Авторские колонки, Актуальные темы, Главный редактор, Олег Чекрыгин

Исихасты оскорбились

исихасты Исихасты оскорбились ochek1 710x434

Сеанс аскетики с разоблачением

«И не хочется, но жаль упускать такой случай», — приговаривал мальчишка газетчик, кидая банановыми корками в спину ковбоя-деревенщины, героя рассказа О`Генри «Кровная месть» приехавшего в Нью-Йорк мстить обидчику. Вот чесслово, не собирался, потому что ленив, но настолько комическая произошла с мной история, что, хоть и не хочется, но, право, грех не поделиться.

У нас в стране – это с советских времен известно – есть все, но не для всех. А на просторах нашего интернета вообще можно на каждом шагу встретить поистине диковинные вещи. Главное – уметь искать и находить, что по силам далеко не каждому. Но бывают редкие удачи. И таковая случилась недавно со мной – должно же и мне когда-нибудь повезти.

Я, будучи вообще-то заурядным малограмотным служителем церкви, предпочитал по возможности молиться Богу – а то, что вычитал в этой связи из немногих прочитанных книжек, спешил применить и проверить на практике, и при удаче взять на вооружение в ежедневной практике Богообщения. И, видимо, какой-никакой результат был мною достигнут за лет примерно тридцать пять – сорок, поскольку немногие близкие мне люди, общаясь со мной в течение многих лет, начали потихоньку перенимать, осваивать и самостоятельно использовать опыт Богообщения, и как теперь принято говорить, мои наработки в этом опыте. Постепенно у них появился уже собственный опыт, у каждого свой, но, что многоценно, при сравнении во взаимном общении непременно оказывавшийся схожим. А как известно из философии науки, главным критерием истинности теории является повторяемость результатов подтверждающих ее экспериментов. И тогда кое у кого появилась идея принудить меня к написанию неких заметок, предлагающих любому и каждому освоение молитвенного и аскетического опыта, основанного на опыте святоотеческом, но адаптированного к применению в домашних условиях современными христианами. Так появилась и начала развиваться серия статей, которую решено было в шутку отметить общей рубрикой «Для чайников» по аналогии с простыми начальными инструкциями по освоению новых для человека видов деятельности – ну, сами знаете.

Пришлось, однако, коснуться и аскетики, которая в представлении церковных людей является чем-то для обычных людей недостижимым, и уделом особой касты избранных: монахов, подвижников и удалившихся от мира в пустыни и монастыри аскетов и анахоретов. На деле аскетика – это упражнение в молитве, и, как принято сейчас тренировать разные способности без отрыва от производства, так и в отношении молитвы нам всем заповедано еще апостолом Павлом «непрестанно молиться» — и внешние обстоятельства для осуществления этой заповеди неважны и не являются помехой, а создание специальных «отшельнических» условий для молитвы, как выяснилось, ничуть не помогает ее освоению.
Так возникла третья публикация в серии под названием «Аскетика для чайников».

Но подлинной удачей, о которой я упоминал выше, для меня явилось неожиданное обнаружение на просторах интернета некоего сообщества исихастов, то есть делателей молитвы, и их представительства на форуме, где они общаются между собой, который и название имеет соответствующее: «Умное делание». Так в свое время назвали св. отцы и их последователи практику аскетической тренировки в «иисусовой молитве»: непрестанном повторении, как теперь говорят, слогана: «Господи Иисусе Христе помилуй мя грешного» — и всяких придуманных за века сопутствующих приемов типа дыхательной гимнастики и прочей йоги.

В общем-то, эта находка явилась для меня неожиданностью и поначалу показалась странной причудой. Судите сами: можно ли представить молитвенника, непрестанно предстоящего Богу, какого-нибудь, к примеру, Серафима Саровского, сидящим у себя в хибарке за компьютером и круглосуточно флудящим в интернете – как говорится, «картина маслом». Однако, по размышлении я решил, что в известных пределах такое возможно в сообществе сугубых исихастов-молитвенников: ведь мы же общаемся со своими друзьями и близкими, в частности, и в отношении молитвы, ради обмена опытом, поддержки и взаимной помощи – так почему же другим нельзя иметь такого же общения? И чем хуже интернет-общение любого другого способа коммуникации?

Размыслив таким образом, я решился зарегистрироваться на реченном форуме ради того, чтобы посмотреть, как обстоят дела в области обсуждения столь высоким сообществом моей скромной заметки по предмету, прямо до них касающемуся – аскетики. Да, совсем забыл сказать, что один мой приятель, являющийся, как выяснилось, тамошним завсегдатаем, выставил «Аскетику для чайников» на указанный форум для обсуждения по собственной инициативе, и сообщил мне об этом задним числом, указав мне путь к моей статье на означенном ресурсе – так, собственно, и было мною обретено таинственное сообщество, как мне чаялось, Божьих избранников, которым, по слову Христа, подобно апостолам, «дано знать тайны Царствия Небесного». И я, надо сказать, с некоторым трепетом ступил под своды их высокого собрания, надеясь, что смогу многому у них поучиться, пусть и под огнем убийственной критики «профессионалов» моих доморощенных опытов домотканной «аскетики для чайников».

Итак, захожу на страницу обсуждения, и что нахожу? Ну, во-первых, весьма лестное для меня представление моего приятеля:

«»Аскетика для Чайников» (техника безопасности для начинающих и продолжающих) — очередная статья о.Олега (Чекрыгина), которую предлагаю здесь обсудить. В статье много внимания уделено ловушкам на пути неофита, а также подробно говорится об отличительных чертах лже-аскетики, чтобы показать затем как и ради чего (а вернее, ради Кого) должно употреблять аскетику, с разумением и на пользу. Мне его статья интересна, прежде всего, практическими советами мирянам — тем, как просто и внятно о. Олег излагает и раскладывает, что, когда и для чего потребно».
А дальше идет обсуждение – и в нем ни слова по теме аж на двух страницах. Никто из пришедших в обсуждение статью прочитать не удосужился, а обсуждать принялись вообще что-то свое. Ну что ж, не удостоили, бывает.

Каюсь, не утерпел – уж больно хотелось, чтоб прочитали и поделились своими высокими мыслями, поэтому написал от лица некоего постороннего «Алеши Белочкина» (иногда пользуюсь этим псевдонимом):

«Оказавшись в мире мудрых мыслей, среди уважаемых форумчан, я, как малограмотный новичок, хотел бы спросить — у вас тут всегда так? Внимательно прочитал предлагаемую к обсуждению статью, еще внимательнее (и не один раз) обсуждение — и не нашел между тем и другим ничего общего. Обсуждается не статья, не ее конкретные положения, не выводы, к которым можно прийти на ее основании, а с моей точки зрения сперва некий довольно абстрактный ряд далеких и туманных ассоциаций, навеянных настроением, возникшим у авторов комментов по ознакомлении — похоже, весьма поверхностном и снисходительном, по диагонали, а потом обсуждаются уже только образы этих возникших ассоциаций — и наконец приехали — дается простор собственным воодушевленным открытиям в области евхаристии и вообще экклессиологии (ув. Сергий) Не подумайте плохого, все это очень интересно, но мне например было бы гораздо интереснее услышать мнение столь умных и сведущих людей в отношении заинтересовавшего меня материала. Между тем, удивительно, что авторы ставящихся здесь «неразрешимых» вопросов (например, о Пути следования за Христом)не заметили и равнодушно прошли мимо практических методических ответов на свои вопросы, предлагаемых автором статьи, и предпочитают продолжать маяться в безысходном неведении, вместо того, чтобы немедленно этими советами вооружившись, начинать пробовать ИДТИ. Чтобы не быть голословным, позволю себе процитировать автора в отношении «пути Марии Египетской»:
«единственное, в чем нам всем надлежит и стоит тренироваться неустанно, постоянно, и неотступно – в молитве и предстоянии пред Богом… молитва – это Богообщение, которое совсем не обязательно состоит из разговоров – общаясь, можно и помолчать, но важно быть вместе. А забывать о Нем нам никак нельзя, потому что, забыв о Нем, мы остаемся одни, один на один с бушующим вокруг нас морем житейским, «ищущим, кого поглотити». Так вот, все эти правила, молитвы, Богослужения и прочая тренировка, собственно, нужны не сами по себе (как бы хороши они ни были), а служат лишь средством к тому, чтобы быть и оставаться с Богом, и никогда с Ним не разлучаться… станем учиться самим жить пред Богом – и в этом нам понадобится помощь. В первую очередь – Божья. Но не станем отказываться и от любой другой помощи, которую сможем найти сами. Вот оно, ключевое слово – САМИ. Теперь мы и только мы с вами, исходя из опыта Богообщения, который станем постепенно приобретать, сами узнаем и почувствуем потребность в том, чего нам в этом нашем опыте не хватает, что непонятно, в чем мы не уверены, или не знаем, как объяснить приключившееся с нами. Нам будет ясно, что искать, и тогда мы сможем осознанно и целеустремленно обратиться к духовникам, старцам, сомолитвенникам, а также к церковной литературе и писаниям Святых Отцов с ясно поставленным вопросом – и вытянуть (помните принцип тянуть?) из них необходимый нам для поддержки и сверки правильности пролагаемого нами курса СХОДНЫЙ ОПЫТ, наличие которого подтвердит нам, что мы на верном Пути вослед Христу, и не сбились.
Извиняюсь за длинное цитирование — но вот же он, живой опыт «пути Марии Египетской», да еще и не требующий немедленно отправляться за Иордан — так может, вернетесь к обсуждению статьи, уважаемые форумчане — а я, малограмотный, послушаю да поучусь у вас уму-разуму?».

Надо отдать должное форумчанам – не сразу, но обсуждение оживилось, и весьма – правда, не совсем в том направлении, на развитие которого я так рассчитывал. Но зато в знакомом, привычном для меня русле – как говорится, «старый враг лучше новых двух». Видно, обиделись на меня исихасты за то, что смею тыкать их носом в непрочитанный ими текст.

Собственно, обсуждатели разделились условно на три группы. Первая вообще не обратила внимания на столь настойчиво предлагаемый мной к обсуждению текст и продолжила свой оффтоп, показавшийся мне весьма заумным и перегруженным словесным балластом обсуждением посторонних проблем, мне лично показавшихся достаточно тривиальными и даже банальными. Может, конечно, я не прав и просто «не въехал», не знаю, но искренне не понимаю, зачем о таких простых вещах говорить столь загадочным языком? Вторая группа все-таки, так или иначе, с текстом ознакомилась – и не заинтересовалась, что следовало из несколько надменных замечаний, отпущенных походя и вскользь – и не это мне показалось странным, потому что я как раз был готов встретить реакцию снисходительную со стороны старших к неуклюжим стараниям неопытного новичка – но меня зацепило отсутствие реакции со стороны предполагаемых делателей молитвы на СХОДНЫЙ ОПЫТ. Какой-никакой, пусть простенький и давно освоенный, но узнаваемый всяким, кто пробовал. Тот самый неложный критерий истинности, позволяющий держать курс и безошибочно узнавать попутчиков. А уж многоопытные делатели узнают его сходу, что называется, верхним чутьем. Нет, не заинтересовало… Третья группа избрала путь перехода на личность автора, избираемый обычно теми, кому по существу сказать нечего, но хочется принять участие в беседе, и добавить свои три копейки к собственному самоутверждению. Замечу, что набор высказываний в этой группе оказался обычным: надменные поучения, замаскированные притворным доброжелательством издевки и насмешки, глумливое сочувствие обнаруженным в интернете свидетельствам моей бездуховности и личной греховности, и наконец, тупое и грубое, исполненное злобы хамство. Надо сказать, что этим всем не удивили: так, довольно посредственный среднестатистический троллинг, без мата и откровенной животной ненависти – и на том спасибо. Я даже как-то внезапно приободрился, утратив первоначальный трепет перед сообществом небожителей, и потеряв всякий пиетет к форуму и его участникам: что ж, люди как люди. И ничто человеческое им не чуждо: мелочны, трусливы, злы – вот только один вопрос их испортил. И внезапно осознав это, тут-то я по-настоящему загрустил.

Загрустил вовсе даже не потому, что не обнаружил во всей состоявшейся на 10 страницах дискуссии обещанных даров Духа: чудес и чудотворений, подвигов веры, прозорливости и дара рассуждения… Это все-таки тайна, и, может, участники из скромности так ловко научились скрывать свою прижизненную святость за деланной грубостью и нарочитой гневливостью Богоугодного юродства, что и не догадаешься, что перед тобой — святые Божии. И не потому, что и явных тех Даров Духа, перечисленных Павлом, которые не скроешь, опять-таки не встретил – ни тебе смирения и кротости, ни воздержности и долготерпения, ни всякого-прочего, им перечисленного – сам-то я всем этим тоже похвастаться не могу. А загрустить, однако, стало от чего.

Не было и не оказалось среди участников дискуссии никого, кто бы порадовался за меня: вот, дескать, как приятно, человек поделился здесь пусть скромными, пусть даже нелепыми и смешными, но живыми и искренними собственными достижениями, – как приятно! Ведь умеем же мы, будучи злы, порадоваться маленьким успехам своих, да и чужих детей, их первым неловким шажкам, первым невнятным словам… Нет, не нашлось у форумчан великодушия на слова одобрения и приязни, на поощрение собрата к дальнейшим успехам – почему?

Ответ прост – да все потому же. Это «потому» уже оскомину набило, стало притчей во языцех: «Господи, пусть у меня весь скотный двор сгорит, лишь бы у соседа корова сдохла». Булгаков считал, что самый страшный грех – это трусость. А я думаю, что зависть страшнее.

И никакие они оказались не исихасты, и даже ни разу не небожители – так, обычный кружок любителей чтения. А ведь так хочется порадоваться чьим-то успехам, и стать свидетелями настоящего чуда – Любви между собою, по которой одной можно узнать учеников Христовых.

Такая вот смешная история. И было бы совсем смешно, кабы не так грустно…

Олег Чекрыгин

p.s. адрес статьи и обсуждения на форуме тайных угодников Божиих: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3593.0
Зайдите сами, кто хочет проверить и удостовериться – может, я ошибся? Тогда сможете меня поправить – буду признателен.

Вам также может понравиться

69 Comments

  1. 1

    Андрей, хамские комментарии не пройдут премодерацию. Читайте правила.
    Вообще, господам «обидевшимся» я бы посоветовала не усугублять ситуацию)

    • 2

      Не пройдут так не прйдут, мне просто поболтать тоже хочется.

      Давно с Вами не общался, а вот получилось.

  2. 3
  3. 5

    Не могу сказать, что мне симпатичен Ваш стиль, отче. может я им еще не проникся))) Но насчет форума Александра, а точнее той атмосферы которая там царит Вы в целом правы…Сие есть результат многолетней селекции проводимой Александром…и не то чтобы он сам,этот гражданин Александр был плох, просто он выдавливал с форума прямо или косвенно всех кто хоть сколько нибуть аргументировано мог обосновать позицию в чем то с его(александровой) позицией разходящиюся…в результате там остались либо почитатели его тс духоводчества либо люди способные общатьсятак чтобы сознательно обходить острые для него углы то бишь примерно как на приеме у Архиерея ежели не хочешь сразу под запрет(бан)…так что это всего лишь форум одного тс страца и его паствы и увы на некую репрезентативность мира того самого «умного делания» рассчитывать не приходится….впрочем мир таки да не справедлив))) С другой стороны Вы уж простите тоже оказались как то не стойки и слишком быстро самовыпилились а мне было несколько интересно как Вы будете защищать перед Александром учение об безусловной(внеусловной) благодати церковных таинств….тут признаюсь честно я ближе к александрову видинию, но в отличие от него не готов выносить никаких веодиктов….Удачи!

  4. 6

    Господи, помилуй всех обижанных и обидящих, пригвозденных ко Кресту земной жизни и страданий сей юдоли скорбей, защищающихся от нападений злобных врагов и поражающие их, а поражаемые непереносимым огнем божественной Любви.

  5. 7

    🙂

    Посмешили, однако. 🙂 Действительно — занимательно.
    Вообще-то — я ваши статьи читал. И про аскетику. И даже где-то на что-то комментарий оставлял на вашем ресурсе. Положительный к вам.

    Ну что вы малограмотный владыка — тут вы ни на шаг от правды не отступаете — о чём я указал в своём ответе, когда вы, защищая показавшееся покушение на крещение, ниспровергли целиком и полностью таинство священства. Совместно с MotoKoto.
    Поэтому — мои оценки с вашими о вас совпадают. Разве это не трезво? И… если один-два человека, только пытающиеся стать учениками Божиими, неправильно на вас отреагировали — что же вы так?
    Терпение, и ещё раз терпение.
    Люди обсуждали то, что их волновало, что возникло у них в процессе общения, пусть тривиальное и банальное для вас, но важное для них. То, что это находилось в теме, где было предложено обсуждать вашу статью, но никто не захотел — так почему вы так оскорбились? Гордынечка? Трезвение, и ещё раз трезвение, друже.

    В общем если сказать — проблема у вас с миром внутренним, который Боженька даёт (смирением). Вот я прям по этому тексту вашему вверху по порядку иду. И знаете, мне искренне импонирует то, что вы пытаетесь к себе относиться непредвзято. Пытаетесь — потому что не всё получается, но ведь это как раз и нормально.

    Вы думаете, курс несходный? А о вас положительно отзывались при упоминании первых двух статей, поэтому в третьей просто не стали писать. Итак всё понятно. Та же свежесть, по сравнению со всеобщим застоем. Потому и начали обсуждать далее то, что волнует по применении — как Феофил спросил — «а что делать, если»…

    Теперь касательно небожителей, которым «дано знать тайны Царствия Небесного».
    Знаете — вся моя жизнь — чудо. В том смысле, что количество замеченных чудес и воли Божией очень велико. В последнее время, по молитвам о мне грешном, я учусь формулировать.
    Если бы вы спросили о Царствии Божии — я бы, например, не стал молчать. Я бы прямо вам сказал — это то-то. то-то и то-то. И вот так-то.
    Умное делание подразумевает, прежде всего, дар рассуждения. На сегодня вы подобны тем же представителям форума. которые этот дар ещё не получили. Так давайте помолимся, чтобы получить. Пример: судить об Оптинских старцах по тому отцу, который с горячностью и гневом кидается на всякого, пришедшего в Оптину и спросившего его о чем-то… согласитесь, неправильно.

    Если вы так жаждали напитаться, я вам скажу, хоть это и будет мне стоить неприятностей.
    Ваш небольшой опыт следовало начинать со статьи — «О Царствии Божием». Что же это такое. Потому что его нужно искать в первую очередь, а остальное — приложится. И аскетика, и молитва, и всё остальное, о чём вы написали или собираетесь написать.
    По сетованию одного из форумчан и по благословению своего владыки, я написал эту статью в самом простом слоге, самыми простыми словами. Благодать Божия помогла мне не извратить смысла проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Об этом же свидетельствуют и читающие, называя проповедь — золотыми словами.

    Молюсь о вас, и прошу также и ваших молитв о себе.
    Грешный Сергий.

    • 8

      P.S.
      Я написал статью — проповедь «О Царствии Небесном».
      Видите, ещё формулирую плоховато — перечитал и увидел неоднозначность.

      И между прочим, вам так было плохо от истинного покаяния именно потому, что радости от нахождения жемчужины Царствия небесного ещё не было. И потому не было продажи всего остального, и оттого — мира в Боге.
      Вас просто начало ломать вместо того, чтобы быть подобным вскисающему тесту.
      Т.е. — одним словом — не по порядку оно было. Но раз выпросили без рассуждения — вот и получилось тяжело.
      Поэтому я выше и говорил. что рассуждение — практически необходимость. Её может заменить простота, но не все люди — простецы.

  6. 11

    Дорогой Сергей, прочитал ваши комменты, и благодарен. Прежде всего за то, что «вот израилитянин в котором нет льсти». Отвечать по пуктам не буду — смысла не вижу. В чем-то вы правы, в чем-то, возможно, нет, но это неважно. Бесценен личный опыт предстояния пред Богом и он здесь светит и тьма его не объят. Очень рад. Что касается покаяния в «свете фаворском» ослепившем меня, то я не первый и не последний — и вы правы, лучше такого не выпрашивать. Но было это так давно, на заре туманной юности, целая жизнь прошла.
    Что ж, рад знакомству с вами. На форум не приду — не интересно. Там и без меня прекрасно обойдутся. Не люблю теоретиков.
    Ссылку на статью пришлите, с интересом прочту.
    Общаться лучше в фб, в квартирном православии. Если потребуется личное общение — дам контакты.
    Обнимаю

    • 12

      Видите ли, я — один из самый скромных практиков этого форума. У большинства опыта гораздо больше моего.

      Понимаете — мне с вами не интересно.
      Вы походя обхаиваете всех и вся. Вот — Феофила, за его банальные вопросы. А ведь это один из первых его постов на форуме, человек только зарегестрировался… И так далее… И так далее…

      Основной задачей есть изменение себя, смотрение внутрь себя.
      И как в том анекдоте — если 200 идиотов говорят, что ты не прав — может быть, в этом что-то есть?

      Если мы не готовы менять себя — запнувшись на какую-либо минимальную обиду (справедливую или несправедливую), забыв, сколько раз в день нужно прощать — значит, мы не готовы пройти стадии обиды и придти к прощению, или пониманию, что виноваты сами. (Бывает по-разному.) И оценить своё несовершенство.

      В общем и целом — не готовы меняться. Не готовы смотреть внутрь себя, «какова моя тьма». Такие люди на форуме не задерживаются. А некоторые вообще приходят не за этим.

      Если же запинка на самом минимальном — то как можно изучать и практиковать большее? Оно будет подточено и изъедено.

      • 13

        «Вот, почтеные граждане,один из случаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович, — прокричал коровьев, он же Фагот (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Вот доставлено нам на дом — ходить никуда не надо — доказательство и подтверждение правоты всего написанного в статье. Полюбуйтесь на небожителей во всей их красе — приходит завсегдатай форума с позволения сказать делателей молитвы, ему протягивают руку дружества, а он в нее плюет со смаком и злорадным удовольствием.
        Вот, дорогие, мы с вами и увидели исихаста в деле. В ответ на радость встречи – надменное и детальное препарирование моих недостатоков. А как мы знаем, настоящего христианина интересуют грехи свои, а не окружающих.
        А вот статью о ЦН мы так и не увидели. И может быть, ее вообще не существует. Тем более странно было бы вообразить специалиста по ЦН – так сказать, побывавшего и вернувшегося с откровением.
        Теперь мы знаем, чем «исихасты» отличаются от молитвенников. Первые ищут прекрасных ощущений и эмоциональных восторгов — «пуподушества», вторые – личного общения с Живым Богом.
        Именно поэтому мы никогда не поймем друг друга, и поэтому «не интересно» ни им, ни нам.
        У нас цели разные.
        Что касается такого язвительного ответа ув.Сергея на мои теплые ему слова, что ж – мы видим плоды «делания» — презрение, поучение, нежелание слышать собеседника, а лишь утолить собственную кипящую обиду на указание точечно и подробно недостатков «делателей» с форума. Возможно, он только за этим сюда пришел, чтоб выражаясь словами одного из таких же возмущенных обиженных – «Уязвленное самолюбие отравило душу и яд нужно выплюнуть, иначе он разьест изнутри. Заодно и попиариться.»
        На этом общение с Сергеем заканчиваем, ибо нам это «не интересно».

        • 14

          Оставлю тогда своё последнее слово, так любезно предоставленное вашим окончанием общения. 🙂

          Вообще-то, я совершенно не обиделся. 🙂
          Если взять тон того, что о вас пишут — здесь (я) и на форуме, и ваш тон — то вполне видно, кто обиделся и оскорбился.

          В этом то и состоит суть — замечать за собой.
          Вот вы сказали — я плюнул в руку.
          Гм. Любовь — это болезнование сердца. Оно радуется, когда-то кому-то хорошо, или когда кто-то хороший, и печалится, когда кто-то плох, или ему плохо.

          Я опечалился за вас и предложил вам работать над собой более усиленно.
          Но вы пока спокойно не готовы это делать. У вас пока нет благодарности к показывающему ваши язвы (как к благодетелю — вот и взаимная любовь), как пишут святые отцы.

          Я же сделаю из ваших слов выводы — буду более слушать волю Божию и менее предлагать людям неготовым работать над собой. (Моё общение здесь стоило мне нарушения воли Божией.)
          То, что предлагал вам — сначала опытно прошёл сам.

          Ничего более у меня, кроме открытого сердца и искренности.

          • 15

            Меня умиляет вот это вот требование от человека немедленной и полной прижизненной святости) А если человек не соответствует (что логично), тут же начинается исследование личных пороков. И даже в «последнем слове» продолжает тыкать носом в недостатки, видимо возомнив себя как минимум старцем.
            Все это такая иллюстрация «плодов делания»!
            Ведь никто ж не просил обсуждать личности, предлагалось статью обсуждать, а поскольку сказать нечего но очень хочется — публика с форума вцепилась в автора.

            «Открытое сердце и искренность» выглядело бы достовернее, если бы владыка попросил вас сам указать ему свои личные недостатки. Но вы ввязались в это сами, по своей воле, «нарушив волю Божью». Следовательно это вовсе не искренность, а простое желание оттоптаться за причиненные неудобства.

            Кстати, ваше сообщество обожает пинать новичков за учительский тон. Вам, Сергей, даю медаль за менторство, и вместо тумаков призываю взглянуть на себя в этой дискуссии со стороны. Вы приходите и первое что вы делатее — начинаете учить незнакомого человека! Именно это на вашем форуме считается вершиной несмиренности, отсутствия плодов и любви, и просто незрелости. Вам бы лучше поучиться, но гордынька не позволяет.
            Так, кажется, у вас принято констатировать «новичка».

        • 16

          Прошу прощения, если обидел своим несовершенством.

          MotoKoto:
          я не требую мгновенной святости.
          Лишь бы был процесс.

          • 17

            Сергей, взросление наступит, как только придет осознание того простого факта, что вы вообще не вправе ничего ни от кого требовать, даже такой мелочи как процесс обретения святости.
            По итогам общения, могу сказать, что вы находитесь в состоянии глубочайшей прелести и самообмана, что дает вам возможность так уверенно учить других тому, чего вы сами совершенно не умеете. Прошу отнестись серьезно и не спорить.

        • 18

          MotoKoto, я предлагаю, а не требую. И исключительно из собственного опыта, о чём уже указывал. Пришёл, чтобы показать владыке, что он не прав, и предложить начать работать над собой. Разобрав, в том числе, эту его татью — сверху. Примет он, не примет — я мимолётный прохожий в его жизни.

          Вы столь же совершенно были уверены в том, что я не читал статьи о аскетике.
          И ошибались.
          Сейчас вы так уверены, что я в прелести. Опыт показывает, что ваши оценки зачастую весьма ошибочны.
          Владыка лицеприятно заявил, что написанной мною проповеди, возможно, вообще не существует. Ему я дал ссылку, пусть убедится в обратном.

          Станьте трезвее, и я с удовольствием вас послушаю.

          • 19

            Прежде чем размахивать своей правостой (или чужой неправотой), оглянитесь и посмотрите, после того что вы тут и на форуме наговорили и как показали? И после этого какой вес имеет ваше мнение в глазах присутстующих?
            Мне нечего с вами обсуждать. Оставайтесь со своей мнимой правотой один на один.

    • 20
  7. 21

    crac333, с Вашим опытом уже пора б научиться делать и более глубокие выводы, но Вам видимо интереснее поддерживать поверхостное мнение-внимание. Можно согласиться что новичкам везёт, и что-то да осветит новичек, и даже что-то верное, но явно оно не претендует на целостность и всеохватность, можно ли опираться и руководствоваться этим мнением это вопрос. Тем более руководствоваться в своём поведении. Если говорите про открытую позицию в выступлении, то тогда могли написать своё подлинное имя. В том то и дело открыто конкретно Александру никто не противостоит, чаще человек растекается на весь форум. Не замечать этого, это только если специально закрывать глаза на это. Как раз на форуме человек и должен научится переступать, проходить сквозь мнение Александра, но видим что многие залипают здесь. Послушный баран нужен только, барану, человек прикоснувшийся к свободе ищет подобных, но чаще люди свободу путают с развязностью. Мне тоже было б интересно видеть что б люди противостояли(если это действительно нужно) Александру, конкретно ему, а не форуму. Но пока, глупого банят, претендующий на мудрость самоликвидируется.

    С безмерным уважением к Вам!

    • 22

      Здравствуйте! Благодарю за уважение которого я явно заслуживаю….насчет имени…я под этим ником зареген на десятке сайтов в ютубе и тд в принципе можно догадаться кем я был на форуме но было это так давно, с полдесятка лет назад, что читая тогдашнии свои писульку у меня возникает ощущение что это писал кто то другой а потому это и вовсе неважно…для меня….а насчет опыта …я на него в отличии от неветхоумного Александра не претендую так что извольте принимать дурака как есть или же не принимать никак и забить на мою скромную персону…удачи!

      • 23

        про писульку мне понравилось Вспомнилась старая история про сибирского владыку Гедеона, которому разбитной поп на родительскую субботу получив в алтаре записку напианную малограмотной бабушкой как слышит на помин «писки Гедеона», говорит ему: «Вот, владыко, святость твоя — не только тебя но и писку твою»

    • 24
  8. 25

    Всетаки прочитал «Аскетику для чайников», интересно вообщето написано и язык живой, правда немного сумбурно, чувствуется отсутствие литературного образования, точнее план должен быть, сначала общий план, потом развитие темы и общий вывод, но это конечно придирки написано неплохо.

    Теперь реальная критика, а где бесы то? Диавол, Люцифер, бесы, заставы бесовские?

    Не скидывая всю вину на бесов как можно рассуждать о аскетике?

    Вот Вы пишете о священноначалии о старцах о церковном устройстве, о подавлении свободы, причем грубом и наглом её подавлении о упоении подавлением чужой свободы, а о тех сущьностях которые за этим «деланием» стоят, ни слова.

    • 26

      Дорогой Андрей, вот вам про бесов, история из Житий
      Некий монах Великим Постом украл яйцо в курятнике, и получив малую свечицу для келейного правила, начал жарить не ней украденное яйцо. Между тем, благочинный, совершая обход монастыря. внезапно вошел в его келью . Видя себя уличенным, монах пал в ноги благочинному со словами: «Прости, отче, бес попутал меня», — на каковые его слова из-за печки вышел возмущенный бес и сказал: «Не лжи! Я сам у тебя учусь».
      Ну что, какова история, удовлетворены?

      • 27

        Бесы любят поговорить и всегда врут, особенно любят перекладывать вину с себя на своих жертв.

        • 28

          Эт скорее вы сейчас пытаетесь переложить ответственность за безобразия в Церкви с самих священнослужителей и епископов на бесов))
          Взрослость значит уметь брать на себя ответственность и нести ее.

          А откуда такие познания о бесах, что они любят?)

      • 29

        Вот эта бесовская говорливость зачастую и выставляет в невыгодном свете исихастов, пока до Бога дойдешь столько бесовской болтавни наслушаешся и с ними наболтаешся что сам превращаешься в болтуна осведомленного обо всем на свете.
        А потом окружающие осуждают, молчальники видетели а как любят поболтать!

      • 32
  9. 33

    Здравствуйте всем !
    Все кто меня помнит с форума «Умное делание» привет и самые лучшие пожелания!
    Когда то я принимал участие на этом форуме хорошо помню свой первый пост, где как и положено новичку сказал «Здравствуйте» все старался делать правильно, кроме одного… сразу с ходу полез с своими «тараканами» и новыми темами. которые не отражали идеи «умного делания». В своих сообщениях не цитировал св. отцов, но упорно пытался найти ответы на свои вопросы, так в скором времени попал в немилость. В дальнейшем было видно, что новичков, которые проявляют особую прыть быстро банят.
    вывод.
    Форум «Умное делание» корпаративный форум, где ты должен быть в команде если не в команде, то….про наезды и хамство некоторых промолчу.
    В большинстве своем форумчане вдумчивый цельный народ с кем очень даже можно общатся у меня там остались друзья и иногда жаль, что нет возможности с ними пообщатся (забанен навечно)
    Пожелания админу.
    Невозможно оградится стеной от мира, всегда найдутся те кто будет привносить что то свое, может даже «чуждое», самость не позволит всем угождать и все это терпеть и мы все это понимаем, …но вот самое главное не доводить все это до интриг и не позволять это делать другим и тогда будет всем счастье и недовольных значительно поубавится.

  10. 37

    Провёл на том форуме без самого малого 10 лет, практически с момента его основания. В самом начале я был в полном восхищении от внезапного нахождения ресурса не только единомышленников, но и со-делателей. Но уже на довольно ранней стадии заметил, что в отсутствии других модераторов, кроме самого Админа, осуществляется довольно жёсткий метод отбора — отделение «козлищ» от «агнцев». Люди с интересным молитвенным опытом удалялись безследно. Другим создавались невыносимые условия пребывания на форуме, и они уходили сами. Третьи тихо исчезали после краткого периода участия в работе форума, повидимому неудовлетворённые общей атмосферой.
    Я с горечью признаю, что будучи эмоциональным человеком, и сам порой проявлял там нетерпимость к откровенному флуду, просто идиотизму или сугубой ереси.
    В марте прошлого года я сам пал жертвой провокативной атаки, и мне ничего не оставалось делать как раскланяться. Пытаясь делиться своим опытом молитвы, был обвинён в неправославном подходе, в неследованию советам Отцов, заносчивости и надменности. С тех пор стараюсь пристально смотреть на эти обвинения.
    Вчера получил аж три письма сразу с просьбами вернуться на форум «Умное Делание», но пока не испытываю никакого энтузиазма или воодушевления. Что ли им совсем там скучно стало, и понадобился ещё один «мальчик для битья»?
    Зашёл сегодня в тему «Аскетика для чайников» и с удивлением обнаружил, что Админ удалил свой пост, где он просил у меня прощения и предлагал вернуться на форум.

    • 38
      • 39

        Леня, привет!
        До прочтения сего….. было желание дать тебе в пятак, да посильнее, а потом обнять крепко, так как знаешь, что люблю тебя паразита. Ну да ладноть…

        Себя на место Александра ставил? Потянул бы модерацию такого специфического форума более 10 лет? С твоим то, как сам говоришь характером? Вроде мальчик уже большенький, а несешь хрень какую-то. Записал нас в потенциальных осуждальщиков Христа, с какого перепугу? Даже зная твои резковатые черты характера, ты тут явно палку перегибаешь.

        При всей твоей неординарности и одаренности, скажу тебе честно, так как думаю: ты где-то на своем Пути, просто не изжил из себя несколько ключевых страстей. Которые периодически и давали силы зашкаливать твоей эмоциональности.

        Я бы тоже хотел твоего возвращения (очень), но судя по твоему настрою на данный момент, наверное оно будет не ко времени и не к месту.

        с Любовью Владимир.

  11. 40

    Прочёл сейчас всю полемику в той теме и огорчился ужасно…
    Представляю себе живо как эта «тусовка» осудила бы громогласно самого Господа Христа за обличение иудеев, за обозначение их б-га «диаволом», за невоздержанное поведение Господа в храме, где Он явил свой гнев.
    Никогда не увидят они молитвенника, пребывающего в Духе и в праве показать им их заблуждения — нападут всей сворой, чтоб затоптать немедля. Увы…

    • 41

      🙂

      А меня здесь старательно затаптывают. Не имею я права показывать заблуждения. Даже сомнения есть по поводу той проповеди, что я написал и вам показывал для вашего отзыва чтобы улучшить — мол, может, и не существует её, этой проповеди.

      Наверное, я не молитвенник… 🙂

      Так вот.

      • 42

        С обидчиками разберемся…)

        Сергей, а что за проповедь?

        сегодня у меня желание всех и всё нахваливать, давайте быстрей показывайте )

        • 43

          Похвалите меня! а то мне вот пишут что я кого-то там затаптываю)))
          почитайте мои статьи pravtoday.ru/motokoto/

          • 44

            поставил в закладки и пока только посмотрел картинки с фото, почитаю завтра )

  12. 45

    Кнопку, конечно помню, яркая неординарная личность, привет кнопка 🙂

    Леонида, тоже помню, который только что прокоментировал свое пребывание на форуме.
    Леонид Вы искренно о себе сказали о себе как эмоцианального и нетерпимого, помнится раз схлестнулись с вами и Вас защищал Админ, а мне был за это поставлен бан, всегда Вас считал из этого корпаратива, где вы свой человек!
    Ну а раз написали «мальчик для битья» …хотя не представляю как это может быть 🙂 …но раз так ,то значит так.
    Все равно рад Вас слышать и Сергея Краеведа тоже…. и других если напишут…)

  13. 47

    А давайте чтоб нам тоже не путаться — каждый сам представится тем ником который был на форуме) А то я теряюсь кто такие Крац и Базилла… Андрей кстати тоже)
    Я уже сказала что я Кнопка, теперь давайте вы 🙂

  14. 48

    Сергей [«Краевед»]! Ну кто тебя тут затаптывает? Я, к примеру, постоянно держу тебя в памяти сердца, и то, что мы не общаемся в виртуале — не имеет для меня никакого значения. Любви не нужны слова, да ведь?

    • 49
      • 50

        Дорогой Краевед, ваш взгляд на статью запоздал невозвратно. Вы настолько демонстративно расписались в собственной незрелости и заносчивости, что даже последние слова в вашем анализе статьи не выглядят чем-то особенным — вы же только и можете что хаять)
        Владыка попал в точку — вы страшно, сумасшедше завидуете что у него есть опыт, а у вас нет.
        Вот вы тут у нас стараетесь выставить себя такой невинной жертвой, которую пытаются «затоптать», а на форуме где вам все можно, вы продолжаете лить помойку на голову человеку, который вам лично ничего не сделал, да и не знаком по большому счету.
        Как это двулично и лицемерно.
        И насколько я сделала вывод, «настоящие исихасты никогда не просят прощения».

        И последнее. Вот вы все время прощаетесь, а все никак не уходите)))

  15. 51

    прочитал Родиона пост #153, http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3593.150
    И подумал, сколько человеческого и ветхого в этих словах какая то обида и разочарование в его словах. (как то серо и уныло)
    Родион. я Вас знал другим когда то!
    Что случилось?

  16. 52

    «Наш ответ Керзону»
    Странный вы человек, Сергей по кличке Краевед. Ну, посудите сами. Приходите в гости в первый раз и сразу начинаете вести себя дерзко, неуважительно и нахально. На приветливый прием, тем не менее оказанный вам, как гостю, хозяином из вежливости, отвечаете грубо и презрительно, заявляете, что вам здесь неинтересно, обвиняете хозяина в каких-то его недостатках, при этом постоянно читаете ему проповеди и снисходительные нотации.В ответ на законную при таком поведении отповедь (вам было вежливо указано на дверь, если вы не поняли), заявляете что вас здесь не поняли, а вы хотели всем нам причинить добро, но, видно, мы его недостойны, поворачиваетесь спиной, прощаетесь — и не уходите! Но продолжаете опять и опять назойливо стучать в дверь, кричать из-за нее что-то хозяину, котоорый давно ушел, забыл про вас и занялся своими делами, попросив родственников больше не впускать в дом этого городского сумасшедшего. Целый день вы настойчиво пытаетесь привлечь к себе внимание обитателей дома, заглядывая в окна, строя страшные рожи и выкрикивая из-за двери что-то невнятное, чего уже никто не слушает и не замечает. И не только внимание обитателей, но и приходящих в дом гостей — как навязчивый попрошайка, кидаетесь к каждому, надеясь под ручку с ним проникнуть в дом и опять попасться на глаза хозяину. И при этом начинаете жаловаться гостям, что вас здесь не любят, и даже более того, бьют гонят и задумали погубить. И при этом продолжаете вовсю буянить возле дома, как пьяный.
    Наконец, вызывается полиция. И полиции вы начинаете объяснять, что это недоразумение (как всегда), что в доме засели ваши обидчики, и это они виноваты в затеянном вами скандале. Обычно после этого буйного пьяницу увозят в участок протрезвиться — но, как говорится «пьяный проспится, дурак — никогда. И вы так и будете опять и опять возвращаться и продолжите барагозить под окнами, сколько вас не урезонивай. Будете прощаться навеки и не уходить даже на пять минут.
    Что с вами, дорогой — вы Больны? Или, может быть так одиноки, что душа рыдает, и столь застенчивы, чтобы просто попросить о помощи, и потому избираете столь замысловатый повод обратить на себя внимание? Что ж, предлагаю помощь: напишите мне в личку на вашем форуме, и мы найдем способ чтобы я смог понять, чем могу помочь вам.
    Таким образом,если продолжать предложеную гиперболу, определяем вас в лечебницу, и готовы лечить и оплатить лечение — а ваши письма из лечебницы будут отныне проверяться на почте на предмет отсутствия в них опасных заразных и отравляющих веществ — на языке интернет- пространства, чтоб вам было понятно, это называется премодерация.
    Вашу, с позволения сказать, столь навязчиво рекламируемую вами «статью» я прочитал, и непременно предоставлю возможность сделать это здесь всем желающим — опублиикую у себя в блоге, дабы слава нашла своего героя. Вам скажу, что удивлен тем, что сами вы придаете своей заметке такое большое значение и так высоко оцениваете ее: сам себя не похвалишь — никто тебя не похвалит. К сожалению, на меня, профессионального проповедника и профессора гомилетики, она не произвела чаемого вами впечатления. Кратко можно охарактеризовать ее, как ученическую проповедь, написанную семинаристом по домашнему заданию на заданную ему тему: старательно, довольно бессвязно, неуклюже, но Слвава Богу, не слишком длинно — пожалуй это ее единственное достоинство. Про содержание не говорю — его там нет. В общем, первый класс, вторая четверть, тройка за старание.
    Это все. Извините, мне некогда попусту тратить на вас свое время — его у меня слишком мало осталось, чтобы разбрасываться им столь расточительно.
    Мне искренне жаль вас, несчастный вы, одинокий человек. Мое предложение вам остается в силе — и протянутая рука.Если преодолееете свои фобии и решитесь прибегнуть к предложенной «психиатрической» помощи — буду рад , и помогу чем смогу. Но прежде всего за этой помощью надо обратиться: помогай себе сам и Бог тебе поможет.
    Честь имею

  17. 53

    Кажется всё…
    пары спущены с обеих сторон и
    лодки мирно покачиваясь на тихой воде…разошлись в сторону..

    и мне пора )

    • 54

      ошибаетесь. сходите, посмотрите у них на форуме, какой разлет с вентиллятора — фонтанирует до сих пор, прямо извержение какое-то. Я польщен.

      • 55

        Верно пишите, ещё долго не успокоятся, для них это как дуновение чего то нового, которое не вписывается в однажды утвержденный шаблон, но даже не это важно…важнее другое, задета самость всего корпаратива, некоторые даже почувствовали свою ущемленность, но ничего с этим сделать не могут.
        Ну вот теперь будет повод применить метод «умного делания» на практике, забыли простое правило исихаста «ничего не принимай , но и не отвергай» практику безмолвия и тишину ума… только зачем оно это им, интриги поинтересней будут 🙂

        • 56

          Знаете, Андрей, я тут думала что же мне так сильно напоминает этот форум. И наконец сформулировалось 🙂

          Достаем признаки секты, и начинаем:
          1. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление
          «вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой.»
          «желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев,» угрозам и шантажу. »
          Думаю, без комментариев 🙂

          2. Двойное учение.
          «одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования.»
          Мы имеем традиционно почтительное отношение к Умному деланию, но на форуме это УД трансформировано в натуральное пуподушество, этакую форму йоги, где живые отношения с Богом отсутствуют или замалчиваются.

          3. Непогрешимость секты и ее основателя
          Попробуй какой-нибудь христианин возрази на сущность Умного делания 🙂 Что касается небожительства админа Александра — мы все видели, что происходит с теми, кто усомнился в его словах или учении.
          Или мы можем на примере «особо приближенных» видеть в деле двойные стандарты — приближенным вообще все можно. Даже писать откровенный бред.

          4. Программирование сознания
          В последнее время на форуме популярна игра «в матрицу». Все, что не нравится в христианстве админу, называется «шаблонами» или «матрицей», и повсеместно осуждается. Однако достаточно было моего короткого комментария Феофилу насчет царственного священства, как тут же на меня обрушился поток осуждения. Видите ли, «новая матрица Александра» невмещает такую простую идею. Модель, которую он построил, и является «матрицей».

          5. Духовный элитизм (избранничество)
          Это мы в полной мере заметили по словам адептов 🙂 Они — настолько совершенны и святы, что чувствуют себя вправе учить людей в т.ч намного старше их, и опытнее. Впрочем, что тут рассусоливать — сами все видели.

          6. Контроль жизнедеятельности

          Нетрудно заметить, как легко сектантами дается «духовная оценка» любому ответу или мнению. Это дает им право совершенно не затрагивая суть обсуждать личность автора комментария. Разумеется, за этим стоит банальное самоутверждение, подпитанное идеей «избранничества»

          Думаю, достаточно 🙂

          • 57

            То что написали, есть то с чем соглашусь , но есть с чем не соглашусь.
            !. пункт-не думаю так
            2. Отношения с Богом, не то что замалчиваются…. есть много тем об этом на этом форуме, но о них напрочь забыли, а стоит иногда их поднимать.
            3. Александр, мне симпатичен как человек я смог бы с ним общатся и задавать ему вопросы, но как админ…увы.
            Еще вот немаловажно.
            Культ налицо. (пожелание админу разгрузить себя, модераторами)
            4. Про матрицу.
            все эзотерические круги только и говорят про матрицу, нашумевший фильм навел шороху, также он коснулся и некоторых умов христианского мира, мне пришлось дважды выпадать из этого мира , один раз из «ветхого» второй раз из той самой «матрицы»уже массово надуманой человечеством 🙂
            5. Избраничество.
            Когда люди объеденены одной идеей, и все остальное отвергается что ими движет?
            как думаете? Вера?
            Думаю Идея, которую в эзотерическом мире обозначают как Эгрегор, который противостоит всему инородному и которого не устраивает, все то что для него чуждое.
            Вот с духовного спустились до обычной земной Идеи, которая ближе всего находится к плотскому и ветхому, от чего с усердием пытаемся оттолкнутся.

            Считать себя исихастом и возводить себя в особый статус, автоматически делает таких людей «особых кровей», поэтому будет правильным…зачем перед свиньями метать бисер)
            верно Александр?
            6. Духовная оценка.
            верно ее могут дать тем, кто находится на более низком уровне- это может являтся банальным самоутверждением, но не всегда.

          • 58

            Польза форума исихазма в том, что он демонстрирует на наглядных человеческих примерах, как как не надо заниматься умным деланием, что такое реальная прелесть и как к ней приводят занятия духовными практиками без смирения, о чем многократно предупреждали св. отцы. Но людей искренне жаль. А так да, обыкновенная харизматическая секта из ряда мессалиан, богомилов и проч.

  18. 59

    Stranik , польза есть от так называемого «исихазма» (очень ограничена) если говорим о форуме, но сами понимаете, всё это человеческое, плотское отождествеленное с умом, который якобы при правильном использовании принесет благодать!
    Так ли это?

    • 60

      Из разговора о прижизненном преображении:
      Я: об этот вопрос бьется весь форум исихастов))) они понимаешь ли хотят преобразиться и избавиться от греховного повреждения еще тут при жизни. чтобы ррраз! — и больше не приходилось постоянно каяться и взывать о помощи Божией.
      Но вот незадача — те кто это хотят вовсе не хотят это чтобы быть с Богом! Они хотят этого чтобы раз и навсегда освободиться от навязчивой необходимости… постоянно нуждаться в Его помощи!

      • 61

        Тема прижизненного преображения вообще то довольно серьёзная и важная сама по себе, поэтому побиться об нё не вредно никому, а Божия помощь она и преображенным нужна, она вообще всем нужна, потому что преображение не еденично оно постоянно происходит, как есть и обратный процесс , деградации и гибели.

      • 62
  19. 63
  20. 64

    С интересом и радостью найти людей, знающих Бога живого, а не книжного, прочитала статью о синергии Бога и человека, теперь эту. Прочитав комментарии, опечалилась- любовь не проявилась ни через кого. Кто в большей степени, кто в меньшей стремится оправдать себя и *поставить на место* оппонента. Мира душам нашим.

  21. 65
    • 66
      • 67

        Никакой, просто это была первая статья, которую я прочитала на вашем ресурсе. Она мне понравилась и возникло желание почитать ещё. Надеюсь, я не осторожно никого не обидела.

  22. 69

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку