Авторские колонки, Актуальные темы, Богословие и богослужение, Главный редактор, Оглашение и катехизация

Сретение Господне

Сретение Господне ochek 200x200

Сегодня – день Сретения Господня. Сретенье — это особый праздник, почему-то очень мало почитаемый в народе.

Сретенская служба одновременно Богородичная и в то же время Господская. И сам праздник как бы двойной: он и Богородичный и Господский, он напоминает нам об одном из величайших событий, имеющих очень большое значение для всех нас и по сей день.

Что же мы празднуем, придя в храм на Сретенье Господне? Некоторые наши язычники, которых к сожалению полно среди людей церковных, т.е. христиане внешние, на этот вопрос обычно отвечают: “Зима с летом встречается”.

Однако события, которые произошли в этот день, поистине поразительны. Матерь Божия вместе с Иосифом приносит своего сына-первенца в Храм, для того, чтоб представить Его пред лице Господне. Ее сын-первенец – это Бог наш, Иисус Христос, Сын Божий, Богочеловек, Сын Человеческий. Его приносят в храм и Он встречается в храме Сам с Собой. Сын Человеческий встречается с Сидящим на Престоле Божества.

Каждый раз во время совершения проскомидии священник читает молитву: “Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный”. Мы не можем взять в толк, по своей человеческой ограниченности, как это может быть, чтоб Господь наш одновременно был воплощенным человеком, младенцем на руках Божией Матери и сидел одесную Бога-Отца, на Престоле Божества, бесстрастно взирая на Самого Себя, принесенного в храм для того, чтобы представить пред Его собственное лице. Это поразительное явление — Господь представлялся Себе Самому.

Это бывает и в нашей жизни, просто многие вещи перестали нас удивлять. Например, мы каждый день смотрим на себя в зеркало. Что такое изображение в зеркале? Это мы сами. Мы смотрим на себя и уже не удивляемся. А ещё бывают случаи, они описаны в литературе, когда человек умирает, он выходит из своего тела и смотрит на самого себя. Это удивительно. Он смотрит, как он лежит, как над ним врачи возятся. Это будет с нами, когда мы умрём, выйдем из наших тел и увидим себя самих умерших и тогда окажется, что вечная жизнь есть и мы живы.

В этом евангельском событии еще очень много поразительных событий, это как бы действительно общая встреча — встречается очень многое одновременно. Родители Иисуса встречаются с Симеоном-Богоприимцем, который пророчествует им о будущей участи их Сына-Богомладенца, их собственной участи, и о судьбе Церкви даже до сего дня. Там есть еще такая женщина Анна-пророчица, которая пророчествует о Господе и говорит о нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.    Там приносится жертва Богу, потому что это младенец-первенец.

Так что же мы празднуем, и почему так важен этот день, почему так велик этот праздник и каково его значение для веры?

Симеон-Богоприимец был человеком святым, об этом говорится в Евангелии. Но в Евангелии не сказано, что он тяжко согрешил пред Господом. Это доносит до нас Священное Предание. Человек этот за триста лет до Рождения Христа переводил Ветхий Завет на греческий язык и по неверию своему стал исправлять Священное Писание. В Священном Писании было сказано: “се, Дева во чреве приимет и родит…” Как это Дева может принять во чреве и родить, такого не бывает! И вот он стал эту “Деву” во всех местах Писания исправлять на “жену”, т.е., на женщину, которая познала мужчину. Перевод Священного Писания на греческий язык — очень важное дело. Люди по лицу всей земли должны были узнать из этого перевода об истинном Боге. И это было тяжкое согрешение, но по неведению. И постольку-поскольку он был человеком всё-таки благочестивым, хотя и пребывал в неведении и обольстился безверием, ему явился Ангел, запретил изменять текст и сказал: “Ты не умрёшь до тех пор, пока не увидишь Христа Господня”.

И этот человек прожил на свете триста лет. Он был совершенно одинок, все, кого он знал, давно умерли. Он никому уже не был нужен, кроме Бога и он жил в церкви. Он тяжко согрешил и вся остальная жизнь его была посвящена покаянию. Он каялся пред Богом в своём грехе, который он совершил в молодости. Триста  лет этот человек ждал прощения от Бога и встречи с Ним.

И вот происходит встреча грешника с Господом Нашим, который пришёл для того, чтобы спасти грешников, пришёл не к праведным, но к грешным для покаяния. Господь открывает эру покаяния, прощения и примирения с Богом. Он ещё младенец, Ему сорок дней, Он только-только родился, Его принесли в церковь поставить пред лице Божие, и он уже полагает начало великому церковному таинству —  таинству покаяния и примирения с Богом.

Первое таинство, таинство покаяния в Церкви свершилось. Симеон-Богоприимец принимает Младенца-Христа в объятия свои и говорит: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…” До сего дня слова эти произносятся в Церкви.

Евангелие — это не история, это жизнь, и жизнь эта происходит сегодня. И в нашей жизни происходит то же самое. И праздник этот так важен для нас потому, что мы приходим в церковь для покаяния и здесь встречаемся с Младенцем-Христом. Он такой маленький, ещё совсем ребёнок, и поэтому в нём нет не только зла (в Боге зла нет вообще), но нет и строгости, нет и справедливости, есть одна милость. Ребёнок всем открыт, он любит всех, он всем доступен, он не помнит зла. И Он принимает нас с вами любовью своею в объятия.

Мы иногда небрежно относимся к этому великому таинству — таинству покаяния! Мы приходим в храм с хладной душою, мы цедим сквозь зубы наши признания и не стыдимся Господа, который здесь невидимо стоит, приемля исповедание наше. И не плачем, и мы ни о чём по-настоящему не сожалеем. Мы хотим поскорее отделаться от Христа для того, чтобы опять заняться своими делами.

“Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не очистишься, не очистишься — не спасешься!” — так говорят иногда легкомысленные грешники. И из этой формулы следует, что если не согрешишь, то не спасёшься. “Я сейчас погрешу ещё немножко, а потом я приду в церковь и покаюсь” — так часто думают многие из нас.

Но каждый грех — это гвоздь, который мы вбиваем, распиная Его, Младенца-Христа грехами своими.

Он умер за нас и пролил кровь за нас, омывая этой кровью грехи наши, а мы продолжаем грешить и ему опять и опять приходится проливать Свою кровь для того, чтобы опять и опять омыть грехи наши Своею кровью. Мы грешим, а Он страдает и умирает за нас каждый день. Это не когда-то две тысячи лет назад случилось, это происходит сегодня на каждой Литургии.

Он прощает нас каждый раз опять, но он прощает не словами, а Своей жизнью и кровью. Ему больно, также как и нам бывает больно. Эта боль  была Симеоном-Богоприимцем проречена Господу и Матери Его Марии, которая тоже — соучастница страданий Христа. Он говорит: “И душу твою пройдёт оружие…” И Матерь Божия стояла при кресте своего сына, Которого при ней, женщине, которая Его родила, прибивали гвоздями к кресту. Она видела и пережила это.

На самом деле каждый день за молотки берёмся  и вбивам эти гвозди мы, а она стоит перед нами и сегодня, и продолжает на это смотреть. А мы думаем: “Ну, погрешим, потом покаемся”.

Вот такой сегодня праздник. И если мы как следует задумаемся, то поймем, что же такое покаяние и как оно по-настоящему достигается.

Св. Симеон триста лет пребывал в покаянии и ждал, когда Господь простит его, каждый день принося покаяние, и дождался встречи с Господом и отпущения. Мы же приходим на это праздник с хладным сердцем. А должны этот праздник проводить так, как нам заповедано основоположником и родоначальником монашества, Антонием Великим. Он говорил каждый день своим собратиям: “Братия, падём на лица наши и восплачем о грехах наших!”. Тогда, когда встретимся со Христом, он примет нас в объятия свои.

Олег Чекрыгин

Вам также может понравиться

One comment

  1. 1

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку