Актуальные темы

ДВА ГОДА БЕЗ МП

ДВА ГОДА БЕЗ МП ДВА ГОДА БЕЗ МП episkapat

Священник ИПЦ Евгений Леонов: «За этот год я понял, что проповедь истинного православия среди членов МП — дело беcперспективное»

Сейчас то, что происходит в РПЦ МП, для меня понятно всё меньше. Два года уже большой срок и воспоминания становятся всё более туманными.

Конечно, одно там является неизменным. Верхушка живёт своей жизнью. Кормящиеся за счёт неё активисты своей. И уж совсем далеки от этого простые священники и прихожане.

Но есть, думаю, и некая тенденция, не всеми осознанная, но ставшая более явственной на протяжении последних четырёх лет (с 2012 г.), когда начался кризис организационной структуры МП. Актуальная для всех слоев официальной церкви. Церковь (для большинства членов МП организация, называющаяся РПЦ МП, и Церковь — это неразличимые вещи) оказалась намного более светской, мiрской, чем ожидали её члены. И это было воспринято с величайшим облегчением.

До этого при Алексии II, реальное обмiрщение РПЦ скрывалось. Это заставляло и многих участников приходской жизни играть в эту игру. Находясь в храме, или хотя бы на прихрамовой территории, вести себя не так, как в обычной жизни. В той или иной степени это было лицемерием. Но, с одной стороны, позволяло новичкам чувствовать, что церковь и мiр — разные вещи. Что не препятствовало рождению в душах людей подлинной веры. С другой, создавало определенный дискомфорт для самих лицемеров. Я показываю людям лишь свою личину, но Господь от меня требует настоящего следования Его заповедям.

Теперь эти условности отошли в прошлое. Отношения строятся уже откровенно по-мiрски. Лишь немногие сделают из этого вывод, что сама церковь — вовсе не Церковь. Большинство сделало (или еще сделает) вывод противоположный. Если в церкви все так себя ведут, то, значит, Господь Бог (извините за явный идиотизм, но он требуется для описания реальной ситуации) перестал требовать чего-то большего. Иными словами для большинства людей, участвующих в жизни РПЦ, «божественно» то, что исходит от имеющейся в наличии церковной структуры.

В итоге, если раньше МП годилась для знакомства человека с православием и невольно ставила его перед выбором в пользу настоящего православия, то теперь она стремительно становится негодной даже для этого. Это воспринимается «на ура» большинством стронников РПЦ на любом уровне, так как теперь «православие» стало комфортным и ненавязчивым.

Если перейти к теме внешнего положения дел, то налицо недовольство государства высшим руководством РПЦ. Патриарх Кирилл и другие епископы всегда ставили себе в заслугу взаимопонимание с руководством страны. Теперь оно нарушено. Понятное дело, что, если ищешь место для религиозной организации в структуре госаппарата современного светского государства, тебе предлагают скромное место в идеологическом отделе. Если пытаешься добиться чего-то большего, тобой недовольны. Именно это пытается осуществить руководство МП. С предсказуемым результатом. Поэтому следует ожидать замены высшего руководства патриархии в ближайшие годы.

В качестве кандидата многие называют наместника Сретенского монастыря Тихона (Шевкунова). Если он возглавит РПЦ, думаю, последует её идеологический поворот от сегодняшнего «либерализма» и «экуменичности», ассоциирующихся с патриархом Кириллом, вновь к охранительству в стиле МП (внимание к обрядовому благочестию) с определенной ностальгией по советским временам, как это было в первое десятилетие правления Алексия II. Естественно, это будет лишь внешняя оболочка. Богословская, догматическая позиция МП не изменится. Она продолжит исповедовать ересь экуменизма и оправдывать сергианство. Главная цель патриархии — оставаться госцерковью РФ.

И до всех этих процессов нет никакого дела рядовым клирикам и мирянам Московской патриархии. За этот год я довольно регулярно разговаривал с пятью мiрянами и одним священником МП. Среди прихожан наблюдается определенный рост тревожности и какого-то безотчетного страха. Но я думаю, что это не поиск истины, и не страх пассажиров «Титаника». Старый вожак (старая система) будет вскоре обновлена, и люди сейчас пытаются уловить, за кем им предпишут идти дальше. Психологически готовятся.

За этот год я понял, что проповедь Истинного Православия среди членов МП — дело бесперспективное. Самое яркое воспоминание было связано, как раз, со священником. Я 15 минут произносил тираду, почему я не в общении с РПЦ, а он в ответ сказал, что сейчас время такое, что не до отвлеченных богословских вопросов. Его в тот момент заботила судьба его брата, которого призвали в украинскую армию и отправили на фронт. Конечно, все эти переживания важны. Но получается, что гораздо важнее вечного спасения.

Напротив, довольно большой интерес истинное православие вызывает у людей изначально далёких от церкви. Прошедший год для меня стал годом вступления в диалог с людьми верящими в Бога, но пока не выбравшими конфессию. До каких-то результатов еще очень далеко. Но сам процесс общения очень увлекателен.

БЛОГ СВЯЩЕННИКА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНОВА, 31 декабря 2015 г

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку