«Квартирная» церковь, Актуальные темы, Библиотека «квартирного православия»

Реформация

Реформация  25518f25d701f573389862233fa7976b 400 400 200x200

«Папа указал путь патриарху. Программа реформации Русской церкви: вкратце и по существу» Станислава Белковского и комментарий свящ. Георгия Эдельштейна

156095197  Реформация  156095197 300x169

 

Невиданное за последние 600 лет отречение Папы Римского от Святого Престола вызвало волну бурных эмоций, и не только по эту сторону обитаемого мира. В понедельник, 11 февраля 2013 года, когда пришло известие об отречении, в Риме разразилась страшная гроза, и молния ударила в купол собора Святого Петра.

Впрочем, для всех, кто следил за устными и письменными выступлениями папы за последние 8 лет — с тех пор, как кардинал, глава ватиканской Конгрегации по вопросам веры (бывш. Святая Инквизиция) Йозеф Алоиз Ратцингер стал Бенедиктом XVI, — отречение не стало полной сенсацией. Уходящий Папа Римский неизменно обозначал главную проблему вверенной его попечению Церкви: явный кризис католичества в Старой Европе.

«Храмы пустеют», как говорил по другому, но очень схожему поводу покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Европа, былое средоточие католичества, становится совсем секулярной, а исповедание христианской религии — чистой формальностью. Европейские политические лидеры, которые сегодня превозносят Бенедикта XVI за его «мужественный поступок», на деле проводят политику, с которой Церковь согласиться не может ни при каких обстоятельствах. Повсеместно легализуются однополые браки, усыновление детей гомосексуальными парами, на очереди — легализация эвтаназии. Огромный удар по авторитету Римской католической церкви нанесли и скандалы вокруг священников-педофилов, разразившиеся как раз при Бенедикте XVI. Открылось то, что скрывалось десятилетиями, но ответственность за случившееся, по негласным канонам истории, пришлось взять на себя старику Ратцингеру.

«Я поздно встал и на дороге застигнут ночью Рима был» ((с) Ф.И.Тютчев). Папа Ратцингер признал, что он не в силах остановить процессы, нивелирующие влияние католичества в Европе. Это можно сделать, только пойдя на кардинальные реформы в самой Церкви. Но, очевидно, Бенедикт XVI посчитал, что его 86 лет — не лучший возраст для начала таких реформ. Да и сил, физических и душевных, для попытки изменить заданный логикой Просвещения ход европейской истории уже не осталось. Отсюда и отречение. Ратцингер поступил абсолютно честно и уже благодаря этому не будет забыт историками Церкви.

Уход Папы Римского важен для нас еще и потому, что напоминает о проклятых вопросах, касающихся судьбы нашей Церкви — Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). Ведь она тоже нуждается в кардинальных (прошу прощения за неудачный каламбур) реформах. Именно 2012 год высветил потребность в таких реформах ярко, как ничто и никогда.

Некоторые ошибочно полагают, что РПЦ МП есть историческая правопреемница Русской ортодоксальной церкви. Это, мягко говоря, не совсем так. РПЦ МП фактически основана в сентябре 1943 года Генералиссимусом Иосифом Сталиным. Тогда великий учитель и вождь народов принял в Кремле местоблюстителя патриаршего престола Сергия Страгородского, митрополитов Алексея Симанского (будущего патриарха Алексия I) и Николая Ярушевича. И поручил Церкви быть верным и надежным отрядом советской власти, ее агентом среди тех, кто не отрицает существования Бога, а заодно помнит словосочетание «Святая Русь». Апокриф гласит, что Сергий Страгородский явился на встречу с вождем в светском платье, а не в епископском облачении. На что лукавый слушатель семинарии со своим фирменным акцентом спросил местоблюстителя: «Меня — боишься, Его (Господа Бога. — С.Б.) — не боишься?»

Подлинность этой сталинской реплики экспериментально не установлена. Но слова вождя вполне могли стать девизом РПЦ МП — перетяжку с таким текстом стоило бы вывесить у ворот официальной резиденции патриарха в столичном Чистом переулке. Потому что основная задача нашей титульной Церкви с 1943 года — обслуживание интересов власти. А Господь Бог — подождет. У него ведь все равно в запасе вечность, как сказал бы Владимир Владимирович (Маяковский).

Собственно, поэтому РПЦ МП всегда четко соответствует той государственности, которая существует в данный момент исторического времени, — подобно тому, как жидкость принимает форму объявшего ее сосуда. При советской власти патриархия выгораживала безбожный коммунизм. Духовный наставник и политический отец нынешнего патриарха Кирилла Гундяева, ключевая фигура РПЦ 1960—1970-х годов митрополит Никодим Ротов даже призывал различать виды атеизма: дескать, есть плохой атеизм, а есть хороший — коммунистический, ибо он, по версии, владыки Никодима, по сути своей есть почти христианство.

При горбачевской перестройке и в годы правления Бориса Ельцина казалось, что воздух свободы может сыграть с профессором Плейшнером, т.е. РПЦ МП, хорошую шутку. Что Церковь сможет избавиться от тотальной кремлезависимости и действительно стать духовным водителем русского народа. Но то был обман приблизительного зрения. Просто РПЦ МП опять приняла форму сосуда — хаос свободы породил брожение и в ней. Но как только обрушилась на нас путинская стабильность, официальная Православная церковь снова подстроилась под ситуацию, покорившись всем основным направлениям государственной работы.

Но если при патриархе Алексии II (Ридигере) РПЦ еще сохраняла некоторое чувство собственного достоинства, самосознание особости и инаковости своей природы, то при Кирилле Гундяеве она рухнула в пучину обслуживания казенных интересов безвозвратно. Похоже, в гипотезе о существовании Бога эта церковь уже не нуждается. Ее бог живет в резиденции «Ново-Огарево», апостолы же подвизаются в профилированных кремлевских корпусах.

В РПЦ МП нынче последовательно вытаптывается и уничтожается все живое и мудрое. Например, в январе этого года был запрещен в служении известный и популярный молодой священник отец Димитрий Свердлов. Формальный повод: он якобы отлучился от своего прихода без согласования с церковным начальством. На самом же деле он лишь на несколько дней съездил в Крымск, чтобы помочь там жертвам страшного наводнения. Истинная причина гонений на отца Димитрия в том, что он открыто высказывался о нечестности и несправедливости думских выборов-2011 и симпатизировал протестному движению. Таких примеров можно привести еще немало, жаль, что колонка в «МК» в отличие от столицы нашей Родины города Москвы не резиновая.

Мне часто задают вопрос: какая программа должна быть у легальной оппозиции в современной России? Я часто отвечаю на него развернуто, хотя не все слышат и слушают. Так вот. Один из ключевых пунктов — это назревшая (и уже даже перезревшая) реформация Русской церкви. Пока РПЦ МП остается — и все более становится — придатком исполнительной власти, реальные политические перемены в нашей стране невозможны, в этом я убежден.

Итак, основные положения доктрины церковной реформации, на мой взгляд, должны быть следующими.

1. РПЦ МП как общественная организация, единое бюрократическое целое должна быть ликвидирована.

2. Русская церковь — желательно, чтобы она вернула досталинское название и стала Российской православной церковью — должна трансформироваться в конфедерацию независимых приходов.

3. Прихожане будут избирать себе пастырей, пастыри — епископов, епископы — патриарха. Неизменную со сталинских времен модель вертикального управления Церковью следует упразднить.

4. Необходимо возродить процедуру оглашения (катехизации) — всякий член Церкви должен понимать, почему он становится православным и что есть Бог, который главнее всех земных начальств.

5. Следуя (только в данном случае) католическому примеру, надо ввести институт конфирмации: любой взрослый человек, даже если он крещен в детстве, должен подтвердить, что принадлежит к православной Церкви.

Это если вкратце.

Реформация необходима для того, чтобы Церковь стала институтом раскрепощения русского человека, перестав быть агентом авторитаризма и служанкой светской власти. Это, на мой взгляд, хорошо понимают все. И верующие миряне, и священники, и даже архиереи, многие из которых не возлагают на нынешнее руководство РПЦ МП уже никаких надежд. Ибо оно (руководство) отделило себя от верующих русских людей стеной повыше кремлевской.

Да, мне, конечно, скажут, что эта программа слишком радикальна. Сразу согласен. Но, как наглядно показывает богатая отечественная история, в России удаются только быстрые и радикальные реформы. Наверное, это из-за нашего климата: при такой погоде планировать что-то надолго и постепенно нельзя. Любые реформы в России — петровские ли, ленинско-сталинские, ельцинские — были жесткими и стремительными. Остальные же либо буксовали, либо откровенно проваливались.

Правда, церковная реформа займет не меньше пяти-семи лет. Ибо сам организм РПЦ МП крайнен инертен и неповоротлив. И мы должны отдавать себе в этом отчет.

Но что такое 5—7 лет по сравнению с русской вечностью, которая нависает над нами гигантским светлым облаком?

И, конечно, для православной реформации есть необходимая предпосылка. Отречение патриарха Кирилла Гундяева. Который, подобно Бенедикту XVI, должен закончить свою карьеру в женском монастыре.

Там ему самое правильное место.

Станислав Белковский

Источник: МК

250px-Эдельштейн  Реформация  250pxразмышления на тезисы Белковского — комментарий Г. Эдельштейна

Широко обсуждаемые тезисы Белковского навели на размышления.

Священное Писание ничего не говорит нам о масти Валаамовой ослицы, её возрасте, весе, росте, но только о смысле сказанного ею. Давайте забудем ослицу и подумаем о том, что она изрекла.

1. Мне очень жаль, что на Portal-credo.ru чрезвычайно горячо обсуждается личность Станислава Белковского, но почему-то никого всерьёз не интересуют его предложения.
Пожалуй, это самый непродуктивный вариант полемики (разумеется, если допустить, что полемика когда-либо бывает продуктивной, наипаче в нашем прекрасном посткоммунистическом  мире).

Подлинные жертвы коммунизма не только те, кого бросили в ров с дыркой в затылке, мы все его жертвы: палачи, сексоты, вертухаи, писатели, спортсмены, священнослужители – все, кто занимался коммунистической пропагандой. Коммунизм отравил наши души и сердца.

Мы с детства впитали с молоком матери филигранные формулы ленинско-сталинского гуманизма: «Если враг не сдаётся – его уничтожают!», «Взбесившихся псов расстрелять всех до одного!», «Чем больше нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше!» Мне было, думается, года четыре, когда воспитательница в детском саду учила нас маршировать и петь под баян:

«Бей, винтовка, метко, ловко,
без пощады по врагу.
Я тебе, моя винтовка,
острой саблей помогу».

Достаточно прочитать высказывания моих собратьев-священнослужителей, оппонентов С.Белковского, чтобы насладится ароматом «православной христианской полемики».

Христианин свободен всегда и везде, об этом свидетельствует 2000-летняя история нашей Церкви. Вот уже 25 лет мы вдохновенно рассказываем друг другу и всему миру о каком-то «70-летнем вавилонском пленении» то ли нашей высшей иерархии, то ли всех нас. Это – лукавый сергианский миф, лукавое совковое самооправдание: обстоятельства, де, вынуждали нас лжесвидетельствовать, злодеи из ЧК-ГПУ-НКВД заставляли, они отвели нас в плен, сделали нас рабами, а сами мы – хорошие, честные, мужественные.

Миф о «пленении» оправдывает лжецов и предателей и в сотый, в тысячный раз лжесвидетельствует на Новомучеников и Исповедников российских, ставит знак равенства между первыми и вторыми: и те, и другие, мол, трудились на одной ниве, спасали Церковь в меру своих сил и возможностей.

Митрополиты Вениамин, Иосиф, Кирилл, авторы «Соловецкого послания» до последней минуты своей жизни оставались свободными людьми, а мы и сегодня, в феврале 2013, всё те же «пескари премудрые», дрожим денно и нощно. Отцы, братия, сестры – оппоненты С.Белковского, назовите мне один правдивый учебник по истории нашей Церкви ХХ века. Митрополит Сергий умер без малого 70 лет назад, но дело его живёт, мы все и по сей день рассказываем «Правду о религии в России».

Раскрываю наугад один номер ЖМП. Статья «К 30-летию Советской власти».
«…не будет лишним напомнить здесь о том, что все эти, невиданные ещё в мире, достижения – результат действия основного принципа советской власти – вовлечения в строительство социализма самых широких народных масс, то-есть принципа самого широкого демократизма».
«Старые идейный пастыри Русской Православной Церкви помнят, какая безнадёжность охватывала их при сопоставлении мизерных возможностей, почерпнутых ими из сердобольной благотворительности своих прихожан, и той необъятной потребностью во врачебной помощи, в школах, в поддержке престарелых и инвалидов, какая была в дореволюционной России».
«Равноправие всех граждан перед существующими законами, когда ни происхождение, ни богатство не дают никому никаких привилегий – разве это не есть приближение к идеальному понятию, проповедуемому Православной Церковью: «перед Богом все равны».»
«Декрет советской власти об отделении Церкви от Государства и провозглашение свободы совести был ударом молота, раздробившим цепь, сковывавшую отжившие формы, и освободившим истинный дух Православной Церкви».

Когда лжесвидетельство началось и когда оно закончится? Когда мы, христиане, начнём жить не по лжи? Ослица говорит лишь тогда, когда молчат не только пророки, но и мы все – члены Церкви воинствующей.

Итак, читаем и обсуждаем только текст С.Белковского, пытаемся понять, что в нём продуктивно и что контрпродуктивно.

2. Мне кажется, что даже последовательность пунктов С.Белковского запрограммирована совковым мышлением: первая и главная задача – ликвидировать, до основания. А затем…

Но «затем» — задача следующих пунктов (или следующих пятилеток). Сегодня задача – под корень вырубить сады и виноградники или ликвидировать кое-кого как класс. Принцип неизменный – «до основанья».

Православная Российская греко-кафолическая Церковь уже была однажды ликвидирована и трансформирована в конфедерацию независимых приходов.
«В 1920 году журнал «Революция и церковь», орган 8-го отдела Наркомюста – тогдашнего совета по делам религий, — напечатал такое сообщение: «Граждане села Малопинежского Северодвинской губернии вынесли постановление: образовать при малопинежской церкви свободную, не зависимую от патриарха, архиерея и епархиального совета общину верующих и избрали священником гражданина Якова Куклина, прежде служившего псаломщиком. Правящий Архиерей категорически воспротивился решению прихожан, велел запереть храм и не допускать в нём богослужений. Но 8-й отдел Наркомюста на запрос о законности действий этих верующих ответил, что они действовали в полном соответствии с законом».
Действительно, согласно декрету «Об отделении церкви от государства», такое абсурдное решение – образовать особое религиозное направление в пределах одного села – вполне законно, ибо государству нет никакого дела до догматических и канонических основ вероучения». (журнал «Референдум», избранные материалы №№ 1-37, сс. 221-222)

Досталинское название вернуть, действительно, очень желательно, но Православная Российская Церковь никогда не была «конфедерацией независимых приходов». Гражданин Яков Куклин, бывший псаломщик, ликвидирует существующие каноны и сформулирует свои, малопинежские. Святыми первого ранга будут объявлены батька Махно и Прудон. Приход перестанет быть православным, даже если его начнут трансформировать по своему разумению такие глубоки богословы как епископ Антонин (Грановский) или протоиерей Сергий Булгаков. Что общего останется у служивших и служащих на приходах Москвы священников Георгия Кочеткова, Тихона (Шевкунова), Глеба Якунина, Димитрия Дудко, Алексия Уминского, Всеволода Чаплина?
Превращение РПЦ МП в «конфедерацию независимых приходов» делает ненужным и Патриарха, и всех епископов. Церковь распадается на протестантские общины. Мы знаем, что со времён апостола Павла во главе Церкви стоит епископ. Священник служит только по его делегации.

3. Не надо изобретать велосипед. Не надо упрекать в наших болезнях и нестроениях ныне здравствующего Патриарха Кирилла. Не надо ликвидировать или трансформировать РПЦ МП по рецептам статьи в «Московском комсомольце».

Наша Церковь именуется «соборной», но соборности в Ней сегодня чуть меньше, чем свободы, демократии и прав человека в СССР в 1937 году. Не только Патриарх Кирилл отметает принцип соборного устроения Церкви, его отвергает подавляющее большинство клира и мирян. Просто потому, что мы все, живя в духовном чумном бараке, именуемом Совдепией, нахлебались советчины всласть, причастились ленинизма-сталинизма. С.Белковкий ошибается, когда утверждает, что И.В. Сталин создал РПЦ МП сентябрьской ночью 1943 г. В ту ночь ей было выдано свидетельство о рождении, о чём свидетельствовало коммюнике в газете «Известия». Но в зародыше она существовала уже в тот день, когда митрополит Сергий и члены его временного Синода подписали пресловутую «Декларацию» о радостях. В ней было чётко и однозначно заявлено: «Мы с нашим народом и с нашим правительством». В начале 1930 года, когда митрополит Сергий давал свои интервью советским и зарубежным корреспондентам, существовал вполне сформировавшийся младенец, в 1942 году, когда была напечатана книга «Правда о религии в России», товарищ Меркулов имел все основания доложить товарищу Сталину, что можно принимать трёх самых проверенных и правильно мыслящих митрополитов и выдавать свидетельство. Патриарх Кирилл «Декларацию» не подписывал, над памятью Новомучеников не глумился, не он приковал Православную Российскую Церковь нерасторжимой цепью к телеге коммунистического государства. Он не требовал восстановления ленинских принципов отношения Церкви и государства. Накануне избрания митрополита Алексия (Ридигера) Патриархом, в июне 1990 г., я писал, что предстоятели РПЦ МП Сергий, Алексий, Пимен различаются лишь степенью владения французским языком да размером головного убора. Сегодня я могу добавить к списку ещё два имени. В 1990 могли избрать не митрополита Алексия, а Михаила Антоновича Денисенко (тогда его именовали митрополитом Филаретом, Местоблюстителем Патриаршего Престола). Потом избрали бы не митрополита Кирилла, а митрополита Мефодия, Филарета или Климента. Ни одни не пожелал бы вернуться к принципам Поместного Собора 1917-18 гг. Другой лакмусовой бумажки не  существует. Велика ли разница, если во главе Моссолита стоит Миша Берлиоз или Желдыбин?

Недавно в России был проведён социологическое исследование: более миллиона человек купили и прочитали книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Автор правдиво нарисовал вариант тоталитарной общины. Во главе стоит тупой, злобный, невежественный архимандрит, при нём – группа поддержки, старожилы монастыря, Нафанаил, Серафим и др. По терминологии о.Тихона – святые. Для декорации в монастыре терпят старца Иоанна (Крестьянкина), но дверь к нему время от времени заколачивают наглухо, а паломников гонят взашей. У сталинёнка-наместника образцово-показательные отношения с государством воинствующих безбожников: наместник их сытно кормит, сладко поит, не забывает и ручку позолотить.

Если завтра Патриарх Кирилл последует рекомендации С.Белковского и решит удалиться в женский монастырь, я готов умолять его не делать этого: послезавтра на его место будет избран архиепископ Гавриил (Стеблюченко) или, что намного страшнее, архимандрит Тихон (Шевкунов).

150 лет назад А.Хомяков, один из главных защитников соборности, упрекал Великобританию:

«…потому что Церковь Божию
святотатственной рукой
приковала ты к подножию
власти суетной, мирской».

Сегодня этот упрёк, в первую очередь, относится к России.
Наша главная задача – научиться неукоснительно соблюдать Закон, переходить улицу только на зелёный сигнал светофора. Церковь должна быть отделена от государства. Мы исповедуем, что веруем во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, поэтому наша Церковь должна быть Единой; на всех уровнях – приход, епархия, Поместная Церковь Она строится на принципах соборности; мы все неукоснительно должны соблюдать устроение Церкви, заповеданное святыми Апостолами. Ни катехизация, ни конфирмация не создаст Соборную Церковь.

свящ. Георгий Эдельштейн

Источник: ЖЖ g_edelstein

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку