Актуальные темы, Богословие и богослужение, Главный редактор, Жизнь альтернативного православия, Олег Чекрыгин

Единство Христовой Церкви

Единство Христовой Церкви 012 710x434

Давайте вместе с вами поймем, где та «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь», в которой мы ВСЕ думаем, что находимся

Проклятые вопросы

Когда я впервые переступил церковный порог – а было это в незапамятные времена – у меня уже была Вера в Бога и в Господа нашего Иисуса Христа, притом, что я к тому времени еще и евангелия не то, что не прочел – даже в руках не держал. Вы спросите – откуда же она взялась сама по себе, эта моя вера? Думаю, что я мог бы об этом рассказать, но это вполне тянет на отдельную самостоятельную историю, и, боюсь, отвлечет нас от заявленной темы – так что как-нибудь в другой раз.

Скажу только, что когда жизнь моя в каком-то смысле зашла в тупик, и мне очень требовалась помощь, попросить и получить которую мне казалось, что просто неоткуда, Вера в Бога явилась для меня Даром, неожиданно упавшим на меня с Неба, как манна небесная.

К чему я это? К тому, что на церковный порог я явился не просто любопытствующим, но ищущим Того, в Кого поверил, и Кого искал теперь уже вполне сознательно. «Многие скажут – здесь Христос или там или вот Он в потаенных комнатах, но явление Мое будет как молния от Востока до Запада», — и на этот Свет я пошел, чтобы отворить церковную дверь впервые в жизни.

Итак, некий человек, обретя веру в Бога и во Христа ими же веси судьбами, как Дар Божий, вне какой-либо церковной организации, приходит с этим даром куда? Правильно, в ближайшую к его дому церковь – а куда ему еще идти? Помню, что примерно через год, попав за стол в одном благочестивом семействе я на вопрос, почему избрал именно православие, простодушно ответил, что это наша вера, российская, и куда еще ходить к Богу, как не в храм по месту жительства – как же были возмущены и шокированы моим бесхитростным ответом мои благочестивые сотрапезники! И поспешили мне объяснить, как же повезло мне, неучу и недотепе, креститься именно в Православии. Потому что ТОЛЬКО православие, а точнее РПЦ МП и есть та самая «святая соборная и апостольская церковь», о которой говорится в Символе Веры – одна она осталась такая у Бога, одна сохранила сокровище истинной веры, и только в ней одной пребывает в неизменности Полнота Святого Духа и неотлучно Сам Господь Иисус Христос – вот как мне повезло! Позвольте, а католики – «еретики! Они догматы исказили, унизили Святого Духа в филиокве…» А протестанты? «Эти вообще самозванцы, у них преемства нет и таинств у кого нет вовсе, а у других они недейственны, безблагодатны». Старообрядцы? – «Застряли в древнем веке, а законное священство у них утрачено, и остались лишь внешние обряды». А есть еще сектанты-трясуны и харизматы, целители и прочее жулье. Но страшнее всех – раскольники, то есть те, кто вышли из подчинения Матери-Церкви и стали сами, самовольно, служить и причащаться без БЛАГОСЛОВЕНИЯ церковного начальства. «Раскол – это раздрание ризы Христа, разрушение Церковного Единства, и потому он хуже ереси, он несмываем даже мученической кровью». Ну хорошо, а как же другие православные церкви, за границами СССР? – «Не сохранили чистоту православной веры: часть из них уже новостильники, а остальные – экуменисты». «Теперь-то ты понимаешь, как тебе повезло?». Не может быть, чтоб такое везение – случайность. Как выиграть в лотерею машину «Волгу» — по тем временам высший приз, который никогда никто не выиграл. Выходит, что Тот, Кто меня призвал – Тот и привел именно в православие по месту жительства? А если б я жил в Америке? – «Ну, если бы да кабы… – но ты же живешь не в Америке?». И хотя мне было весьма лестно узнать, что я оказался разом вдруг в кругу немногих избранников: «Нас мало избранных, счастливцев праздных…» — все же такое уникальное везение показалось мне несколько странным, как и то, что все остальные христиане на свете – неистинные, ненастоящие – никак все не прозреют и не побегут скорее к нам в рпц спасаться – чуднО.

Как выяснилось несколько позднее, все вышеперечисленные, а также и неперечисленные — ВСЕ религии на свете, включая наряду с «традиционными», — буддизмом, исламом и иудаизмом — диковинную саентологию и совсем простецкие дурилки для наивных истеричек вроде «богородичного центра», «марии дэви христос», «бога кузи», «христа» Виссариона и прочих шарлатанских «религий» им же несть числа, первым делом сообщают своим новообращенным ТО ЖЕ САМОЕ учение о своей единственной богоизбранности, что и мои новые православные друзья мне при вступлении в церковь – и аргументы всегда приводят примерно такие же. Больше всего это напоминает, я извиняюсь, курятник: «сесть выше, клюнуть ближнего, нагадить на нижнего».

Однако, это все были еще цветочки – но и ягодки явились вскоре. Как говорит один уважаемый профессор МДСА, начиная свой курс лекций по церковной истории, «история церкви – это сплошная цепь скандалов и безобразий». И из их числа особо выделяются, так сказать, пылают на общем фоне огненными буквами, кровавые битвы за чистоту веры и «истинность» ее исповедания. Начало им было положено в апостольские времена, а конца так и не видно и сегодня, во времена, казалось бы, вполне просвещенные и ориентированные на гуманизм, общечеловеческие ценности и права человека (за которые, впрочем, тоже идет битва не на жизнь, а на смерть и проливается море крови не далее, как здесь и сейчас). И, вникнув в эту историю, я ужаснулся, как ужасался когда-то, читая Ветхий Завет: если ваш бог устраивает потопы и требует ритуальных зверств себе в подношение, то это не тот бог, в которого я готов поверить, и тем более полюбить его, и уж лучше остаться совсем БЕЗ бога, чем поклониться такому богу-садисту и маньяку. Но история Новозаветной церкви произвела на меня не менее ужасающее впечатление, и еще тогда поставила передо мной вопросы, на которые у меня не было ответов. А именно. Как могло случиться, что в Церкви Иисуса Христа, благовестившего приближение к нам Небесного Царства и преподавшего падшему человечеству Свое Учение о Любви, во-первых, появились разделения между братьями по вере, разодравшие церковное единство на тысячи враждующих друг с другом «конфессий»; и во-вторых – как же те, кто считает себя учениками и последователями Христа, а то еще и Его земными наместниками, могли и посмели затеять кровавую войну с «инакомыслящими»? И устроить нескончаемую кровавую баню, в которую непременно попадают те, кто не разделяет «линию партии» и не следует букве «единственно верного учения» в категорически обязательной для всех интерпретации действующего церковного начальства? Где же та Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, о которой нам толкует Символ Веры? И где же обещанное Христом Братство всех верующих в Него, и Любовь между ними, по которой одной должны и неверующие узнать, что мы Его ученики – и через это уверовать?

Вопросы эти уже давно называют «вечными». И «проклятыми» — видимо за то, что нет ни у кого на них ответа. И не дождавшись ответа:

ни от Бога, Который «все знает да не скоро скажет»;

ни от церковников, которые только лишь тянут общее одеяло каждый на себя, и не о вечности думают, а о доходе;

ни, наконец, от самих христиан по их совести, давно замещенной у «учеников» Христа странными подменами вроде «послушания матери-церкви», верой в «святость канонов и уставов» и суеверной боязнью сказать или даже подумать что-нибудь «не то» — все это больше всего напоминает корпоративную заединщину и круговую поруку;

— человечество, похоже, окончательно разочаровалось в христианстве, и списав его в разряд опиума для народа, отвернулось от Христа и Бога, чтобы как-то обойтись в своей жизни дальше САМИМ, без ИХ помощи. Вот вам и апостасия, однако.

Где же Единство Церкви?

Что, однако, более всего обратило на себя внимание как системные черты этой вселенской драмы «убийства, как служения Богу»? Во-первых, заядлость: есть два мнения – мое и неправильное, а все со мной несогласные – враги не мои, а Бога. Во-вторых, жестокость: разорвем их в клочья, Господа хваля. «Благочестивый царь, пошли войска избить еретиков». В-третьих, непримиримость: анафема да будет, будь проклят, «маран афа» — это Павел, за ним Святые Отцы и Соборы, постепенно предавшие проклятию на веки вечные до ада преисподнейшего «сами себя и друг друга и весь живот наш (то есть всех живущих на все времена)» — сатане, а вовсе не Христу. В-четвертых, взаимная озлобленность: более ловкому и красноречивому оппоненту на соборе – в ухо, а несогласных – в темницу на муки и пытки, до тех пор, пока «власть не переменится», и вместе с ней – участь тех и других не поменяется местами. В-пятых, поразительно жестокое языческое суеверие: Бог за нас, Он покарает нечестивцев, — и связанная с этим злобная радость, торжествующее злорадство: ага-а-а! Уже покарал! И непременно – страшной прилюдной казнью: у Ария, например, «чрево расселось» и его заживо сожрали черви. А такой-то подох у ног римского папы (что многие почли бы для себя великой честью), а другой – сдох, подлец и предатель, по пути в нечестивое собрание, а третий негодяй не вернулся домой, но сгинул на чужбине. А иуда вообще повесился, так ему и надо, паскуде. Посмотрите богослужебные каноны, которые до сих пор в ходу: из них убрана вторая песнь, потому что в ней традиционно проклинались евреи, да так, такими словами, что в конце концов церковное начальство устыдилось такому явному проявлению нетолерантности – и теперь в канонах, как в нашей школе, после первой песни сразу наступает третья. Но уверяю вас, там и без второй песни хватает такого, что просто ахтунг.

В общем и целом, надо признать, что церковное сознание, несмотря на 2000-летнюю борьбу за «чистоту» Учения Христа так и осталось полностью ветхозаветным во всех своих проявлениях как церковных, так и вовне, в виде вмешательства в жизнь общества и государства. Вот, намедни, комедиант под ником «уста гундяевы» «проглаголал» аки ослица валаамова: выступил за уничтожение террористов до суда и заявил, что православие поддерживает смертные казни – честное слово, уж лучше бы они уподобились бессловесной твари и молчали, а не позорили имя Христово, которое из-за них «хулится у язычников».

Однако, ближе к теме: вот пришел человек со своей верой на церковное торжище и хочет понять, какая из вер самая божественная, чтобы сделать правильный выбор и не прогадать – поскольку зазывалы поют на все голоса и каждый о своем – но все одно и то же. И как тут разобраться?

Политикам проще: они выбирают то, что ИМ выгодно: жену, веру, церковь, страну и сторону – все на продажу. Так поступил в свое время «святой равноапостольный» князь Владимир, «выбравший православие» из соображений практической целесообразности. Верующему неизмеримо трудней: пока все книги перечтешь, да все дрязги разберешь, так и умрешь, сам не зная, какой ты веры. Вот и выбирают по принципу «шаговой доступности»: какая ближе к дому. Но, раз выбрав, сразу усваивают и безоговорочно принимают главное стадное правило этой «Игры в бисер перед свиньями»: бей всех «ненаших», МЫ у Бога главные, единственные, и потому Он за нас! – только сунься к ним, они тебя щас на клыки, валить под ноги и топтать. «Разорвем их в клочья, Господа хваля!», — и вся любовь. И вера.

А как же единство веры и церкви, которое обещал Христос апостолам за Тайной Вечерей, перед своей Крестной смертью? «Петр, сатана просил сеять вас как пшеницу, но Я молился…» (Лук. 22,31). И вот эта молитва: «… о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…»( Ин17:21).

И что же – не сбылась молитва Христа, Бог-Отец не послушал Его? Да быть того не может – иначе всуе вера наша в Господа Иисуса Христа Сына Божия: «Все предано Мне Отцом Моим»(Мф.11:27). Значит – сбылась. А где же тогда единство всех верующих в Иисуса? И где «единая святая соборная и апостольская Церковь» в которую мы веруем по обязанности догмата из Символа Веры?

Единство во Христе

Что ж, поищем вместе. Для этого заглянем опять в апостольскую эпоху, когда начались разделения христиан – на чем, и кто их начал? Вот как определяет Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, «уста Христовы», общее исповедание веры:

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они; Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста; Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» 1 Иоанна (4,1-2,15).

И все? Как просто: все, кто говорит, что верует во Иисуса Христа Сына Божия – наши братья во Христе, христиане. И все мы едины в том смысле, что каждый из нас со Христом, и мы все, кто с Ним – ВМЕСТЕ, даже если каждый из нас по отдельности от всех остальных. Тот кто хочет быть со Христом, уже един со всеми христианами на свете.

А вдруг нас обманут? Кто-то возьмет и притворится христианином – чтобы что? Да ничего – Бога же не обманешь. Тот, кто не со Христом, так и останется вне Его и вне Его Единства, даже если будет ловко притворяться перед людьми – да пусть его, только себя и обманет, и незачем его проверять, правду он сказал или нет. Царство Христово не от мира сего есть, и пребывающие с Ним не в этом мире с Ним пребывают, их Единство во Христе тоже не от мира сего, им незачем всем собираться в «едину кучу», и даже не нужно быть знакомыми друг с другом, чтобы это их Единство во Христе осуществлялось – довольно того, что каждого из них знает и любит Христос, каждого по отдельности и всех вместе, алиллуйя!

Ну а все же – вдруг кто-то притворится христианином, чтобы, воспользовавшись нашим доверием, «украсть, убить и погубить»? Вон же, убил злой человек о. Павла Адельгейма, прикинувшись верующим?

Да, такое бывает, и очень может быть. Быть христианином – дело рискованное и подчас непосильное: ударили по левой щеке – подставь обидчикам правую; отняли пиджак – отдай и рубашку; благословляй проклинающих, молись за обижающих… — кому это по силам? И тут уж выбор каждый делает сам: идти ли ему за Христом, или оставаться христианином только на словах, а то и прикинуться им с целью житейского обмана. Но для тех, кто выбрал идти за Господом, обман не существует, его невозможно ни обмануть, ни обобрать. Если только убить – но для таковых у Бога смерти нет, а есть обещанное им Царствие Небесное. «Любовь долготерпит, милосердствует, …сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». 1Кор(13,4-5)

Итак, все, верующие во Христа – наши братья в Нем, и мы с ними со всеми едины через единство во Христе – большего не нужно для Единства Церкви. Так почему же еще с апостольских времен начались разделения между христианами, и что стало причиной этого?

Администраторы принудительного «единства»

А – вы станете смеяться – сами апостолы и их епископы, которых они начали поставлять в умножающихся церквях, как своих смотрящих, чтобы все контролировать – зачем? Потому что среди христиан были разные люди: искренно верующие и собравшиеся воедино; желающие верить, но не решившиеся довериться; и наконец фальшивые верующие, поспешившие примкнуть, чтобы наесться за счет верующих. К примеру, некоторые приходят на агапу, чтобы выпить и закусить – и напиваются пьяными, а это нехорошо, неблагочестиво и «оскорбляет наши религиозные чувства». И понадобилось специальных вышибал поставить, чтоб за порядком наблюдать – как в пивной. Заодно они и уму-разуму поучат, и станут следить, чтобы о вере говорили по-заученному, а не городили всякой отсебятины, кто во что горазд.

Так и получилось, что одни не смогли (или не захотели) с собой справиться, а другие побоялись с ними не справиться – и вторые решили контролировать первых, как немощных в вере. Но контролеры забыли, что Царство Христа не от мира сего есть, и устроить это Царство земными средствами не получится. Нельзя надзирать за чем-то, не имея власти это что-то содержать в должном порядке и сохранять от расхищения, чего бы это ни касалось: имущества, порядка или обычаев. А власть НАД чем-то или кем-то – это всегда насилие, принуждение. И – конец Любви, на месте которой воцаряется Порядок, поддерживаемый с помощью насилия по отношению «к отдельным нарушителям».

А теперь скажите: Христос в евангельской истории хоть кого-то из окружавших Его ПРИНУЖДАЛ соблюдать какие-нибудь Свои правила? Да, правильно, он взял бич и изгнал бичом из Храма продающих и меняющих – но Его ЗА ЭТО и убили. И это было не установление порядка: все они сразу опять туда вернулись и принялись опять за свое, как только «этот сумасшедший» удалился – это было символическое действо, призванное напомнить людям о Боге, очередное действие Его Проповеди, Благой Вести: «покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное». А уж Он-то имел полную возможность установить Свои порядки раз и навсегда: народ, желающий ПОРЯДКА, вел Его на Царство, а привел – на Голгофу.

Таким образом, мы установили следующее: внедрение любого принудительного «порядка» в христианской общине было делом антихристианским, потому что опровергало самим делом то взаимное доверие между братьями, о котором была речь выше у апостола Иоанна: кто исповедует… тот и брат нам.

Церковь, которую мы потеряли

Можно ли было обойтись без этого? Думаю, можно, и очень просто. Собственно, эта возможность начала было осуществляться в первоначальной церкви, и упомянута в деяниях: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца»(Деян 2:46). То есть, собирались в храме вместе для общения и поучения, которое не требует ни общего имущества, ни казны, ни специального порядка – а потом расходились по домам и там, у себя ДОМА, причащались. И если бы кто, придя в гости, напился и повел себя разнузданно, то хозяин дома прекрасно бы сам навел у себя порядок без всяких штатных вышибал. Таким образом, собраться всем вместе послушать Учение Христа от апостолов – это одно, а Трапеза Господня – у себя дома, и это другое. И тогда что есть Церковь? Это свободное объединение и общение верующих в Него и живущих согласно Его Учению – никто никому не начальник, не учитель, и не воспитатель – но все братья во Христе и Духе, Который Сам просветит всех «светом разума», и всему научит. А апостолам, когда они было вернулись к своим занятиям после Его смерти и Воскресения и пошли опять на рыбную ловлю, Он сказал: «идите и миру проповедуйте» — О! А не занимайтесь устройством первохристианского коммунизма, чтобы накормить всех голодных и обеспечить неимущих (этим займется чуть позже Армия Спасения). И не начинайте контролировать тех, к кому вы посланы на проповедь, устанавливая для них свои порядки, как их начальники и воспитатели.

А теперь зададимся вопросом: а единство веры достижимо в таком свободном сообществе? Не будет ли утрачено или безнадежно искажено Учение Христа, Его Благая Весть, превратившись за годы пересказов и пересудов в легендарные басни и побасенки навроде русских народных сказок про богатыря Илью Муромца (есть такой святой преподобный подвижник и аскет в житиях святых), вскочившего на резвы ноженьки после 33 лет сидения на печи и забросившего на небо палицу в триста пудов?

Вот, допустим, сегодня у нас есть Евангелия, в которых описана жизнь Христа и Его Учение свидетелями Его жизни, смерти и Воскресения. Может кто-нибудь вкратце сформулировать для себя, в чем это учение состоит? Ведь никакой человек, даже выучив НЗ наизусть, не сможет его использовать как жизненную инструкцию, содержа его весь целиком как программу действий в «оперативной памяти». То есть, как же верующему человеку уяснить самую суть Учения Христа, достаточную, чтобы ему жить по-христиански? Пожалуй на этот вопрос Христос Сам дал ответ: «один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить»(Лк.10,25-28). И чего же нам здесь еще не достает, чтоб нам быть христианами? А – одного лишь, определенного выше Иоанном: что Иисус есть Сын Божий. То есть, даже если бы евангелия не сохранились, то для Жизни во Христе нужно знать не так уж и много, и достаточно стараться исполнять это немногое, для того чтобы быть христианином и наследовать Жизнь Вечную со Христом.

Итак, для ЕДИНСТВА христианского учения и жизни по Нему во имя Спасения души нам достаточно того немногого, что легко запомнить всем и каждому и невозможно исказить и перепутать. Для христианина главная цель жизни: быть с Богом, спастись и наследовать Царствие Небесное. Для помощи им на этом Пути Христос основал Церковь Свою, в которой учредил Крещение в Полноту Духа Святого, и Причастие в Себя, да пребудет Он в нас, а мы – в Нем. А еще оставил нам Свое Учение, как нам жить по-христиански – Его мы уже привели здесь в необходимом и достаточном виде. Всего этого с избытком достаточно человеку, чтобы достигнуть означенной цели – Милостью Божией спастись.

Единство в свободе разномыслия

Тогда вопрос – а зачем же все остальное, все эти горы написанных книг, включая сюда и книги Деяний и апостольских посланий Нового Завета, почитающиеся христианами Святыней, Словом Божиим и вообще сошедшей непосредственно с Небес Божественной Истиной? Ответ достаточно банален – чтобы было веселей и интересней жить. Нам вообще всем Христос обещал, что Дух Святый, сойдя, научит нас всему – и что? Все древние христиане были крещены одним Крещением, все были просвещены Одним Духом — и что? Все великие еретики имели это «помазание Духа Святого которое пребывает на нас с того момента как мы принимаем Христа, само научит нас всему, и уже не надо будет, чтобы кто нас учил» — и что? Дух-то Один — но мы все разные. Апостолы не могли сойтись, двое их было или трое в тех или иных случаях, и так и записали в евангелиях каждый по-своему. Даже если бы Дух устраивал диктанты, и то, уверен, были бы разночтения в понимании продиктованного. Зато, если отбросить задвинутость на собственной ограниченности, как бы можно было интересно жить: всем обогатить друг друга необычностью своих мыслей и взглядов, обмениваясь ими без злобной заядлой уверенности в своей единственной правоте. И религиозных войн, глядишь, удалось бы избежать – за что воюем?

Так в чем тогда суть деятельности епископов, как надзирателей веры и благочестия? Для соблюдения порядка они не нужны в свободном сообществе «братства христиан», так как сам этот порядок имеет антихристианскую сущность разрушения братства во Христе и утверждения власти одних людей над другими во имя этого порядка и его соблюдения всеми по принуждению, а не по любви. Для соблюдения «чистоты веры» они тоже не нужны, поскольку учение Христа просто и доступно для уразумения и исполнения любым человеком, даже слабоумным – и может быть без искажений передано от одного к другому, что называется, «из уст в уста». А вот требование соблюдения «основного стержня», означенное Павлом («Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема(Гал.1,8)), и угроза расправы за инакомыслие — это прямой путь к тому, чтобы всех, кто не разделяет «линию партии», поставить к стенке — что и случилось почти сразу же, начиная с несчастных Анании и Сапфиры. И вообще, это он завел в Новозаветной Церкви все эти анафемы, проклятия, «маран афа» и прочие ветхозаветные РАЗДЕЛЕНИЯ христиан на «верных» и «еретиков», посеял недоверие, страх и ненависть между первыми христианами, которыми взялся руководить вполне самовольно — и кто у нас получается первый раскольник? Евангелия появились позднее самих апостолов — во всяком случае, их уже начали убивать «за веру» те, кто тоже думали про себя, что этим они служат Богу. И пусть и в поврежденном виде, но именно в евангелии мы имеем Учение Христа – так, может, и хватит? Пусть каждый прочтет и решит сам, в Кого он верит и как — и не надо всех строить под одну гребенку, под «основной стержень «единственно верного учения»? Ведь у любого «соблазненнного еретиками» есть возможность самому сравнить «учения человеческие» с евангельским учением Христа: «един Господь, едина вера, едино Крещение» — а Просвещение Духом у каждого свое. И если бы не казнить, а миловать, то первоначальное единство церкви сохранилось бы, а богословие обогатилось бы разнообразием частных Богопознаний, которые вовсе не обязательно разделять всем со всеми, но можно просто наслаждаться этой красотой человечесткого Духа, как в музее разными картинами. А про Бога мы все равно ничего не знаем, Он НЕПОЗНАВАЕМ — так о чем спорим?

Так что же случилось с Единством Церкви, которое вымолил Христос у Отца перед своей крестной смертью – неужто не сбылось? Да никуда Оно не делось, где было, там и есть: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них(Мф18,20)». И где бы ни были собраны эти «двое или трое» во имя Христа: в патриархийном ли храме на архиерейской службе, или в деревенской захудалой церковке в деревне о три дома, или вокруг кухонного стола домашней евхаристии, или у пенька в лесу на лесоповале в кругу наших новомучеников – Он посреди них, как обещал. И все и всегда, на все времена собранные вокруг Него, живые и мертвые, через Него едины друг с другом в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Которую не одолеют адовы врата ныне и присно и во веки веков, аминь.

Разделившееся царство

А что же тогда есть бесконечные «скандалы и безобразия» церковных разделений, раздоров и расколов, раздравших принудительное церковное «единство», затеянное Павлом как в административном, так и в «идеологическом» плане? Вся эта борьба «за чистоту веры» с ересями и еретиками до пролития ИХ крови, блюдение единства вероучения, вылившееся в многочисленные виды инквизиции – с одной стороны. А с другой – борьба с раскольниками и сектантами, самовольно отделившимися от «единства»: с помощью войск и полиции, с вырыванием ноздрей, пытками и клеймением, с высылкой в Сибирь и гноением в тюремных застенках, в монастырских ямах и подвалах, в кандалах и цепях, с сожжением в скитах и привязыванием непокорных к пушкам… И что? Да ничего, результат для Бога — ноль, дырка от бублика; для человечества — неисчислимые беды, страдания и море крови, пролитой за «едину церковь». Воистину сбылись (как и всегда) слова Христа: ««Убивающие вас будут думать, что тем служат Богу» (Ин.16:2). По части чистоты веры – все осужденные ереси и по сей день пребывают в добром здравии во вполне себе живых церковных объединениях, «церквах»: монофизиты, ариане, гностики и иже с ними, им же несть числа – и дела им нет до анафем «православной полноты», которую и они сами давно предали взаимным анафемам и проклятиям. Что же до «административного единства» то ВСЕ они, наряду с православными, как один, утверждают, что ТОЛЬКО они правильной веры и ОДНИ у Бога, а остальные – «царство сатаны, разделившееся само в себе». Да и в самой пресловутой «православной полноте» разброд и шатания: «предстоятели церквей» продолжают жестокую свару друг с другом за «канонические территории» с живущими на них крепостными. При этом постыдную дележку они почему-то расколами не считают в отношении СЕБЯ, но зато оппонентов непременно пишут в раскольники. Епископы лебезят перед земной властью и угождают ей, а не Христу и Богу. А глуховатые церковные старушки по глухим деревням на вопрос о Троице по прежнему, как и сто и двести лет назад, отвечают, что это «Спас, Богородица да Святой Никола». Вот все это я и называю «нулем для Бога».

«Если протестировать нынешних православных на знание нашего вероучения, хотя бы просто предлагая им на выбор два варианта ответов: один правильный, другой — нет, то, я уверен, практически все окажутся еретиками, многие — с очень серьезными заносами вроде арианства. Особенно отличаться будут те, которые ревностнее других борются за чистоту православия, за старый стиль, за недопустимость экуменизма и общения с римским Папой и т.д. (знаю об этом по собственному опыту общения с такими борцами). Духовенство в своем большинстве, увы, также не будет в отличниках. Наверное, причина такого безразличия к собственной вере в том, что одним она нужна только для того, чтобы считаться частью «церковного социума», принадлежать к которому теперь считается хорошим тоном, а для других она не более, чем средство к обеспеченной жизни. В обоих случаях она — инструмент, а не то, чем дышит душа и что руководит всеми словами и поступками. Есть и еще одна группа людей, очень немногочисленная: это «молитвенники-простецы», которые сознательно не хотят глубоко узнать свою веру, считая это вредным и отвлекающим их от молитвы. Но, как показывает опыт, у таких «простецов» зачастую вырабатываются самые дикие представления о том Боге, Которому они молятся: кармические законы воздаяния, греховность того, что нигде Им не запрещено и т.д. В общем, нечего нам гордиться своим православием, которого почти никто у нас не знает» — написал один знакомый преподаватель семинарии, по фамилии Щолох, и я с ним полностью согласен, так все и есть на просторах православия. Такое вот «единство» до ада преисподнейшего: «волки от испуга скушали друг друга».

А что нам Христос говорит про разделения? В Евангелии читаем (Мк3): Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Но при этом: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18)», то есть по обетованию Христа Его Церковь устоит и не разделится.

Так что же разделилось?

А – епископы, не поделившие власть и деньги. Они, надзиратели над безмозглым и бессловесным стадом, чтобы оправдать свою НЕНУЖНОСТЬ и бесполезность, затеяли все эти разделения — как идеологические, так и административные. И кто они после этого есть? Правильно, «царство» вполне земное, которое, рассорившись и раздрав Ризы Христа на бесчисленные грязные лохмотья, не устояло в Истине, и Церковью Христа давно не является. Ибо Царство Христа не от мира сего есть, и ни в какие земные мирские «религиозные» организации просто не вмещается, что бы там они сами о себе ни думали и ни говорили.

А для того, чтобы уставшим от их бездарного и бессовестного «руководства» мирянам не пришло в голову от них избавиться, как от ненужного древнего хлама, они за века и тысячелетия придумали целые горы хитрых «богословских» уверток и самооправданий, и договорились постепенно до САКРАЛИЗАЦИИ самих себя, любимых: теперь они уже не простые «вышибалы» «недостойных» с церковной трапезы, но мнят себя НАМЕСТНИКАМИ Бога на «своей» земле, и ПОСРЕДНИКАМИ между Ним и бараньим «стадом» своих «канонических» крепостных. «Благодать Божия, даруемая епископам Святым Духом, ЧЕРЕЗ них усвояется клиром и мирянами» — эта новация догматического учения ПЦ-21 (Православная Церковь 21 века) далеко превзошла своей циничностью все за века осужденные православием «ереси» — оказывается, теперь Дух Святый различает епископов, видимо, по их диковинным шапкам с крестиками на кумполе, и сходит на них одних, а христиане «третьего сорта» могут только разово попользоваться «благодатью», купленной ими у этих «духоносцев» за «добровольные пожертвования» по установленной ими немалой цене.

Церковь Христа-мирянина

То, что все это большая неправда, легко устанавливается при ВНИМАТЕЛЬНОМ прочтении Нового Завета. Павел, например, «рукополагавший» епископов по всей «вселенной», сам был – простой мирянин, такой же, как сегодняшние церковные прихожане. Он был крещен в Дамаске, и едва крестившись, сразу вышел на проповедь, сперва в самом городе, из которого вынужден был спустя неделю бежать, а затем «в странах языческих». Сам себя он называл апостолом, но, строго говоря, таковым не являлся: он не был учеником Христа, Которого при Его жизни даже не видел; он не был «рукоположен» Христом на проповедь, как 12 апостолов, на что любят ссылаться приверженцы особого «апостольского преемства»; он за три года проповеди в языческих странах и устроения там поместных церквей с «поставлением» епископов сам никого из первых апостолов не видел, и только спустя 3 года пришел в Иерусалим «соглядати Петра», и апостолы его не выбирали и не рукополагали «в апостола» — то есть, он имел только такое же, как у всех мирян, «помазание Святого Духа», даваемое христианину в крещении. Впрочем, другого и быть не может ни с апостолами, ни с епископами, ни со священниками, что бы они о себе не мнили – все они лишь братья во Христе, то есть все – МИРЯНЕ. Дух Святый, сошедший по обещанию Христа на Церковь в День Пятидесятницы, пребывает на каждом из Ее членов В ПОЛНОТЕ – и нельзя быть исполненным Духа меньше или больше, как нельзя быть «немножечко беременной». А теперь представьте-ка себе: вы приходите в свой приходской храм, заходите в алтарь и заявляете священнику, который там служит, что вы его сейчас рукоположите в епископа вашего прихода, преподав ему «благодать-возблагодать», потому что ВЫ считаете его достойным. Как думаете, чем дело кончится? Правильно – дуркой, смирительной рубашкой и комнатой с ватными стенами. А вот Павел ВСЕХ убедил, что он может и ПРАВО ИМЕЕТ – удивительных способностей был человек. Так что ни о какой «особой благодати священства», «институциональной харизме» «сакральности священного сана» и «апостольском преемстве таинства хиротонии» и речи идти не может, все это «сакральное» жульничество не выдерживает и самой поверхностной вышеприведенной критики. Тем более, что Христос и Сам был Мирянином – родился не в священническом и не в левитском роде.

Разгром церковности или освобождение «связанных сатаной»?

Что ж, пожалуй, пора подводить итоги.

Итак, ВСЕ, кто верует в Иисуса Христа, Сына Божия, и крещен водой и Духом через посредство ранее крещеного христианина, является нашим братом во Христе и членом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Это – непреложно, и не может зависеть ни от каких, пусть даже самых авторитетных мнений по этому поводу кого бы то ни было из грешных человеков, в том числе и святых (святыми они стали ПОСЛЕ смерти по Милости Божией, а при жизни, как и все, ошибались, грешили и несли всякие глупости). И тот, кто это признает, должен ДЛЯ СЕБЯ провести ревизию своих религиозных воззрений, с тем, чтобы «отрясти прах» ветхозаветных суеверий и «вынести из своей сокровищницы…злое» на помойку – и посмотреть, что же окажется «в сухом остатке» от его религиозности. А давайте-ка проделаем это вместе. Итак:

  1. Как говорил в свое время Вселенский Патриарх Афинагор (Спиру): «Не вижу ересей нигде! Вижу лишь частные «истины» — частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую Тайну Божию». Эти «частные истины» есть всего лишь «мнения» смертных грешников, кем бы они себя ни числили, о Небесной Истине, невместимой для человеческого разума – и все до одной они есть «ереси» в смысле «выбранном» и «частном» (ерео – выбирать): «Мысли Мои отстоят от мыслей ваших, как Небо от земли». Бог непознаваем – так о чем спорим, земляне, о правоте КОГО? И уж точно за эту свою «правоту» ни биться, ни убивать никого не стоит – такое «убийство еретиков» есть служение дьяволу, но отнюдь не Богу.
  2. На этом основании ПРИЯТИЯ разномыслия богословие, как идеологическая основа подозрительности, взаимной ненависти, вражды и разделения на «своих» и «чужих» по вере УПРАЗДНЯЕТСЯ: «Всякий исповедающий Иисуса Христа Сыном Божиим от Бога есть», и наш брат по вере – вот и все необходимое и достаточное нам, христианам, БОГОСЛОВИЕ. А МНЕНИЯ пусть будут у каждого свои – одними полюбуемся, другим удивимся, глядя на третьи, повеселимся – без ненависти и взаимной вражды, но с любовью и братской приязнью.
  3. Поскольку люди все здесь взрослые (а у невзрослых есть родители, чтобы их воспитывать) всякие штатные «воспитатели», «пастыри», «духовники», «учителя» и «отцы» увольняются из Церкви Христа без выходного пособия, как самозванцы, по причине утраты доверия: «Не называйтеСЬ учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтеСЬ наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф.23,8–12)
  4. Священные саны в Церкви Христа упраздняются как фальшивое самозванство, прямо противоречащее заповеди Самого Христа, который и сам родился МИРЯНИНОМ (не левитом и не священником): «все вы – братья»; «едино стадо и един Пастырь(Ин10,16)» – а архиереи Христа распяли
  5. Епископы как незваные надзиратели упраздняются в Церкви Христа за ненадобностью: чистота веры блюдется каждым для себя самостоятельно в соответствии с евангельским учением Христа, так же как и чистота своего личного благочестия.
  6. Для совершения евхаристии ни попы ни архиереи ни священные саны не нужны, а нужна лишь собранность (соборность) во Имя Христа верующих в Него и совместная молитва, как Общее Дело (литургия) – так поступали древние христиане, пока явившиеся самозванцы не объявили СЕБЯ единственными совершителями таинств по Благодати, воспретив оное «мирянам», чтобы утвердить их зависимость от себя и свою власть НАД ними. Жрецы, которыми они сами себя назначили, в Церкви Христа не нужны: Он САМ и Жертва и Жрец, Единственный Священник в Своей Церкви, Который служит НАМ, а НЕ мы Ему.
  7. Евхаристия может совершаться всеми нами на ЛЮБОМ месте Божием: в храме, в доме, в лесу на пеньке… Где соберемся во Имя Его, там и Он посреди нас! Поэтому общее церковное имущество тоже упраздняется за ненадобностью вместе с управителями и распорядителями – пусть им владеют как своей собственностью миряне, которые станут ходить друг ко другу в гости, чтобы вместе причащаться. И пропадет и сгинет в тартарары весь этот церковно-денежный соблазн, иудин ящик – и пусть низринется он в ад, там ему самое место поближе к его бывшему владельцу, продавшему своего Учителя за 30 сребренников – за 2000 лет для церковных иуд цена не изменилась

за  Единство Христовой Церкви     1

Так что же остается нам, христианам, после такого разгрома, от всей этой «Единой Святой Соборной и Апостолькой Церкви»? Как говорил один преподобный, поучая другого: «Встань с утра, пойди на рынок, купи провизию, приготовь себе обед – и помни о Боге, ходи пред Ним, поверяй Ему дела свои, молись и радуйся – и будет тебе Благо». «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Христа» – это мы все, верующие в Него и Им вокруг Себя собранные, живые и мертвые, и Он посреди нас ВСЕГДА – и Есть и Будет!

Олег Чекрыгин

Вам также может понравиться

4 Comments

  1. 1

    Спасибо Вам большое за статью и за те мысли, которые как глоток свежего воздуха в духоте «церковности». Христос посреде нас.

  2. 3
    • 4

      ув. Неля! Это технические проблемы — бывает. Скопируйте просто ссылку и вставьте куда хотите

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку