Breaking news, Актуальные темы

Гора опять родила мышь

Гора опять родила мышь Гора опять родила мышь image0 58c3ad52f9fc9ce977895f82 jpg

Тотальное разочарование православной блогосферы в проекте катехизиса РПЦ МП, который надо читать только “из-за политики”

Новый катехизис РПЦ МП вызвал в сети обсуждения, по оживленности близкие к обсуждению половых отношений во время Великого поста.

Диакон Андрей Белоус написал: «Пожелания к Катехизису? Выгнать из Библейско-Богословской тов. Малера или не привлекать его ни к чему серьезному. Потому как чувство такое, что писал «Катехизис» кто-то типа Люльки и прочей тусовки сысоевцев. Если это не он… Распустить общецерковную докторантуру, ПСТГУ, МДА, СпбДА, РПУ и т.д., членам комиссии съесть свои дипломы и удостоверения и уйти с административной и преподавательской работы до окончания какого-нибудь богословского факультета Афинского университета. И, разумеется, никакой теологии в светских ВУЗах в ближайшие лет 40. Потому что это — сочинение заочника-троечника за второй класс МДС».

Публицист и политолог Александр Морозов, имеющий весьма широкий круг читателей, вывел обсуждение за уровень внутриРПЦшного дискурса: «Для внутренней жизни Церкви — это большое событие: после пяти лет подготовки опубликован проект нового Катехизиса РПЦ. Им будут пользоваться каждый день и на всех приходах. Поскольку эта книга является простым и — по своему жанру — понятным каждому члену Церкви руководством по всем вопросам, с которыми он может столкнуться. Работали над ним умные люди. Страницы 262-342 охватывают все вопросы «политической философии» РПЦ.
Как бы не относиться к современному положению РПЦ в государстве, надо понимать, что Катехизис — это плод усилий лучшей гуманитарной команды в Патриархии и что позиции, изложенные в нем, важны для всех, поскольку Патриархия теперь — активный политический игрок. Поэтому — надо читать»
.

Затем подлил масла в огонь: «Скорее, скорее пусть редакционная группа нового Катехизиса вычеркнет из главы про биоэтику положение о необходимости согласовывать график секса в семье с духовником. И так уже мало жить осталось, а тут еще эти «согласования»…».

Не осталась в стороне от темы и Ксения Лученко: «Прочитала первые несколько страниц, потом ещё сколько-то по диагнонали. Вернулась к предисловию, чтобы свериться, правильно ли я помню, зачем существуют катехизисы. Выяснилось, что правильно: «для верующих Русской Православной Церкви, а также для готовящихся вступить в нее через таинство Крещения».
То есть, на вопрос «для кого это всё???», возникающий на первом же абзаце, ответ — для широкой современной (!) аудитории.
Тогда следующий вопрос: что же это за Бог, о котором современному человеку надо говорить таким карикатурным бюрократическим языком? Бесконечные «является», нанизывание падежей, нескончаемые причастные обороты. И всё это периодически сползает то в стиль учебника по философии, то провинциальной газеты, как бы авторы спохватываются, что люди не понимают, и начинают с ними сюсюкать.
Я помню времена патриарха Алексия, когда всякие «преклоним колени сердца» вызывали у нас смешки, но это была «византийщина», — большой стиль, как теперь выясняется. Было хоть ощущение какого-то специального церковного архаизированного языка, а теперь тотальный новояз постсоветской бюрократии. Сплошные «агрегаты» с комическим эффектом.
И это когда уже созданы все форматы, инструменты и технологии для того, чтобы говорить с реальным читателем, с человеком, просто о сложном, объяснять и убеждать. Сделали бы церковный «Арзамас» вместо устаревшей до издания книжки — какой был бы прорыв, аж католиков бы опередили. А на его основе уже хоть книжки делай, хоть кино снимай, адаптируй хоть для молодёжи, хоть для пенсионеров, хоть для котиков»
.

Игумен Петр Мещеринов так высказал свою позицию: «Пролистал вчера появившийся проект Катехизиса. Зацепило про Св. Писание — что это-де «часть Предания»… хотя само понятие «Предания» оформилось на Тридентском (католическом, прошу заметить) соборе, и это вовсе не то «предание», которым нам постоянно тычут в цитате Василия Великого. Во времена Василия Великого никому бы и в голову не пришло так уничижать Писание. А про «богослужение суточного круга»… про «подготовку к причастию»… откуда всё это, на чём основано, почему это так, а не иначе, что за «святые отцы», какой в этом вообще смысл? — читаешь, как вату жуёшь. Чего-то даже дёрнулся написать — где-то там отзывы призывают оставлять. Но почитал сегодня комментарии в ленте… нет, не буду ничего писать. Неохота на это тратить время и силы. Я лучше катехизисы Шпенера и Терстегена почитаю, вон, стоят на полке уже несколько лет, ждут своей очереди. Те хоть настоящие катехизисы».

Александр Морозов подытожил дискуссии: «Вот люди пишут: почему «Основы социальной концепции РПЦ» (документ, принятый на Соборе в 2000 году) целиком всадили в проект нового Катехизиса, ведь сами эти «Основы» — глубоко секулярный, казенный и малохристианский документ? Никому он никогда не нравился, пользы от него было мало, профессиональное философское сообщество обсуждало его даже меньше, чем какие-то статьи Суркова о будущем России.
Но эти люди не совсем правы. Дело в том, что «Основы социальной концепции» оказались в своем роде пророческим документом, поскольку в дальнейшем на то понимание государства, права, общества, народа, которое в нем содержится, плавно перешел весь госаппарат — от министров культуры и образования — до председателя Конституционного суда (см. последнюю статью В.Зорькина о естественном праве). В известном смысле этот документ является неформальным Манифестом всего «военно-исторического общества», которое ныне управляет Россией»
.

Андрей Нефедоров,
«Портал-Credo.Ru»

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку