Breaking news, Актуальные темы

«Это его подвиг»

«Это его подвиг» «Это его подвиг» Mikhail Nikolayevich Muravyov Vyeshatel in Lithuania January Uprising

На научной конференции в Минске оправдали убийство восьми ксендзов по приказу Муравьева-вешателя. Неожиданная «реабилитация» кровавого эпизода белорусской истории XIX в.

27 ноября в минском храме Покрова Пресвятой Богородицы, где за неделю до этого впервые за последние 100 лет молились за графа Михаила Муравьева, известного в Беларуси как Вешатель, провели 4-часовую международную научную конференцию, посвященную его памяти, под названием «Готов собою пожертвовать…»

В программе конференции сообщается, что ее проведение благословил Митрополит Минский и Заславский Павел.

Конференция была организована и проведена Православным братством в честь Архистратига Михаила при информационной поддержке научно-просветительского проекта «Западная Русь».

С докладами на конференции выступили профессора и доценты белорусских и российских вузов и представители Православной церкви.

Настоятель минского храма Покрова Пресвятой Богородицы архимандрит Вассиан заверил, что все участники конференции постараются выступать «с позиции научного подхода, избегая пристрастного и предвзятого отношения, разобраться в событиях той эпохи и объективно рассмотреть в них роль генерал-губернатора Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева-Виленского».

Подавил «польское восстание на белорусской земле»

«Мы открываем конференцию, посвященную памяти яркой и выдающейся личности, которая имела важное значение для истории белорусского народа — графа Михаила Муравьева. С именем этого человека связана важная страница нашей истории, которая приходится на середину XIX в., когда на территории современной Беларуси вспыхнуло польское восстание. Огромное значение в подавлении этого восстания и возвращении мирной жизни принадлежит графу Муравьеву. Его твердое руководство позволило ему в короткие сроки остановить жестокие убийства мирных граждан, кражи и насилие. Наш долг — передать потомкам точные сведения об истории, не замалчивать и не утаивать никаких фактов. Заслуги графа Муравьева-Виленского в силу разных причин не были по достоинству оценены в предшествующую эпоху», — сказал архимандрит Вассияан.

Кастусь Калиновский демонизировал «москаля»

Кандидат исторических наук, профессор Института теологии БГУ Александр Бендин отметил, что в Беларуси впервые происходит мероприятие памяти Муравьева. В своем докладе «Граф Муравьев-Виленский — усмиритель и реформатор Северо-Западного края Российской империи 1863—1865 гг.» он дал оценку газете «Мужицкая праўда», которую издавал Кастусь Калиновский:

«Одна из сфер пропагандистской деятельности воплотилась в так называемой «Мужыцкай праўдзе». Это был агитационный листок, который писался на намеренно псевдонародном языке образованным человеком, который нарочно подстраивался под массовое сознание необразованного крестьянства. Этим человеком был Калиновский, который сейчас представляется как национальный герой. В листовке «Мужицкая праўда» он писал, что после восстания мужикам обещается некая свобода, которую он малевал как утопический мужицкий рай, где нет ни налогов, ни панов. То есть, обещал мужикам аналог махновщины, то есть анархии».

Александр Бендин отметил, что в листовках Калиновского представлен «зловещий образ Москаля».

«От пропаганды Калиновского требовалось перенаправить энергию социальной ненависти, которую крестьяне испытывали к помещикам, на москаля. Поэтому в листовках появляется демонический образ москаля, в котором воплощается все зло, суть бед крестьянина — это и Россия, и монарх Александр II, и великоросы, и православие. Все это использовалось для того, чтобы заманить белорусского крестьянина в самоубийственную ловушку польского восстания».

«Действовал исключительно в рамках законности»

Отвечая на вопрос из зала, почему граф Муравьев получил в народе прозвища Вешатель и Людоед, Александр Бендин сказал, что это заслуга пропольской пропаганды, которую затем подхватили белорусские националисты. Особенно он возмутился тому, что вешателем называют Михаила Муравьева в белорусских учебниках по истории:

«В этом восстании очень важную роль играла пропаганда. Образ Муравьева-вешателя появился в польской пропаганде. Потом его охотно подхватили российские либералы, об этом писал Герцен в своем издании «Колокол». Был нужен демонический образ Муравьева, который бы олицетворял азиатскую жестокость российской власти. Но на самом деле это только пропагандистский штамп, поскольку Муравьев действовал исключительно в рамках законности. Он подавлял вооруженное восстание против власти. Понятно, что существовали законы, по которым происходил суд над мятежниками, часть из которых была казнена. Погибли не невинные люди, а люди, которые с оружием в руках выступили против российской власти. Надо сказать, что образ Муравьева-вешателя охотно подхватила белорусская историография, которая критически относилась к периоду пребывания белорусской территории в составе Российской империи. Поэтому в белорусских учебниках до сих пор присутствует зловещий образ Муравьева-вешателя».

Православный «русский мир» стражи убийств, которые совершил Муравьев

Рассуждая о морально-религиозном аспекте деятельности графа Муравьева, участники конференции отметили, что среди казненных (их количество не уточнялось, но, по разным подсчетам, составляет от 2500 до 9423 человек) были 8 католических священников. Причем первый расстрел священника состоялся публично и уже спустя неделю после приезда графа Муравьева в Вильну.

Протоиерей Александр Романчук, который выступил с докладом «Граф Михаил Николаевич Муравьев-Виленский: религиозные основания усмирения шляхетского восстания 1863—1864 гг.», Отметил, что Муравьев не требовал лишать приговоренных к смерти ксендзов сана, и расстреляны они были не как граждане, нарушившие закон, а как католические священники, которые читали манифест революционного командования и призывали людей к бунту.

«С одной стороны, можно подумать, что для такого «устного» преступление наказание смертью слишком суровое. Но следует добавить, что Муравьев задумал наказать представителей католического духовенства еще до прибытия в Вильну. Он хорошо рассчитал этот шаг для усмирения охваченных бунтом губерний».

Далее протоиерей Романчук задал вопрос, какую цену для Муравьева лично имел расстрел 8 ксендзов. И ответил на него следующим образом:

«Фактически он поставил вопрос, имеет ли в глазах Бога российский православный мир такую ценность, чтобы ради него казнить католических священников. Будучи православным верующим, он ответил на этот вопрос положительно и исполнил приговоры. Таким образом он согласился в полной мере нести ответ за свои действия перед Богом в вопросе спасения души. Таким образом, мы не в праве отрицать, что граф Муравьев, расстреляв 8 ксендзов, выступил в роли российского религиозного и национального лидера и тем самым совершил личный духовный подвиг самопожертвования».

«РАДЫЁ СВАБОДА», 28 ноября 2016 г.«НАША НIВА», 29 ноября 2016 г.

 

 

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку