Актуальные темы, Оглашение и катехизация

Осторожно: неофит

Осторожно: неофит

Японская присказка гласит: когда в семье рождается ребенок, вся родня учится разговаривать. Перефразируя эту восточную мудрость, можно, к сожалению, сказать: когда в семье появляется христианин, все его родные становятся мучениками.

В христианстве я 12 лет. Много это или мало, не знаю. Для кого-то, может мало. Для меня достаточно. Почти пол жизни. За этот промежуток времени я прошел разные стадии своего становления, как христианина. Не обошли меня и церковные болезни. Прошу меня правильно понять: я не хочу сказать, что мое теперешнее состояние можно охарактеризовать, как состояние духовного здоровья. Надеюсь, что мой ум еще не настолько помутился, чтобы этого не понимать. Просто, переболевши какими-нибудь церковными болезнями, начинаешь их лучше видеть и замечать. Много болезней, может и не прошли совсем, а только притаились, изменив свой вид.

Но сначала о терминах. Все духовные болезни, о которых пойдет речь, будут именоваться одним словом «неофитство». В Церкви сложилась традиция, согласно которой считается, что неофит — человек, который, еще не пробыл в Церкви десять лет. Но дело не только во времени. Неофитом можно остаться на всю жизнь. Этот период можно сократить. Но можно ли его миновать? Не знаю. По крайней мере, все мои знакомые, и я сам, прошли этот отрезок времени. Он показался таким восторженным и прекрасным, потому что Господь подает тому, кто воцерковляеться, по словам Макария Великого, «аванс» Святаго Духа.

Английский писатель Честертон сказал: «Он был здоров душою, потому что знал печаль». Неофит душой больной, потому, что не знает печали, жалости и милости. На все случаи жизни у него есть правила, на любую человеческую боль прописные истины. Но его истина убивает, а не животворит, ведет в рабство, а не делает свободным. Сам неофит бодрый оптимист. Правда, его оптимизм — за счет других. Это оптимизм людоеда. Он соорудил из обрядов и законов высокий замок и оттуда смотрит на людей…

Напрасно неофитов сравнивают иногда с фарисеями. Фарисеи этого не заслужили: они знали за собой тайные грехи, и слова Спасителя устыдили их. Неофиты не имеют грехов. Не знаю, о чем они часами каются на исповеди. С их уст не сходят слова: «Прости меня, грешного — ибо я бездна греха». Но стоит им узнать, что либо о своем ближнем, что не укладывается в их благочестие, они превращаются в того самого должника, что за свои сто динариев готов был задушить. «Ты постоянно болеешь — наверное у тебя много грехов. Тебе нужно покаяться!». Я вполне могу допустить, что Книгу Иова они не читали и о друзьях Иова они ничего не слышали. Но о русских то святых, что болели всю жизнь, должны были бы знать. По ихней логике Амвросий Оптинский и Игнатий Брянчанинов — большие грешники.

Какая бы давняя дружба не соединяла нас с неофитом, все рушиться в одно мгновение, если он узнает о вас нечто. Это может быть, что угодно: от ношения платья с открытыми плечами до того, что вы смотрите телевизор. Тогда вашу дружбу уже ничто не спасет. Духовник, который сам недавно принял сан и крещение, но всемогущий в своих глазах от ощущения своей власти, скажет, сокрушенно качая головой: » Не стоит вам общаться с этим человеком». И все. Напрасно приходил Христос. Напрасно Он собирал «рассеянное». Напрасно он трудился. Горе духовник все разрушил в одно мгновение. Но для неофита он — БОГ. И слушать его нужно обязательно.

Способен ли какой либо грех пробудить у неофита ощущение раскаяния? Собственный опыт показывает, что, даже впадая в большие, грубые грехи, такие, как блуд, человек с подобным устройством души невообразимым образом оставляет за собой право осуждать других и даже имеет «самодвижущую» Иисусову молитву. Он бодр и весел. В первые же дни своего христианства овладевает «благочестивым сленгом», например «Ангела за трапезой!» или «Спаси Господи!» Вспоминается, одна девушка за столом у соседа: «Благословите чайник!» Неофит влюблен сам в себя. Он наслаждается своею праведностью. Ко всему остальному, он пророк. Да, да он знает Божью волю. Это святые смиряли свою плоть, чтобы узнать Божью волю. Для неофита все проще. Божья воля — это то, что он делает. Он не скажет: «Извини, я тебя очень подвел через свою невнимательность». Нет — «это Божья воля была мне проспать, поэтому я опоздал на деловую встречу, и ничем не могу тебе помочь». Человек, которого при этом оставили в беде, думает, что это его Бог оставил. Немало потребуется веры, чтобы понять, что оставил тебя не Бог, а равнодушный неофит.

Один раз меня угостили яблоком. Я сердечно поблагодарил и хотел обтереть его, (оно было в песке), но меня удержали от этого шага. «Ты что, этого нельзя делать! Это-же песочек с могилки святой!». Не помню дальнейшую судьбу этого яблока: по-моему, я все-таки его помыл. Кроме яблок с песком неофиты едят и более экзотические вещи. Цветы например, которыми украшается храм в праздник, особенно цветы, которые украшают плащаницу, алтарь, чудотворные иконы, забирают их с собой, сушат, едят, либо в натуральном виде или, заваривая их, как чай.

Церковные болезни тяжелы. Люди, что ими болеют, доставляют много скорби окружающим и, в первую очередь, своим близким. Людям, далеким от церкви они затрудняют путь в нее. Человек, который искренне интересуется религиозной жизнью, увидев такого «святошу», по нему сделает вывод обо всей церкви. Конечно, можно ему объяснить, что о христианстве нужно судить по христианским святым, а не по первому попавшемуся прихожанину. Но бывают такие встречи с христианскими «пионерами», раны после которых долго не заживают.

Церковь болезненно переносит неофитство. Да болезнь тяжела. Но Христос сильнее за наши грехи. И он исцелит нас!

Автор Григорий Дублинский

http://misoedov.livejournal.com/

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку