Breaking news, Авторские колонки, Актуальные темы, Блоги, Главный редактор, Олег Чекрыгин

Непрестанная молитва «для чайников»

Непрестанная молитва «для чайников» Непрестанная молитва «для чайников» ochek1 710x434

Непрестанная молитва, предстояние и хождение пред Богом, жизнь во Христе, молитва самодвижная с вхождением ума в сердце и прочие аскетические страсти-мордасти для «чайников» на привычном им языке наших современников

Я подумал, перечитав свой материал «Молитва для чайников», что, пожалуй, начал не с того, и решил попробовать еще раз – начать с самого начала, то есть, объяснить, как приступить к молитве тому, кто еще вообще не пробовал молиться САМ.

Для этого захотел вернуться к своим самым первым собственным опытам в молитве.

Вот, прочитал я когда-то святоотеческие наставления о молитве самые разные, и усвоил из них, пожалуй, всего одну практическую рекомендацию: «замыкай ум в слова молитвы». Что это значит? Дело это простое, но трудное: когда читаешь молитву по книжке, то нужно думать исключительно о смысле читаемого, да еще при этом следить за тем, чтобы не рассеиваться и не отвлекаться от читаемого ни на миг во всякие попутные игры воображения, которые способны отвлечь внимание и завести ум оч-чень далеко от смысла читаемого текста.

Да еще бы, ладно бы читать эти молитвы в первый раз – тогда действительно вникаешь в смысл читаемого, интересно же. А если в пятый-десятый до дыр затертый текст повторять изо дня в день уже без всякого познавательного интереса? И вот тут-то начинается начетничество – бездумное механическое повторение заезженных слов заученных наизусть текстов, смысл которых столь же автоматически ускользает от сознания по причине отсутствия интереса и новизны. И «правило» становится надоедливой нудной обязанностью, от которой хочется поскорее отделаться, думая при этом о чем угодно, но только не о словах молитвы и смысле читаемого.

Так в чем же смысл этого «замыкания ума» на смысл читаемых слов? Только в одном, о чем, как правило, не говорится в руководствах по «молитвенному деланию» — в том, чтобы говорить прочитываемые слова БОГУ.

Получается смешно – выходит, мы Богу читаем на ночь книжку, как ребенку? Выходит, что так, да еще и не особо вникая в смысл читаемого. Но лучше так, чем никак.

А что же нужно для того, чтобы читать не просто, а именно БОГУ все эти молитвы? Вот это и нужно — замыкание ума. Теперь объясню то, что это значит на практике.

Само сосредоточение на смысле произносимых слов – это вообще не молитва, а – медитация, и аскетические советы — все, как правило, именно с медитативным уклоном, который может быть полезен для упражнений ума, но ровным счетом ничего не дает в плане молитвы: таким способом человек замыкается в себе, а не обращается к Богу. А для того, чтобы произносимые слова стали молитвой, помимо внимания к их смыслу необходимо еще постоянное в течение времени молитвы осознание того, что вы находитесь пред Богом, Он на вас смотрит и слушает вас, и именно вы обращаетесь именно и лично к Нему, пусть и с чужими вычитанными из книжки словами – только так чтение правила станет для вас молитвой.

Плод такой сосредоточенной молитвы не замедлит: прочитав и окончив правило, вы почувствуете себя омытыми, как будто вышли из освежающего душа. Это прямое следствие воздействия на вашу душу Святого Духа, привлеченного к вам вашей молитвой – и именно оно, это субъективное восприятие вами последствий Богоприсутствия для вашей души называется благодатью, о которой столь много и неверно толкуют в церковной среде. Грубо говоря, благодать – это ваше ощущение от встречи с Богом, и, так сказать, послевкусие этой встречи весьма отрадное.

А теперь давайте-ка вместе разберемся, что же делает молитву – молитвой? Сосредоточенность? Нет, она присуща и медитации, и разным духовным практикам: йогическим, каббалическим, магическим, которые при этом молитвой не являются ни разу и никогда ею не станут. Может быть, возвышенные слова, придуманные кем-то святым? Но слова постепенно стираются, их смысл и интерес к этому смыслу утрачиваются. Да и не ваши они, это же просто попугайство, пусть и осмысливаемое. Не стану вас дальше мучить: молитва совершается через Богообщение, то есть для ее совершения необходимо Богоприсутствие, ваша личная встреча с Богом. В «духовных практиках» Бог не нужен, результат достигается САМИМ человеком путем самосовершенствования. Но молитва БЕЗ БОГА – невозможна, немыслима, она – как брак без Жениха. Только присутствие Бога, или ваше присутствие пред Ним (что одно и то же) делает вашу молитву МОЛИТВОЙ, мольбой, обращением к Богу Живому «иже везде сый и вся исполняяй» здесь и сейчас.

Итак, сердцевина молитвы – установление прямой и непосредственной связи с Богом, привлечение Его Божественного Присутствия к себе. И как же его добиться, как привлечь к себе Его внимание? Представьте себе, нет в мире ничего проще этого, каким бы парадоксом это ни казалось. И дело только за нами, нам стоит только захотеть в этом Богоприсутствии оказаться.

Дело в том, что мы все до единого УЖЕ находимся в присутствии Бога – ВСЕГДА: Бог неотступно присутствует в жизни каждого из нас постоянно, от рождения до смерти, мы как дети в песочнице перед маминым окном, всегда у Него на виду, и Он следит за нами постоянно. Но мы-то заняты своими играми, и увлекшись житейскими обстоятельствами забываем и не помним, что мы под надзором у Отца, не обращаем на Него внимания, и это нормально, Он дает нам жить САМИМ, свободно. Но если захотим вспомнить – то стоит лишь поднять глаза на родное окно, и вот Он, Иисус, стоит и смотрит на нас своими кроткими глазами Агнца Небесного.

То есть, стоит нам вспомнить про Бога и захотеть побыть с Ним – пожалуйста, Он всегда готов к нашему общению с Ним. Для начала этого общения всего лишь надо открыть свою дверь, открыть ее со своей стороны, а для этого просто ОСОЗНАТЬ, что Бог меня видит, и слышит здесь и сейчас: сезам, откройся!

Осознали? Почувствовали себя в Его присутствии? Ну что ж, можете начинать – теперь скажите Ему, зачем пришли, с чем к нему хотите обратиться.

«Господи, я пришла почитать Тебе на ночь книжку из чужих слов, которые тебе надоели хуже горькой редьки миллионом бездумных повторений в день в течение многих веков – будешь слушать или как?», — смешно?

Сразу становится понятно на примере, что правило и все другие читаемые молитвы – вообще не молитвы, а только тренировка, та самая «духовная практика», для которой Бог вообще не нужен. Дает ли она что-нибудь человеку? Да, дает многое, учит языку молитвы, оборотам молитвенной речи, заучивает целые устойчивые выражения, принятые в языке обращения – это обучение молитвенному языку окажется вам полезным, когда захотите сказать что-то Богу САМИ – у вас будет знание языка, на котором вам будет удобно говорить с Ним и привычный набор оборотов речи.

А обязательно нужно это языковое обучение? Нет, поскольку Бог разговаривает с вами не на человеческих языковых сотрясениях воздуха, а на языке вашего сердца, которое не только открыто Богу – но и вам тоже, и через свое сердце вы можете научиться слушать и слышать Его – разговор станет диалогом, реальным общением сына (или дочери) с Отцом. Так что, если имеете что сказать – говорите, вас услышат и поймут, обязательно и всенепременно.

Итак, вы пред Богом, но сказать вам Ему, в общем-то нечего – и что делать? В английском этикете в наборе из десяти «золотых правил» есть такое: если тебе нечего сказать – не говори ничего. Вообще-то, можете для начала просто поздороваться. «Ассоль была все еще той маленькой девочкой, которая молилась по-своему, дружелюбно лепеча утром: — «Здравствуй, бог!», а вечером: — «Прощай, бог!» По ее мнению, такого короткого знакомства с богом было совершенно достаточно …». Что ж, научитесь поначалу хотя бы такой молитве — как описано в житии одного простеца, заходившего поутру в храм поздороваться со Христом, когда он заболел и приблизился к смерти, Христос Сам стал навещать его по утрам и вечерам в больничной палате.

Совсем не обязательно Богу что-то говорить – можно просто побыть с Ним, в Его присутствии, почувствовать, что вас любят – разве этого мало? И не этому ли учил учеников Христос? «Не будьте многословны… ибо Отец ваш Небесный знает нужды ваши прежде прошения вашего…».

Ну, допустим. А зачем тогда все толкуют про непрестанную молитву: «…непрестанно молитесь…» (ап. Павел) – зачем же Богу постоянно докучать? И в чем смысл непрестанной молитвы, если Богу сказать нечего, и попросить, в общем-то, обычно тоже особо нечего, кроме каких-нибудь житейских пустяков?

Дело в том, что Бог НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ в жизнь человека без его просьбы – такова цена свободы воли человека, объявленной Богом ему, как венцу творения: человек сам должен выбрать Бога и поверить Ему. И коль скоро свобода воли, то и – невмешательство, пока не попросят. Но человек ведь живет в основном по воле случая – и к тому же посреди мира, лежащего во зле. А Христос умолил Отца не взять нас от мира, но – только лишь сохранить от зла. И что есть зло? А – всякие непредвиденные неприятности типа кирпича на голову. Или – соблазны, которые могут человека довести до беды и ввергнуть в пучину несчастий. И поскольку случиться все это может внезапно в любое мгновение, то здесь-то как раз и может пригодиться «непрестанная молитва»: пребывая постоянно пред Богом, со Христом, человек в его обществе находится под Его защитой – никакое зло не смеет коснуться того, кто пребывает неотлучно с Богом. А если какие-то причины в прошлом потянут за собой нежелательные последствия здесь и сейчас, Господь Сам заступит Своего молитвенника «властью, Им данною», и отведет грядущее несчастье Своею Дланью – если, конечно, оно не промыслительно для самого человека, то есть, являясь неприятным, содержит в себе необходимую грядущую пользу, как бывает с горьким подчас лекарством.

Ну, и как же этого добиться — непрестанного пребывания с Богом в молитвенном общении, пусть и молчаливом? Ведь стоит только чуть отвлечься от описанного выше осознания предстояния пред Богом, задуматься над невольно пришедшей в голову мыслью о житейском попечении – и вот вы уже один-одинешенек посреди своей житейской обыденности, а Христа и след простыл, начинай все сначала. Да еще и когда очнешься-то, вспомнив, что давно забыл о Боге – может, спустя часы, а то и дни – а за это время сколько воды протечет и нанесет в вашу жизнь всякого хлама – нескоро разгребешь-то.

Ну, во-первых, нужно постепенно привыкать ЖИТЬ пред Богом. А что это такое? Это тоже очень просто, хотя и трудно освояемо. Вот прикиньте, как вы обычно живете? А – погруженными в свои мысли и заботы, а то и страстные желания, носом вниз, в землю. А теперь попытайтесь не варить их внутри себя, а показать Богу. Как я уже сказал, вспомнив, что вы пред Ним, вступите с Ним в нескончаемый диалог о том что вас волнует, как, бывает, женщина обо всем что ей в голову приходит, рассказывает мужу, этакая непрестанная женская трескотня является в данном случае хорошим примером – вот только рассказывайте все это Богу, не выпуская свое предстояние пред Ним, как говорится, из поля зрения. Так вы постепенно приучитесь ВСЕ поверять Ему, что у вас на душе и в мыслях, и – знаете что? – перестанете грешить! Поскольку придется это делать пред Ним, у Него перед глазами, а это – стыдно. Откройте себя Богу свободно, и вы научитесь пребывать с Ним непрестанно – а это и есть искомая непрестанная молитва, не правда ли? Более того, в какой-то момент вы обнаружите, что на ваши вопрошания Бог дает вам ответ вполне непринужденно и без непосильных подвигов и свершений – в ответ на ваши вопросы вас станет посещать БЛАГОЙ ПОМЫСЛ, сопровождаемый несомненным удостоверением своего Божественного происхождения – ощутимым миром души и даже зачастую ее ликованием от близости Божественного присутствия – своего рода неизреченная радость посетит вас на мгновение, и наполнит душу ликующим «ДА-А-А!» — не всякий раз, разумеется, но – бывает!

Кстати, ровно так достигается и прощение грехов – не варите грех в себе, не оправдывайте его и не старайтесь себя убедить что это не вы виноваты – откройте его Богу и скажите Ему: «Вот Господи, посмотри – это я грешник, и вот мой грех, приношу тебе покаяние, и прошу, прости меня», — вот увидите, что дальше будет. А будет – прощение греха Тем, Кто один только и может прощать грехи: «иди и не греши больше».

Ну хорошо, а как же все-таки научиться не терять Бога из поля зрения? Для того, чтобы ваша молитва стала поистине непрестанной, мало тренировки, предложенной мной выше, и даже всяческих ухищрений, напридуманных отцами-аскетами – нужна помощь Божия, без которой «не можете творить ничего». Ну так и обратитесь за ней к Богу, молиться с вами мы уже научились – вот и попросите Его в молитве, чтобы Он даровал вам непрестанную молитву и неотлучное предстояние пред Ним.

Ну, допустим. И какова же она будет, эта помощь Божья непрестанной молитвой?

Для того, чтобы объяснить это, предлагаю вернуться к началу – помните свои первые опыты внимательного чтения молитвенного правила? Я тогда сказал, что выходишь после, как из душа, освеженным. И теперь напомню еще одно важное переживание, которое зачастую посещает нас не только как результат молитвы, но и в других случаях «благодатных» посещений, например, когда входишь с улицы в храм, или после причащения – это ощутимый физически мир души в виде образования в области груди особого места дивной тишины и радостного умиротворения. Тишины такой, что хочется вслушаться в нее, погрузится в нее и слушать, как дивную небесную музыку вечно – знакомо? Что ж, запомним это место тишины в душе как место погружения в нее, и попытаемся вместе прислушиваться к ней – здесь ли, на месте ли? Будто маленький теплый котенок устроился в груди и тихонько мурлычет. Отвлекся, потом вспомнил с опаской – здесь ли, не пропал ли, не убежал, не исчез? Нет, он по прежнему на своем месте и только ждет вашего внимания, чтобы напомнить о себе мурлыканьем.

Вот что мы вместе с вами вымолили у Бога в качестве помощи в молитве, да станет непрестанной. Вы удивитесь, но это и есть дар непрестанной самодвижной молитвы, о которой так любят судачить лже-аскеты на форумах исихастов, болтая всякую чушь, вычитанную в святоотеческих книжках о молитве: учиться молиться по тем книжкам все равно, что пытаться летать на самолете по инструкции, приложенной к нему. Язык, на котором написаны те книги – МЕРТВЫЙ, так как давным-давно утрачена опытная преемственность освоения заключенного в них знания, и некому научить практически тому, что в них написано.

Итак, самодвижная молитва. Отцы пишут, что ум при этом погружается в сердце, и возникает молитва, которая движется сама, без усилия со стороны молящегося – примерно так. На деле вся эта поэзия означает вот что: тот котенок в груди, которого я описал, всегда и неотступно пребывает с вами, и своим мурлыканьем сам привлекает к себе ваше внимание все время, и вы, обратив на него свое внимание и погрузившись как только есть возможность в ту дивную тишину, тут же с благодарностью вспоминаете о Боге и обращаясь к Нему, славите Его за такую к вам милость – вот, собственно, это и есть «вхождение ума в сердце», ничего сложного и недоступного, вполне понятные вещи, не так ли?

Сама самодвижная молитва не является молитвой словесной, как ее часто описывают теоретики от аскетики, сами ничего не пробовавшие, но украшающие своими диковинными фантазиями книжный «опыт». Конечно, никакие слова иисусовой молитвы в сердце не раздаются ни раздельно, ни слитно – никак. Да и сама эта молитва придумывалась веками, и начиналась просто с «Господи, помилуй». Слова вы сами можете говорить какие хотите – а самодвижная молитва есть только благодатное движение духа, побуждающее вас к молитве и помятованию о Боге.

Вот, собственно и все о молитве, что хотел рассказать. Добавлю только одно замечание, касающееся так называемого «попущения Божия» — беды, якобы насылаемой Богом на тех, кого Бог хочет наказать. Врут – Бог никого не наказывает, люди наказывают себя сами последствиями своих греховных поступков – закон причинно-следственных связей и есть Промысел Божий и, установленный Богом при Начале, работает безупречно во всей вселенной. А попущение — это вовсе не наказание Божье, но наказание самого себя – да-да, не удивляйтесь. Я уже говорил, что христиане хранимы Богом посреди «мира, во зле лежащего» — но хранимы они только с их согласия. Ваше пребывание с Богом, о котором сегодня много говорилось, подобно прогулке с отцом, держащим вас за руку – и с ним ничего не страшно. А теперь представьте, вы увидели красивый мяч, который катится вам навстречу, и вырвав руку из отцовской руки, мчитесь через улицу за тем мячом – а тут как раз машина… Поняли мою мысль? Попущение Божие – это то, что случается с тем, кто, забыв Отца, кинулся за поманившим его пестрым змием на страну далече – и остался ни с чем, да еще в бедности и болезни. Так что привыкайте держаться за руку Господа нашего Иисуса, и не выпускать ее ни при каких обстоятельствах – вот и будет вам непрестанная молитва.

Олег Чекрыгин

 

 

 

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку