Breaking news, Актуальные темы

Капитуляция сергианства: Глава РПЦ МП “умывает руки”?

Капитуляция сергианства: Глава РПЦ МП “умывает руки”? Капитуляция сергианства: Глава РПЦ МП “умывает руки”? 145763 44 i 069 549x400

на изображении: Пилат умывает руки

Преодолевая сильное внутреннее сопротивление, глава РПЦ МП заставил себя высказать призыв, несколькими днями ранее немыслимый в его устах. Многие сейчас рассуждают о том, как такое “переобувание в воздухе” скажется на остатках его репутации и какую оно вызовет реакцию в консервативных кругах патриархии. Мы же сосредоточимся на другом.

Торжественно провозглашенный Кириллом тезис — “спасаться можно без посещения храмов” — подводит жирную черту под всей “экклезиологией” и моралью советской церкви, под так называемым сергианством, которому еще немного осталось до своего векового юбилея. Ведь главный тезис апологетов сергианства звучит прямо противоположным образом: “Надо любыми средствами сохранить легальные храмы, открытое богослужение, пусть и в минимальном объеме, — чтобы сохранить для народа доступ к Чаше”. Удалив лишний пафос, уточним — “чтобы сохранить клерикальный контроль над доступом к Чаше”. Идея “спасения без храма” — это крах сергианства, а с ним вместе — и гораздо более древней клерикально-профессиональной “церковности”. А признание такой идеи, пусть и невольное, — своего рода капитуляция перед правдой Катакомбной Церкви, которая всем своим подвигом, всем образом служения свидетельствовала: в христианстве есть ценности, ради которых можно пожертвовать храмом. Впрочем, о том же свидетельствует и Евангелие…

Патриарх капитулировал не добровольно. Его к этому фактически принудила светская, далекая от всякой религии власть. Да, коррумпированная и жуликоватая, но осознавшая вдруг “масштаб исторической ответственности” и свои новые, внезапные риски. Еще накануне, 27 марта, Патриарх пытался отчаянно сопротивляться, вынеся в публичную сферу свой аппаратный спор о “спасении через храмы”. Ведь на этой сергианской экклезиологии были построены все эти “программы 600-200”, все попечительские советы монастырей, многомиллиардные бюджеты, вся концепция “духовного возрождения” и мечта о комфортной и безбедной госцеркви.

Происходящие ныне в мире события имеют поистине библейский и эсхатологический масштаб. Рухнули многие стереотипы, привычки, представления о ценностях, здоровом образе жизни… Под большим вопросом прежняя глобальная экономическая модель и распределение ресурсов. Религиозные организации также столкнулись с испытаниями и “форматами”, с которыми им еще никогда не доводилось сталкиваться. В этом контексте неудивительно, что растерялся поначалу и патриарх Кирилл. Он фактически пустил ситуацию в РПЦ МП “на самотек”, на милость светской власти, и даже вымученная речь 29 марта не содержила четких инструкций для подведомственного епископата и духовенства. Такое впечатление, что Кирилл смирился со своей долей и со своим “уходом из истории”. Он не приказывает директивно закрывать храмы — и пока еще мало где на прострах РФ их реально закрывают. Он лишь умывает руки — и уходит в сторону, в тот непонятный его пастве “затвор”, в котором патриарх находился почти с самого начала российского этапа пандемии.

Своим неизбежным в нынешних условиях распоряжением патриарх увеличивает до критических размеров свою дистанцию с консервативной частью епископата и духовенства, которая сегодня фактически формирует идеологию РПЦ МП. Тот факт, что храмы будут закрываться не по призыву патриарха, а под прямым нажимом карантинных властей, расшатает “вертикальные” механизмы патриархии: теперь станет окончательно ясно для непонятливых, кто и как управляет РПЦ МП “в реале”. Самоустранение патриарха в наиболее критические для его паствы дни, которые не имеют прецедентов в церковной истории, означает добровольную сдачу этого управления внешним силам. В воздухе так и слышится: “Я устал… Я ухожу…”.

Кроме того, эта линия поведения развязывает руки всем недовольным в РПЦ МП, всяческим разновидностям внутрицерковной оппозиции, создает в обозримом будущем хорошую почву для укрепления их “горизонтальных” связей и обесценивает строившуюся Кириллом как “эффективным менеджером” “вертикаль”. А если к этому прибавить крах церковной экономики, основанной не только на доходах от Великого поста и Пасхи, но и на дискредитированной ныне храмово-клерикальной мифологии, то можно с уверенностью сказать: РПЦ МП не выйдет из этого испытания прежней. Пока опыт борьбы с коронавирусом будет еще свеж в исторической памяти, невозможно будет представить себе заклинаний типа “Патриарх спасет Россию” или “Монастыри и храмы — гаранты единства и безопасности нашего народа”.

Собственно же для православных христиан не выглядит случайным, что нынешнее испытание пришлось на центральную, смыслообразующую часть церковного года — на время, связанное с победой жизни над смертью. В самый первый день Великого поста на церковной службе читаются такие слова пророка Исаии: “Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову” (Ис., 1:13-17). Именно теперь, когда “профессиональные” православные готовились в комфортных для них условиях, услаждаясь необыкновенно глубокими и музыкальными произведениями Страстной седмицы, самодовольно праздновать Пасху, внезапно постигло всех нас испытание, обращенное к самым основам человеческой совести и разума. Экзистенциальное испытание. Случайно ли, что именно церковное руководство оказалось беспомощно в эту минуту экзамена? Как и две тысячи лет назад…

Сергей Тимофеев

https://zen.yandex.ru/media/id/5e15dd31dddaf400b1f6c8aa/kapituliaciia-sergianstva-glava-rpc-mp-umyvaet-ruki-5e8484e580638b5760d49e22

You Might Also Like

One comment

  1. 1

    Какая капитуляция сергианства?? Еще кто-то вдруг подумает, что сергианство потерпело поражение! Это очередной виток приспособления официальной церкви к новым условиям их существования. Поменяется форма — будут подстраивать под форму и содержание. И экклезиологию поменяют, и догматы, и святых себе подготовят, и мучеников найдут, чтобы пострадали за их церковную «правду». Все будет как по-настоящему. Это уже было в нашей истории и не две тысячи лет назад, а при Никоне. Они еще покажут нам небо в алмазах! Сергианство — это ересь, и, зная это, понимаешь, что сама по себе она не исчезнет. Как не исчезли из памяти имена борцов против ересиарха Никона — Аввакума и с ним Пустозерских мучеников. А вы говорите «кто против сергианства»? А мы -этого мало? Невелика закваска, но тесто подымет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *