалось, что женщины глупые и не способны воспринять великие истины. Однако же в Евангелии описывается один довольно любопытный случай, который доказывает совершенно обратное.
Христос столкнулся с, мягко говоря, не расторопностью как тогдашних религиозных лидеров «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Ин 3:10», так и Своих учеников «не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Мк 4:13».
Первым человеком, который смог понять и принять тот факт, что Иисус — Мессия, оказалась самаритянская женщина. Именно ей первой Христос сообщает эту новость.

«Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». ( Ин 4:26)

Об этом факте не любят особо говорить, и он как то остается в тени. Может потому, что выставляет мужчин не в очень выгодном свете.
Однако времена меняются, и многие правила и постановления тех лет уже просто не работают. К примеру, 14 и 15 правила 6 Вселенского Собора гласят:

«Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать. Если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцатипяти лет, и диакониса (!) прежде сорока лет да не поставляется.
Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы тони было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».

Этот запрет продержался до 1988 года, когда поместный Собор РПЦ принял новый устав об управлении РПЦ, содержащий, в том числе, ряд постановлений касающихся возраста священнослужителей.
Теперь, чтобы быть посвященным в пресвитера или диакона, согласно Уставу, «необходимо иметь совершеннолетний возраст» (7:15). Этот новый, не имевший прецедентов в истории Церкви единый 18-летний ценз, совершенно отличается от канонических норм. Нельзя не заметить огромный разрыв между принятой нормой гражданского совершеннолетия согласно ст.11 ГК РСФСР для Устава 1988 года и п. 1 ст. 21 ГК РФ для действующего Устава и каноническими цензами 30 и 25 лет.
Выходит, даже четко выписанные канонические правила современная Церковь нарушает и предпочитает им правила гражданские. Но если следовать логике решений поместного Собора РПЦ 1988 года, то нужно исполнять гражданские законы и дальше. Женщины ведь в нашей стране получили равные права с мужчинами еще в 1917 году! К тому же, согласно вышеупомянутым каноническим правилам, женщины имеют полное право быть рукоположенными в священную, пускай и низшую степень после 40 лет. Теперь, наверное, можно и с 18 лет. Опять же следуя логике поместного Собора РПЦ 1988 года.
Противники женского рукоположения выдвигают свои возражения. Например, Христос был мужчиной и значит, священниками могут быть только мужчины.
Конечно же, для того, чтобы Его проповедь была воспринята в том обществе и в то время, Спаситель должен был явиться как мужчина, да еще и ожидать тридцатилетия.
Но если бы Он явился, к примеру, в СССР после 1988 года, то ему не пришлось бы так долго ожидать, а можно было уже начинать проповедь и с 18 лет. А если бы Он явился в Швеции после 1960 года или в Англии после 1992, то что бы Его проповедь была воспринята, Ему не обязательно было бы даже быть мужчиной.
Мужчины, как известно даже из Корана не имели никакого отношения к рождеству Христову.
Мужчины, в отличие от Иисуса Христа женятся и ведут половую жизнь с женщинами, но ничего такого мы не можем сказать об Иисусе. Он этого не делал.
Человечество едино и Христос, во-первых, Человек, Он явился, чтобы спасти абсолютно всех людей ни взирая на расовые или половые отличия.
Или образ Божий присутствует только лишь в мужчинах? Или Христос воплотился, чтобы спасти только мужчин?
Женщины могут быть пророчицами, святыми, равноапостольными и даже посвящаться в низший священный сан. Наконец, Кто самый честный во Вселенной? Честнее даже Херувимов и Серафимов без всякого сравнения, не говоря уже про каких бы то ни было там мужчин?
И при всем при этом мужчины-узурпаторы не только не позволяют женщинам сделать следующий логический шаг – рукополагаться в священников, но отобрали у них и законное право быть рукоположенными в диаконис.
Человечество двигается в своем развитии, постепенно стирая все различия. Как бы ни упирались противники единения всех людей, им не победить. Возможно, они могут задерживать развитие на некоторое время, в некоторых регионах мира умело играя на человеческих слабостях и невежестве, но это лишь способно незначительно задержать всеобщее развитие. Мы живем не в изолированном пространстве, и на нас оказывают влияния процессы, происходящие в мире. А в цивилизованном мире женщины давно имеют равные права везде, включая и церковную сферу. Рано или поздно эти процессы дойдут и до нас, как дошли до нас мобильные телефоны и интернет. Это уже доходит даже до некоторых православных протоиереев.

«Увы, граница Церкви и не-Церкви в наше время размыта».
(Прот. Андрей Ромашко. Автомат Калашникова как средство от гламура)

Нравится нам или нет, но именно протестантский мир с его более свободным отношением к христианским догмам сумел добиться наибольших результатов во всех сферах, и мы обречены, перенимать их передовой опыт.
Сегодня в нашей стране поднимать этот вопрос весьма не просто. Однако сам факт наличия множества статей на православных ресурсах направленных против женского рукоположения, говорит о том, что эта тема постепенно выдвигается на передний план.
В православии, где по сей день существует непреодолимая стена между духовенством и мирянами, такой вопрос заранее обречен на провал. Мужчины в православной церкви властью с женщинами делится не хотят, и нет никаких реальных механизмов влияния простых верующих на решения церковной элиты. И это притом, что женщины составляют подавляющее большинство.

«Женщины являются большей частью прихожан и самыми усердными работниками Церкви. Почему же в таком случае они не имеют своего представительства в церковных органах и на церковных конференциях?»
Писала в 1912 году в газете «Гардиан» активистка «Церковной лиги за избирательные права женщин».

Но так смело поставить этот вопрос может только леди, живущая в правовом государстве, а не забитая матрешка, прозябающая в совковой мафиозной клоаке.
Протоиерей Максим Козлов в своей статье «К вопросу о женском священстве» считает, что на то, чтобы не рукополагать женщин есть воля Божия и всех своих возможных оппонентов наперед лишает высокого звания Хомо Сапиенс.

«Каждому разумному человеку понятно (!), что воля Божия не может быть предметом культурологических и социально-политических дискуссий».

Есть желающие поспорить с батюшкой? Вернее с «волей Божьей»?

«В действительности же нет ничего унизительного в том, что волею Божиею ей (женщине) дано в земной жизни иное предназначение, чем мужчине». (Там же)

То есть нашим женщинам, увы, не стать протоиреями, но в этом как бы нет и ничего унизительного. Да и против воли Божией ведь не попрешь. У них иное предназначение, убирать в храмах, носить хиджабы и макси и не задавать лишних вопросов. Такова логика этого священника. Кстати, настоятеля храма святой Татианы! А может воля эта как бы не совсем Божия?

«Конечно, от «агрессивного бабства» и «дамских угодников» издающих сомнительную литературу, должно быть какое-то средство».
(Ольга Гумерова. Главный враг православной женщины – другая православная женщина)

В русском языке есть слово «людишки». Когда я его слышу, почему-то представляю себе вредных насекомых. Сегодня от вредных насекомых есть надежные средства химзащиты. Были всегда в России надежные и эффективные средства от вредных людишек. Изводили их десятками миллионов. Ох, и вредные были! Недавно модно было изводить врагов народа и их приспешников, а теперь можно начать с «агрессивного бабства» и их «угодников».
Беда в том, что у наших людей за годы советской не нормальной власти совершенно деформировалось сознание и многие из них превратились в новый подвид людей – совков. Совок, если ему что-то или кто-то не нравится, тут же начинает искать какое-то средство от «этого». Вывихнутое репрессивное сознание совка не знает что такое нормальный диалог. Отношения между людьми строятся на силовом противостоянии. Прав тот, кто сильнее. Конечно же, женщины в таком обществе, не имеют ни каких шансов на равноправие.

«Сейчас принято считать, что женщины обладают всеми мыслимыми и немыслимыми правами и возможностями». (Там же)

Попробуйте-ка чукче рассказать о теплых краях. Не поверит. Ведь в тундре вечная мерзлота. Правда недавно была небольшая оттепель, но уже прошла, и теперь все как и всегда, до боли привычно.
Итак, я, неразумный человек и «дамский угодник», автор этой сомнительной статьи считаю, что, конечно же, в нашем больном обществе рано поднимать вопрос о женском священстве. Нужно сначала его излечить, сделать правовым, а потом можно ставить перед ним вопрос о равноправии. В этом цивилизованном обществе наши забитые матрешки со временем начнут все-таки ощущать себя людьми и постепенно подниматься с колен. Нельзя не заметить, что те общества, в которых женщины имеют равные права с мужчинами как правило, опережают те, где слабый пол таковых прав не имеет. Когда нибудь и до нас дойдет, что общество, в котором неравенство пытаются законсервировать и обосновать «волей Божией» обречено на вечное прозябание.

Просто сравните Швецию и Пакистан и решите для себя, куда бы вам хотелось?

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку