Актуальные темы

Догматика и делание в Христианстве

Догматика и делание в Христианстве Догматика и делание в Христианстве o

С определенного момента мы как-то привыкли, что быть «православным христианином», значит, исповедовать определенный набор взглядов, именуемых догматами

Вероопределения, изложенные соборами и содержащиеся в Катехизисе – это границы православия. При этом мы «делание христианское» ставим вне условий ортодоксии. «Делание» у нас лежит с боку, как некий довесок, но никак не как условие нашего пребывания «во Христе».
Я ни в коем случае не против догматической точности. Наоборот – предаю ей большое значение. Но Христианство все-таки состоит не в наборе определенной суммы знаний о Христе, а в «жизни во Христе». Парадоксально, но современные люди не понимают, что можно быть «православным», и вовсе не быть христианином. Как это? – Да элементарно! Вот предстанет на Последний Суд кабинетный писака, который «разбирался» в Боге лучше, чем Он Сам в Себе, а Христос его спросит: «как ты жил»? И кабинетный ортодокс начнет Ему рассказывать, что правильно судил о двух Его природах; имел верные понятия о единстве Лица Воплощенного Бога Слова; не впадал в ересь по вопросу первородного греха и очень четко различал в Боге сущность и энергии. «Хорошо, хорошо», скажет Судья, «обо Мне Ты имел представления верные, но жил ли ты Мною? Разве я заповедовал Своим рабам ковыряться в Моих природах? Разве Я учил тратить время на споры вокруг сущности и энергии или о том, что чему последует – ипостась ли сущности, или сущность ипостаси? Вы ковырялись в вопросах обо Мне, но Мне Самому места в вашей жизни не было».
Христианство вышло из среды иудейской религии, а там вопросам догматики отдавались самые малые границы. На первое место было поставлено делание. «Исповедание Бога Истинного» заключалось не в том, что ты «разобрался», сколько у Него «нетварных сил», а в том, чтобы пред лицом мира сего, лежащего во зле, жить иначе, чем живут люди мира сего. Жизнь была исповеданием Правды Бога. Вот почему в раннем христианстве уделялось большое значение – как и в иудействе – четким нравственным правилам. Человек мог потерять право именоваться христианином, совершив внешне «незначительный проступок»: для спасения своей шкуры бросив пару зерен на алтарь перед идолами или «формально» отрекшись от Христа, дабы избежать пыток. Но и это не все. Человек мог совершить прелюбодеяние и быть отлученным от Церкви на всю жизнь. Вот почему я и говорю, что можно уже перестать быть «христианином» (по факту совершения греха), но считать себя при этом «православным». И пока мы не вернем Христианству его экзистенциального, деятельного измерения, все наши «риторские плетения» в защиту веры и в качестве попыток «посеять слово веры» не дадут успеха. Мы должны вернуть Христианству измерение «образа жизни во Христе не от мира сего».Да, мы многих потерям (даже может потеряем самих себя – право быть «полноценными» членами Церкви и будем высланы на покаяние в притвор лет на много). Но только таким путем Церковь вновь станет Церковью, т.е. «образом жизни во Христе». А пока что мы напоминаем нечто вроде кафедры в Университете…

о. Феогност Пушков

Источник: ФБ

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку