Актуальные темы

«Несвятые святые»

«Несвятые святые» 930336291

О книге архимандрита Тихона (Шевкунова) (часть 3)

Рассказ «Преосвященнейший послушник».

В книге о.Тихона более 600 страниц. Невозможно обо всём говорить так же подробно, как о наместнике Гаврииле. Но о епископе Василии нужно непременно.

Нельзя было не любить епископа Василия, до последнего дня жизни он оставался очень добрым наивным ребёнком. Десять лет мы беспрерывно спорили, но спорить с ним было совершенно невозможно. Внимательно слушает тебя, соглашается, улыбается своей очаровательной улыбкой и вдруг расскажет, что ему доподлинно известно, как на самом деле всё происходило. И сошлётся на конфиденциальное сообщение референта ОВЦС («и который референт, что из органов») Буевского или Кудинкина. Может и сам что-то сочинить и, как ребёнок, искренне в свою фантазию поверить. Двадцать лет назад я писал:

«В одной из своих статей я как-то упомянул «Справку» о генерал-лейтенанте Г. Г. Карпове из журнала «Известия ЦК КПСС», будучи твердо уверен, что все, кого беспокоят судьбы Русской Православной Церкви, не просто внимательно прочитали ее, но и глубоко задумались над нею. Поэтому я не стал цитировать «Справку», а лишь сослался на источник, где она была напечатана. Фанатичные апологеты Московской Патриархии тут же заподозрили меня в подлоге, очернительстве, диссидентстве, намерении дискредитировать и навесить ярлыки. В первую очередь на СДР, но рикошетом ударить и по Московской Патриархии: даже американским историкам трудно отрицать, что СДР и Патриархия скованы одной цепью. Автор многочисленных восторженных репортажей, статей и фильмов о постперестроечном взлете и процветании Московской Патриархии епископ Василий (Родзянко) писал в статье «О личности новоизбранного Патриарха» в «Новом русском слове».

„О. Георгий Эдельштейн снабдил меня также «справкой» из биографии первого председателя Совета по делам РПЦ (религий) Г. Г. Карпова, опубликованной, по словам о. Георгия, в журнале «Известия ЦК КПСС». При проверке, этой справки в журнале не удалось обнаружить. Единственная газета, по нашим сведениям, напечатавшая мой репортаж для прессы, посланный в Америку по факсу, «Русская жизнь» (Сан-Франциско) справку эту при публикации репортажа опустила (по-видимому, редакторское чутье сработало)».» («Записки сельского священника» сс.277-278)

Чтобы «редакторское чутьё» не работало, пришлось перепечатывать «Справку» целиком. Статьи епископа Василия о иерархах Московской Патриархии были неизменно восторженными, критической он никогда не написал ни одной.

Архимандрит Тихон отлично знает, что Василий (Родзянко) был суперлоялен к архиереям Московской Патриархии ещё тогда, когда был Владимиром и работал на ВВС. Религиозные передачи о.Владимира были самыми необъективными из всех «вражеских голосов». Об этом ему писали многие слушатели из Советского Союза. Вот кусочек из моей статьи тоже двадцатилетней давности:

«К чести епископа Василия следует признать, что он никогда своих взглядов не менял, он и в 1966 году не просто старался сохранить объективность, найти «смягчающие обстоятельства» для оправдания любого лжесвидетельства, любого кощунства, но не обинуясь усматривал в лжесвидетельстве и кощунстве «великую пользу Церкви». В том же 81-м номере «Вестника», где Н. А. Струве обвиняет нашу высшую церковную иерархию, что она отказалась от правды и мужества и дошла до глубокого нравственного падения, напечатано письмо из России. Обращаясь к епископу Василию, в ту пору протоирею Владимиру, сотруднику радиостанции Би-Би-Си, автор писал: «Многое в составе программы и лично в Ваших выступлениях вызывает в сердцах радиослушателей в России недоумение и протест… В одной из радиопередач Вами была высказана мысль о том, что отцы Архиерейского Собора 1961 года приняли решение о передаче административной власти в приходах в руки мирян «в доброй воле», что это приведет к лучшему» («Вестник» №81,с.5-7).

Сегодня, пожалуй, даже редактор ЖМП митрополит Питирим не усмотрит в деяниях Архиерейского Собора 1961 года «великую пользу» и не посмеет заикнуться о «доброй воле» отцов Собора. Но, конечно, правду о роли товарища В. Куроедова и его бравых молодчиков в рясах и в штатском в подготовке, организации и проведении Собора митрополит тоже не расскажет.

А вот как обстояли дела не в радиопередачах Би-би-си, не в ЖМП и не в синодальных бумагах, а на приходах Русской Православной Церкви. Это «Открытое письмо» Патриарху Алексию 1-му группы православных мирян из Вятки, опубликованное «Вестником». Вот на что согласились отцы Собора 1961 года:

«Приходы, как религиозные объединения, заменены «двадцатками», которые в большинстве приходов существуют только на бумаге. Юридически приходы представлены церковными советами, которые часто назначены уполномоченными Совета по делам РПЦ, управляют хозяйством общины без ведома верующих и находятся в полном подчинении уполномоченных.

Пастыри превратились в наемных жрецов, не знающих своих пасомых. Они так же, как и церковные советы, безоговорочно исполняют, не объявляя верующим, любые устные распоряжения уполномоченных.

Епископы стали государственными чиновниками, только получающими жалование от верующих!

Фарисейство – главный духовных недуг, поразивший многих епископов, священников и верующих!

Это бедственное положение порождено как общим духовно-нравственным падением всех верующих, так и развращением значительной части епископов и священников. Это последнее имеет свое начало в той неправде, которая содержится в книге «Правда о религии в России», изданной в 1942 году.

Эта книга научает церковнослужителей человеческой антихристианской мудрости, посредством лукавства приспособляться к жизни, сохранять свое благополучие («пасти себя»)  и в то же время соблюдать правила показного благочестия! Книга явилась программой деятельности Патриархии!

Правильное отношение между религиозным долгом и гражданскими обязанностями верующих устанавливается заповедью Господа нашего Иисуса Христа: «Отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21).

Эта заповедь требует того, чтобы высшая церковная власть, епископы и священники, не угождали, ради своего благополучия, гражданской власти, когда она вмешивается во внутренние дела Церкви и вынуждает верующих нарушать заповеди Божии, но ценою жизни защищать веру и правду.

В нарушение этой заповеди первые иерархи Церкви, возлюбив человеческую славу и богатство, стали на погибельный путь рабского подчинения всем незаконным распоряжениям Совета, направленным на разрушение Церкви и искоренение христианской веры в нашей стране!

Практическая деятельность Патриархии, начиная с 1960 года, была направлена на то, чтобы сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов.

Погибельный путь человекоугодничества привел некоторых епископов и священников к открытому предательству Христовой Церкви!

…Полное подчинение епископов и священников власть имущим атеистам превращает Церковь в служебный придаток безрелигиозного государства. Это породило все те горькие плоды, которые перечислены ниже.

Стремление высшего церковного управления сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов, — орудием, направленным на разрушение Церкви, — вот главная вина высшего церковного управления» («Вестник» № 82, с. 3-7)» («Записки сельского священника» сс. 303-305)

Объективных рассказов об истории Русской Православной Церкви в годы советской власти из уст епископа Василия можно было услышать ничуть не больше, чем из уст тогдашнего шефа о.Тихона – митрополита Питирима. О.Тихон несомненно знает это, но, по обычаю, лукавит:

«Многое из церковной истории XX века по-новому открывалось нам из рассказов Владыки. Как-то в его присутствии завели спор на популярную тогда тему — о епископате советского времени. Некоторые высказывания были даже не просто осуждающими, а злобными и враждебно-ядовитыми. Владыка молча слушал спорящих. Когда же бесстрашные судьи русских архиереев обратились к нему за само собой разумеющейся, как им казалось, поддержкой, Владыка просто рассказал одну давнюю историю».

Со всей ответственностью за свои слова утверждаю, что это наглая ложь. Бесстрашными судьями советских архиереев были русские архиереи мученики и исповедники. Они обличили митрополита Сергия и членов его Синода. Одним из обличителей был епископ Илларион (Троицкий), о котором в разных местах пишет о.Тихон в книге «Несвятые святые». Их обличал архиепископ Ермоген, их обличал Борис Талантов и другие вятичи. Сегодня их обличает в своих интервью Патриарх Кирилл, ссылаясь на своего отца священника Смоленской церкви, что на Васильевском острове, протоиерея Михаила Гундяева. Их обличает архиепископ Русской Православной Церкви Василий (Кривошеин).

Ни один мало-мальски знакомый с историографией Московской Патриархии человек никогда бы не обратился к епископу Василию «за само собой разумеющейся, как им казалось, поддержкой». Как не обратился бы за поддержкой к митрополитам Никодиму (Ротову), Питириму (Нечаеву) или Николаю (Ярушевичу). Епископ Василий никогда не был лицемером, подобно этим митрополитам, он не лгал, он рассказывал небылицы, которым только сам один верил. Здесь же и пример подобной небылицы.

«В начале 60-х годов к нему, тогда еще священнику, прямо на лондонскую квартиру приехал митрополит Никодим, председатель Отдела внешних церковных сношений. Для беседы обоим пришлось лечь на пол, чтобы филеры, нигде не выпускавшие из вида митрополита Никодима, не смогли записать разговор через оконное стекло.

Владыка Никодим шепотом рассказал отцу Владимиру, что советские власти со дня на день собираются закрыть Почаевскую лавру, а иерархи на Родине уже исчерпали все возможности, чтобы помешать этому. Владыка просил отца Владимира организовать на радио Би-Би-Си и «Голосе Америки» специальные передачи, чтобы не дать советскому руководству возможности расправиться с Почаевом. Оба — и митрополит, и отец Владимир — прекрасно понимали, чем рискует Владыка Никодим, обращаясь к своему собеседнику с подобной просьбой.

Уже на следующий день тема Почаева стала ведущей в религиозных программах Би-Би-Си и «Голоса Америки». Тысячи писем протеста со всего мира полетели в адрес советского правительства. Это оказало влияние — может быть, даже решающее — на власть, и она вынуждена была вновь разрешить деятельность Почаевской лавры».

Нет сегодня в России человека, который поверит этой байке. Десятки раз я слышал от епископа Василия такие же «истории». Если ему показывали, что это неправдоподобная выдумка, он не обижался, ласково улыбался и говорил: «Возможно я перепутал какие-то детали. Но Никодим (Филарет, Николай, Питирим etc.) очень хороший человек».

Здесь мне, кроме, конечно, лежания на полу и шёпота (сущий ребёнок!) очень понравились две детали:

Во-первых, что у филёров, неведомо британских или советских, аппаратура способна записывать только через оконное стекло; во-вторых, что иерархи на Родине уже исчерпали все возможности.

Оба собеседника прекрасно понимали, чем рисковал митрополит Никодим в начале шестидесятых, а я – хоть убей – не пойму. И ни один из миллиона читателей не поймёт.

А может, не митрополит Никодим летал в Лондон спасать Лавру, а Л.М. Каганович? Оба предположения в равной мере правдоподобны.

Не знаю, служил ли кто-либо панихиду по убиенному Государю в московских храмах в 1987 году, но готов свидетельствовать, что, начиная с 1962 г., священник Николай Эшлиман ежегодно служил панихиды в этот день. В дни особого поминовения усопших о.Николай поминал всю царскую семью и на проскомидии, и на ектеньи. Формула поминовения во всех случаях была единая: «Убиенного Государя Императора Николая Александровича». Непременно поминал и Великую Княгиню Елисавету. Только Анастасию (в отличие от епископа Василия) не именовал «отроковицей».

И ещё, к сведению о.Тихона, епископа Василия сопровождали отнюдь не его прихожане и певчие не были его паствой. Были, правда, несколько человек из «красной» церкви в Вашингтоне, прихожане о.Димитрия (ПЦА), но большинство – прихожане протоиерея Виктора Потапова (РПЦЗ). Собор их епископов к тому времени уже причислил царскую семью к лику святых, и их участие в панихиде было неоднозначным литургическим деянием. Прихожане о.Димитрия не служат панихиды в день памяти святителя Николая.  Но всё это уже так, к слову. Можно ещё дюжину-другую таких же мелочей заметить, но, полагаю, смысла нет.

Притчу про молитву и лисичку я несколько раз слышал из уст митрополита Антония (Блюма). Но он рассказывал не о монахе, а о пророке Моисее в Синае. И говорил, что заимствовал сюжет из сборника иудейских притч.

Перлы у о.Тихона по всей книге горстями щедро разбросаны. Вдруг мимоходом скажет, что монахи уходили в горы возле Сухуми, «укрываясь от властей мирских, а иногда и церковных», «уходили, протестуя против государственной и церковной неправды». Что это за неправда такая церковная? Через кого сей грех пришёл в Церковь? Ни одного имени ни в одном рассказе нет. Через черного пуделя? Все наши иерархи последних пятидесяти лет, судя по книге архимандрита Тихона, — беззаветные герои, «несвятые святые». Тут и митрополит Никодим, и митрополит Псковский Иоанн (Разумов), и митрополит Питирим (Нечаев), и Патриархи Пимен и Алексий II. Не от них же, право, бежали в горы, не через них же приходил грех! Есть, правда, в книге какой-то безымянный Владыка, который своим Указом запретил служить панихиды в пещерах.

«Это означало прекращение доступа к главной святыне обители, а потом и закрытие самого монастыря. <…> Но несмотря на это, отец Алипий распорядился служить панихиды по-прежнему».

Опять сплошные загадки. Почему наместник не подчиняется Указу архиерея? С первой страницы и до последней о.Тихон настойчиво убеждает читателей, что любое самочиние, любое противление «священноначалию» ни к чему доброму не приведёт.

Почему архиерей издаёт Указ, грубо нарушающий даже те мизерные права верующих, которые предоставлены им государством воинствующих безбожников?

«Множество священников оказались в тюрьмах» во время хрущёвского шабаша, — пишет о.Тихон. Очень хотелось бы узнать число «множества» и, если можно, имена и фамилии новых исповедников. Я что-то не припомню ни одного, кто открыто и громко протестовал против закрытия православных храмов. Ни одного.

И, наконец, ещё один перл. Отец Тихон никогда не служил на обычном сельском приходе и не имеет ни малейшего представления о жизни более чем половины современного российского духовенства. Он, правда, слышал, что во Псковской епархии казначей архимандрит Нафанаил таскает холщовый мешок, а в мешке миллион рублей, в том числе и для подкупа чиновников. И в той же епархии есть сельские храмы, где священник не получает в месяц и ста рублей.

«Отец Никита рассказывал, что за месяц у него с трудом набегало жалованья рублей двадцатьпять».

Что способен понять о жизни такого нищего прихода настоятель Сретенского монастыря, если он может всего за несколько месяцев скопить сто восемьдесят тысяч долларов, т.е. пять с половиной миллионов рублей. Это доход среднего сельского храма Костромской епархии за 40-50 лет за вычетом затрат на свет, отопление и прочие мелочи. Тёплый зяблого не поймёт. «Великая монахиня» матушка Фрося имеет право мимоходом осудить всё православное духовенство, всех белых попов без изъятия:

«— Тихон! Я знаю, что ты уже поп! — это было первое, что сказала мне матушка. — Быстренько по-исповедуй меня, а то я не могу у этих мирских попов исповедоваться».

А может не «великая монахиня», а сам «великий монах» сочинил и в чужие уста хулу на духовенство вложил?

Благожелательно архимандрит Тихон пишет только об отце Владимире Вигилянском, но ведь они оба «наши»: «патриархийный функционер» протоиерей Владимир Вигилянский – это протоиерей Всеволод Чаплин на должности референта или пресс-секретаря.

В начале ХХ века Максим Горький очаровал всю читающую Россию рассказами и сказками о прекрасных, благородных и бескорыстных босяках, противостоящих тупым и жадным мещанам. Автор рассказов и сказок был безапелляционно объявлен великим русским писателем, ему было присвоено право говорить от лица Народа. Босяк, бездельник, бродяга стал всероссийским Учителем, заговорил со сцены самых популярных театров. Босяк превратился в объект поклонения, веры, надежды, любви «передовых, мыслящих слоёв общества».

Во время Смуты 1917 года босяки захватили власть и принялись строить «Республику труда», прекрасный Новый мир. Передовые и мыслящие спохватились, осознали, что «документальные» повествования М.Горького были плодом его злой и больной фантазии, да было уже поздно: в руках у босяка была винтовка.

Всю жизнь М.Горький сознательно морочил людям голову, потому что люди жаждали лжи и обмана: «Лучше безрассудными жить мечтами чудными, жизнь проспать свою. Баюшки-баю». Эпиграфом к самой популярной своей пьесе он поставил слова:

Господа, если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет,

честь безумцу, который навеет

человечеству сон золотой.

Евангелие учит нас жить в реальном мире. О.Тихон в своём евангелии конструирует волшебный сказочный мир, населённый индийскими гуру. «Несвятые святые» — идеальный вариант пролегоменов православия для совка.

Совку жизненно необходимы все три искушения, отвергнутые Спасителем. Чудо, Тайна, Авторитет. Их в рассказах о.Тихона в избытке и преизбытке. Чудес там в разы больше, чем во всех творениях величайших Отцов и Учителей Церкви каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. И безудержной настырной похвалы монашеству тоже. И похвальных слов в защиту послушанию любому авторитету, которое, как известно, выше поста и молитвы.

Первое чудо в рассказах, восьмое, семнадцатое… «Ты сказал, и я поверил; ты повторил – я начал сомневаться; ты стал настаивать, что это правда, тогда я понял, что это – ложь».

том, что кирпич ни с того, ни с сего никому на голову не свалится, нам уже давно заезжий иностранец, профессор чёрной магии разъяснил. Нет нужды подтверждать его слова примерами из жизни о.Григория.

Если бы не семьдесят лет коммунистической пропаганды, мало кто из россиян пожелал бы жить в государстве или служить в Церкви, где в пример христианам ставят лжецов и фарисеев Никодима, Питирима, Гавриила, Нафанаила, Аввакума. Читайте, совки, евангелие от Тихона.

свящ. Георгий Эдельштейн

Источник: g_edelstein

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку