Актуальные темы

«Левиафан»: долгое эхо «панк-молебна»

"Левиафан": долгое эхо "панк-молебна" «Левиафан»: долгое эхо «панк-молебна» Leviathan by Thomas Hobbes 710x434

Свежая новость: лента «Левиафан» Андрея Звягинцева получила «Золотой глобус»

Фильм действительно добротен. Он собрал уже уже множество призов на зарубежных кинофестивалях. Имеет оскаровскую перспективу.

При этом это первый фильм за долгие годы с яркой анти-клерикальной темой. Подчеркиваю: не атеистической, не антицерковной, не антиправославной, а именно антиклерикальной.

Левиафан в названии фильма — это аллюзия и на библейскую книгу Иова (она прямо цитируется в фильме), и на трактат философа Гоббса, в котором имя библейского чудища относится именно к государству. Кстати, полное название трактата — «Левиафан, или Материя, форма и власть сообщества церковного и гражданского».

У Гоббса Левиафан это государственная машина, но Гоббс подчеркивает, что Левиафан возникает вследствие договора людей (=волков, ибо человек человеку волк) между собой. Фильм разве что уточняет: не столько договор, сколько сговор, и не просто людей, а элит…

Именно о материи — криминальный сюжет фильма. Откровенно мерзкий и бессовестный мэр (на мой взгляд — лучшая роль) в небольшом городке отжимает у обычной семьи их родной и потомственный дом. Вроде бы независимые ветви власти — полиция, суд, прокуратура — всецело в руках мэра.

При этом мэр лебезит перед областным митрополитом, а тот обещает ему поддержку на выборах при условии строительства нового храма и постоянно твердит, что вся власть от Бога, а потому мэр просто обязан проявить свою власть на полную катушку.

Организовав убийство одного человека, ложное обвинение в этом для другого и отправку в детский дом для третьего, мэр добивается сноса интересного для него дома. И оказывается, все это — ради храма.

Именно на месте снесенного дома и строится обещанный митрополиту храм. Буквально — на крови. В финале митрополит при освящении этого храма и в присутствии мэра с губернатором произносит прочувствованную энергичную речь с обличением пусек и призывает жить по совести и стоять на страже традиционных моральных ценностей и святынь. В проповеди киношного митрополита легко узнаваемы цитаты из речей нашего патриарха.

Учитывая, что панк-хулиганки свое вторжение в храмовое пространство объясняли именно тем, что церковь слишком срослась с не слишком совестливой госвластью и ее политикой, финал фильма смотрится довольно логично.

Конечно, всё это художественный образ. Всё это фантастика (ну нет Левиафана в наших морях).

Но этот фильм позволяет понять, насколько глубокое и устойчивое впечатление произвела реакция патриархии на пусек (и многое другое, конечно, тоже). Такими нас видят…

И дело не в самих пуськах, а в том, что история с ними сделала очевидной способность иерархии к высшей мере лицемерия и к жестокости.

Выйдет ли фильм в российский прокат — неясно. Несуществующему у нас Левиафану он таки может не понравиться.

Триумф фильма на десятках международных фестивалей это вовсе не антирусская акция. Те немногие советские и российские фильмы, что получали в прошлом Глобусы и Оскары, отнюдь не были антипатриотичными. Западная пресса подчеркивает, что противостояние левиафана и частного человека — проблема универсальная. Но то, что Россия такой горький фильм создала и выдвинула на фестивали, показывает, что есть еще возможности свободной самокритики в нашей стране.

***

Основатель «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов назвал эту ленту «поганой клеветой на Русскую Церковь и российское государство». «Этот поклеп только сплотит союз Патриарха Кирилла и президента Путина и тотальную православную миссию, в том числе в области кино».

БЛОГ ПРОТОДИАКОНА АНДРЕЯ КУРАЕВА

Вам также может понравиться

One comment

  1. 1

    За упоминание Гоббса спасибо, интересно.
    Мэр не лебезит перед митрополитом, но соблюдает субординацию.
    Храм построен не на месте снесенного дома, вранье.
    И дом снесен не ради храма, а ради интересов мэра и его бизнес-компаньонов.Стройка на месте дома — бизнес мэра, какая-то рекреация.

    Кураев прозевал важную тему в фильме:
    кто может противостоять Левиафану? Только праведник. Но вокруг Левиафана — лишь тотальное гниение неправедности. Все прогнили, ни в ком нет правды Божьей. Что гораздо страшнее самого Левиафана. Потому всех неправедных Левиафан сокрушает, поддерживает при том сам себя словами :»вся власть от Бога»…

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку