Актуальные темы, Мнение

От мощей к экстремизму

От мощей к экстремизму От мощей к экстремизму 0 f5d2c 263a4e6f XL 710x434

Александр Солдатов о судебном процессе во Владимире, оценивавшем фильм «Приставное благочестие»

Очередной провинциальный суд внес очередной оппозиционный материал в Федеральный список экстремистских материалов. На сей раз решение принято 21 ноября в Октябрьском районном суде Владимира, а жертвой стал фильм «Приставное благочестие», ссылка на который была размещена почти два года назад интернет-изданием «Портал-Credo.Ru«.

В России действуют сотни православных общин, не желающих по разным причинам признавать над собой главенства Московской патриархии. Вся мощь государственной системы работает на сохранение видимого «единства» Московской патриархии, но даже в этих крайне неблагоприятных условиях из нее удается вырываться отдельным общинам и клирикам.

Одна из самых ярких и известных общин такого рода существует с 1990 года в Суздале. Она появилась, когда по всей России начался отток общин из Московской патриархии в Зарубежную церковь. Харизматичного суздальского настоятеля архимандрита (впоследствии митрополита) Валентина (Русанцова) поддержали все его прихожане, и ослабевшая к тому моменту власть признала, что храм, в котором они молятся, отныне не будет подчиняться Московской патриархии. Затем эти власти передали «альтернативной» общине еще 11 храмов в Суздале, многие из которых находились в полуразрушенном состоянии. Спустя десятилетие, когда храмы были восстановлены, уже при путинском режиме, укрепившаяся власть отобрала их у «неправильных» верующих назад. Сейчас часть этих отобранных храмов вновь превращается в руины. С видеодоказательств этого и начинается фильм «Приставное благочестие».

К 1990 году суздальская община владела мощами местных святых — преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Они были переданы ей двумя годами ранее из музея. Естественно, при изгнании из храмов в 2009 году, когда суды, между прочим, постановили «обязать религиозные организации освободить здания от всего имущества», мощи были перенесены в домовый храм при Синодальном доме Российской православной автономной церкви (РПАЦ — так называется централизованная религиозная организация, объединяющая общины в разных регионах России, но имеющая центр в Суздале), где в тесноте и вынуждена теперь молиться непокорная община. В 2012-м, после смерти митрополита Валентина (Русанцова), которого власти немного побаивались, немедленно началась кампания по изъятию мощей преподобных Евфимия и Евфросинии, старт которой, как говорят, дала личная просьба патриарха Кирилла «на высшем уровне».

Мощи, впрочем, отбирала у неподконтрольных православных не сама Московская патриархия. Она скрылась за спиной государственного ведомства — Росимущества, которое внезапно решило, что кости умерших людей (а именно так трактуется предмет спора с точки зрения светского закона) принадлежат исключительно Российской Федерации. Удовлетворяя требования Росимущества, один из судов напишет впоследствии, что мощи вообще всех святых принадлежат государству и «подлежат передаче Российской Федерации». Но, разумеется, никакой массовой кампании изъятия мощей, подобной той, что была в 1919-1920 гг., после этого не началось — Российская Федерация по-прежнему интересуется только мощами Евфимия и Евфросинии.

Осенью 2012-го в тесный Синодальный дом в Суздале потянулись судебные приставы в форме, подключилась государственная пропагандистская машина, карманная партия ЛДПР провела пикет под лозунгом «Верните святые мощи!» Этой фантасмагории и посвящено «Приставное благочестие». Помимо собственно фиксации нелепых потуг приставов, то пытающихся говорить проповедь, то прямо призывающих к применению силы, фильм насыщен актуальными политическими событиями того времени (отзвуки белоленточного движения, дела Pussy Riot) и личным опытом автора — Михаила Баранова, незадолго до этого покинувшего «тоталитарный» монастырь Московской патриархии в Новосибирской области.

После появления фильма процесс изъятия мощей внезапно остановился и, насколько нам известно, они до сих пор находятся у верующих РПАЦ. Зато решили давить создателей фильма, и основным виноватым тут оказался «Портал-Credo.Ru» в лице Вашего покорного слуги. Примечательно, что делом сразу же занялось УФСБ по Владимирской области — вероятно, оттуда в октябре минувшего года произошла «утечка» в местные официальные газеты «Владимирские ведомости» и «Суздальская новь», где появилась зловещая статья «Госдеп в рясе». Согласно версии авторов статьи, мощи защищают не верующие, а враждебные России силы, которые на деньги Госдепа создают в Суздале очаг социальной напряженности на конфессиональной почве. Верующие же якобы играют лишь роль декорации. Лично мне в этой статье было отведено пять абзацев — и это был сигнал… Дело лежало под спудом еще около года, и наконец осенью 2014-го поступило во владимирский суд. Его рассмотрение там началось через 9 дней после визита во Владимир патриарха Кирилла.

Скорее всего дело об экстремизме, выросшее из дела о мощах и замешенное на госдеповской фобии, изначально является местной владимирской инициативой. Но почти двухлетняя подготовка, предшествовавшая вынесению решения по делу, говорит, вероятно, о том, что все нужные согласования были получены. «Портал-Credo.Ru» — профессиональное, но при этом внеконфессиональное и независимое издание о религии — хотят заглушить или по крайней мере приглушить. Видимо, расчет делается на то, что главный редактор решительно пересмотрит свою редакционную политику и перестанет заниматься «очернительством» и «пропагандой раскола». Но нельзя исключать и более радикальных расчетов.

Александр Солдатов,
«ГРАНИ.РУ», 25 ноября 2014 г.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку