Breaking news, Актуальные темы

Концептуальный пофигизм и богословская анархия

Концептуальный пофигизм и богословская анархия Концептуальный пофигизм и богословская анархия 84419969

Существует ли в Московской патриархии какая-то единая богословская концепция? Нет, это не абсолютная анархия, это догматический агностицизм

Существует ли в Московской патриархии какая-то единая богословская концепция? По большому счету, ее просто нет — есть лишь принцип административного подчинения и признания в качестве «Великого Господина и Отца» действующего Патриарха (или, еще короче, классическая франшиза). Что же до собственно богословских вопросов, то тут в МП широта доходит до степени анархии.

И, тем не менее, в этой анархии все же можно нащупать некую единую платформу, которая объединяет большую часть патриархийных чад. В том числе, и наиболее адекватных, и искренних из них.

Данную богословскую концепцию можно определить как догматический агностицизм.

То есть люди признают, что богословские вопросы, догматические истины и канонические критерии, сами по себе, могут иметь какую-то ценность. Но разбираться во всем этом — излишне и даже вредно. А главное — «внимать себе», думать о своих грехах, не жить безнравственно и переводить бабушек через дорогу.

Уверен, что любой человек, воцерковлявшийся в РПЦ МП, сталкивался с ситуацией, когда он задавал священнику какой-то вопрос богословского характера. И получал ответ:

— Нечего тебе об этом думать! За своими грехами лучше смотри!

И даже, как будто, логично: ведь и вправду, в первую очередь нужно бороться со своими грехами.

В итоге, все богословие сводится к морально-этическим нормам, соблюдение которых признается наиважнейшим. А догматы — это то, в чем разбираться «не полезно» и даже лучше не пытаться. Хороший патриархийный прихожанин в вопросах богословия должен быть агностиком, который не хочет ни знать, ни судить.

С одной стороны, это логично: при той пестроте мировоззрений, часто взаимоисключающих, которая имеет место в МП, как-то еще обосновать не то что необходимость, но даже возможность административного единства, трудно.

С другой стороны, здесь же заложена и мощнейшая мина. Ведь если догматы и каноны не важны, а важна мораль и этика, то почему, собственно, нужно оставаться в РПЦ МП? Почему бы не пойти к римокатоликам? Ведь с моралью там дела (скажем мягко) не хуже, ну а то, что богословие другое — так ведь оно и пофигу, вроде как… Или к баптистам? Или к лютеранам? Насчет морали-нравственности там все очень даже. Но при этом нет ни длинных служб, ни долгих молитв, ни многодневных постов…

Выходит, если встать на позиции догматического агностицизма, что РПЦ МП — это такое специальное место для мазохистов. Которые любят не только часами стоять на службах и поститься месяцами, но еще и получать гомерические дозы совкового хамства.

Но и тут было найдено решение. Догматический агностицизм в МП всегда идет в связки с единственным «богословским» принципом, который он признает: грех раскола (в отношении Чистого переулка) не смывается даже мученической кровью. Это повторяется часто и помногу раз.

А в остальном — концептуальный пофигизм и богословская анархия. Остальное — уже «не полезно».

БЛОГ ДИМИТРИЯ САВВИНА, 10 декабря 2016 г.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку