Anđeo, Мнение

Push или Pull?

push

Господь принимает в покаянии со всеми страстями, которые в принципе нельзя победить — по причине падшести природы. Это борьба с ветряными мельницами. Можно находиться в общении Духа будучи страстным и грешным. То есть стяжать дух мирен. А борьба только отвлекает от сути.

Не бесстрастия нам надо добиваться, а общения Духа. Эта подмена глубочайшая, приведшая как раз к этой аскетической дутости. Святость — это не бесстрастность. Святость — это пребывание в Духе. И Дух, САМ, исцеляет нашу природу СОБОЙ, покрывает наши косяки и острые грани греховности своей исцеляющей благодатью.

Есть в логистике такие термины — push и pull. Можно сказать, что такие же принципы есть в святоотеческой психологии. В одном случае борьба с грехом ставится в основу спасения и человек «нудит» Царствие, в другом — кается в своей несовершенности и призывает Духа исправить его падшее состояние. Оба подхода существуют. Оба подхода принимает Господь.

Автор: МотоКото

Вам также может понравиться

4 Comments

  1. 1

    Кстати, в качестве примера push&pull среди св.отцов легко можно вспомнить восторженное созерцание Симеона НБ и мрачную молчаливую борьбу с собой Брянчанинова.

  2. 2

    Да, можно пребывать в общении, будучи страстным и грешным. Один книжник из одной восточной традиции как-то сказал, комментируя священный текст:»святой — тот, кто приучился быть с Духом неотлучно, настолько прилип к Нему. И это — процесс обоюдный: раз человек настолько прилепился к Духу, то когда что понадобится человеку и он своей волей как бы отходит в сторону, то Дух уже Сам идет вослед за ним».

    Примерно так он сказал. Неудивительно, что мы имеем немало примеров святости, при подочищенном сердце, но с неочищенным умом…

    Так что грань со-работничества Духу в деле очищения всех наших составов — именно в продолжении общения, с неустанным покаянием и просьбой об исправлении проблем, это точно у тебя подмечено, имо…а то ведь можно быть в общении и без покаяния, без просьбы об исправлении и ждать, что за тебя все разрулят…

  3. 3

    У тебя странно получается. Ты умеешь две противоположности выдать как единое правильное убеждение. При этом не замечаешь внутренней противоречивости. Уже в общении вокруг тебя не раз происходили совпадения. Что — то недавно видел где-то, а сейчас напрямую — решил прочитать твои посты, открыл самый первый и пошел по делам. Вернулся — читаю, что ты именно на него ссылаешься. Значит надо реагировать.
    Вот твой тезис: «Не бесстрастия нам надо добиваться, а общения Духа. Эта подмена глубочайшая, …» Далее по контексту понятно, что ты путаешь бесстрастность с бесчувствием.
    …..Страсть — это эмоция или увлечение, всё превосходящее влечение к объекту страсти. А им может быть предмет, чувство, идея. Суть страсти в том, что человек осуществляет нечто во имя удовлетворения своей потребности. В страсти человек — на первом месте и всё, что происходит — всё ради него самого.
    …..Страстным может быть как безудержный секс в постели, так и многочасовая аскетическая молитва в полной недвижимости, тишине и одиночестве. Это одна и та же страсть, если делание осуществляется ради себя.
    …..Не видя этого ты говоришь: «Святость — это не бесстрастность. » И здесь — ошибка. Святость и общение с Духом — это жизнь не для себя, а для Бога напрямую и через служение другим. Если ты позволяешь человеку оставаться страстным, в конечном итоге будешь спрашивать «а был ли мальчик?» Общение в духе может быть только бесстрастным.
    …..Проблема, как я говорил, в смешивании терминов «бесстрастный» и «бесчувственный, неподвижный, безэмоциональный». Монах-аскет, совершая титанический труд самоограничения в эмоции, движении, улыбке, проявлении чувств потому что считает их проявлением страстности, невольно уничтожает возможные плоды этого труда. Вместо дела Бога, он строит памятник себе.
    …..Итак, ошибаются и такие монахи и те, кто считают страсть допустимой. Потому что страстность определяет не сама эмоция, а её смысл, то, на что она направлена. Так альпинист, взобравшись на гору и видящий прекрасный мир под ногами, торжествующе кричит — как здорово! И если при этом он хвалит свою силу, выносливость, умение — он страстный человек.
    …..Если в крике вырывается восхищение творцом этой красоты и ради того, чтобы её увидеть он взобрался на гору — он БЕССТРАСТЕН. Он радостен в духе и общается со Святым Духом.
    …..
    …..Первый твой абзац приводит к выводу, что со страстностью бороться не надо, Бог примет любого. Борьба только отвлекает. Я думаю, что к такому выводу привели тебя рассуждения, которые я выше проанализировал. Ты боишься потерять самобытность, свежесть и силу чувств. Ты сопротивляешься неправильному изображению бесстрастия, как мертвой неподвижности. И в этом — твоя правда. Вывод же, как я считаю, не полезен.
    …..Чтобы понять меня точнее, ответь, осознаешь ли ты две природы внутри себя? Ветхую (страстную) и новую ((бесстрастную (в правильном понимании)) природу? И они будут в нас до конца нашей земной жизни. Но процесс умервшления ветхого нельзя откладывать на том основании, что Бог любит нас такими, какие мы есть. Остановки быть не может. Ты, как личность, ассоциируешь, связываешь свою суть с новым человеком. Ветхого в себе не надо ни тянуть, ни толкать. Его надо отторгать. Новый человек, думаю, может только толкать себя к Богу. А Бог и тянет и подталкивает, как считает нужным.
    …..И когда ты, новый человек, силой живущего в тебе Духа Святого сделаешь очередной шаг к Богу, пой и танцуй, веселись и радуйся сам и с попутчиками.

  4. 4

    P.S. Ты ещё можешь добавить в список езду на мотоцикле с рассекающими ветер ушками.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку