Breaking news, Актуальные темы, Главный редактор

Что в Имени тебе Моем?

Что в Имени тебе Моем? Что в Имени тебе Моем? 24

Дополнение к статье «Молитва для чайников» в отношении Имен Божиих, с которыми к Богу обращаемся – и не только. Все желающие приглашаются для обсуждения материала в фб-группу «Квартирное православие» по адресу https://web.facebook.com/groups/pravtoday/?fref=ts вход свободный, комментирование открыто для всех

Я тут на досуге в ходе своих препирательств с иудеями и иудохристианами (есть теперь и такие – не путать с христианами из евреев) о том, в какого Бога кто верит, задавал своим читателям вопросы о молитве: каково происхождение молитвы?; и какова направленность молитвы? Заодно задал всем вопрос, на который внятного ответа не получил: как так случилось, коль скоро мы с иудеями молимся одному и тому же Богу – еврейскому Яхве – то когда же и почему это Имя Бога, открытое иудеям Самим Богом через Моисея, СОВЕРШЕННО исчезло из христианских молитв и Богослужения? Как такое могло произойти с Именем Самого НАШЕГО общего с иудеями Бога, что оно было забыто христианами? Думаю, что будь это действительно наш ОБЩИЙ Бог – то НИКАК – Имя Бога не может само по себе случайно забыться и оказаться в пренебрежении верующего в этого Бога человека. То есть, что-то здесь не так, и это «что-то» явно не случайность.

И вот – решил разъяснить для себя этот вопрос – а для этого вернуться к теме молитвы для разъяснения подходов к ней с самого начала, едва лишь человек переступил порог той двери своей души, за которой скрыто Царствие Небесное, или вернее не переступил, но только подошел к этой пока что запертой для него двери, которую у него появилась потребность отворить, чтобы войти. «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», «се, стою пред дверью и стучу».

Начать надо с того, что ВЕРА, как сила души, как потребность, прорастает в человеке, как и другие его способности: ходить, говорить, учиться, размножаться, действовать и пр. — в свое, положенное ей, время. При хорошем развитии это происходит, думаю лет в 25-30, но не раньше 20 это точно. То-есть, я хочу сказать, что та вера, с которой малые детки подходят к Чаше, лепеча свое имя, умиляя всех вокруг и в первую очередь своих родителей, верой не является, но является, как и все в этом возрасте, всего лишь имитацией, подражанием взрослым людям, с которых дети берут пример, учась быть людьми. И даже воспитанные в христианских семьях с младенчества церковными, дети, вырастая, непременно оказываются перед той самой дверью, о которой я сказал в начале и переживают кризис СОБСТВЕННОЙ веры, из которого они выйдут людьми совершенно необязательно верующими – но, возможно, и утратившими веру, отказавшимися от нее. И это уж как Бог даст – воспитанная церковность никаких гарантий на эту тему не дает, но дает лишь возможность найти ту дверь и оказаться перед ней быстрей и легче, и менее драматично, чем это бывает с людьми, отроду не слыхивавшими о каком-то там Боге.

Итак, допустим, в душе человека проснулась сила и способность ВЕРОВАТЬ, влекущая его к поискам Бога – и поискав, человек, рано или поздно, или находит Его, или отказывается от дальнейших поисков, найдя для себя подходящий суррогат веры, который способен замкнуть на себя «свободную валентность» потребности веровать хоть во что-нибудь – например, в коммунизм, или светлое будущее – до поры до времени и такая «вера» сгодится.

Долго ли, коротко ли, но наконец человек нашел Бога, и ОБРАТИЛСЯ к Нему – без этого получение Дара веры невозможно, Бог соблюдает свободу воли человека и не откроется ему без его желания и просьбы. И это – первая молитва, мольба: сезам, откройся. Может, вы и не припомните как, но это произошло с вами обязательно, коль вы живете живой верой в Бога. Со мной когда-то это происходило через долгие и мучительные поиски «поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что». И наконец я прочитал некую книжку о медитации и решил попробовать остаться наедине с собой хотя бы на пять минут, как было описано в той книжице: сами вы пусты, и чтобы убедиться в этом, попытайтесь побыть без мыслей и хлопот хоть пять минут – и посмотрите, что получится, когда предоставите эту свою пустоту Тому, Кто может ее наполнить Собой. Получилось в результате первое знакомство со Христом, Которого по Имени я узнал и опознал позже – но об этом речь впереди.

То-есть, наша способность к общению с Богом, обращение к Нему является такой же встроенной в нас силой души, как всякое иное развитие: есть способность, приходит срок ее реализации, открывается возможность – и начинается развитие, будто лист набух почкой с приходом весны.

Как только происходит акт вашей воли по взысканию Бога, Он немедленно делает вам шаг навстречу, как Отец, бросаясь на грудь вернувшегося к Нему блудного сына – и возникает тот первый контакт между вами, который впоследствии будет вами определен, как Богообщение – ваша молитва услышана, принята и отвечена так, что вы этот ответ получили, может, пока и не очень поняв это. То есть, способность к Богообщению проснулась и начала свое развитие, пока что вполне стихийное и автономное от его осознания вами, не ощущающими этого ее роста в вас. Однако, то, что стало расти, уже не остановить в росте, и сила его, как растущей травы, рано или поздно взломает асфальт привычного циничного недоверия, взбугрив и выломав его из души уродливыми тяжкими кусками.

Итак, вера и молитва есть неориентированная, слепая способность к общению с миром иным, с Богом и духами как Божьими, так и небожьими – и как в этом разобраться, кто есть кто, и к кому мы обращаемся? Интересно, что именно способность к молитве, как сила души, проявляется в человеке такой стороной, как вообще словесность: Бог сотворил нас по образу и подобию Своему, а Он творит Словом, и словесность – это способность, присущая из всех земных тварей лишь Венцу Творения, человеку. Когда Бог сотворил человека, Он вложил в него душу живую и словесную, часть Себя – и Его Слово стало плотью, способной к Богообщению по самой своей природе – человек начал общаться со Своим Творцом посредством вложенного в него Слова. А Бог привел к нему всю тварь, чтобы человек САМ дал всему названия, то есть уже в свою очередь сотворил своим словом личностную индивидуальность всей твари – я так думаю. То есть, наша способность общаться даже друг с другом выглядит так: сперва рождается помысл, облекается мысленно в слова и потом уже высказывается через сотрясение воздуха – последнее необязательно и есть артефакт телесности: мысль составляет суть обращения и потому мысленное обращение принадлежит миру духов и сразу же становится доступно и видно-слышно всем, кто этому миру принадлежит и в нем находится: ангелам, демонам и духам злобы поднебесной. А также, естественно, в первую очередь, Богу, Отцу нашему Небесному, с Которым мы связаны духовной пуповиной принадлежности Ему наших с вами душ.

Это значит, что даже когда я разговариваю сам с собой, это я только думаю, что меня никто не слышит – но на самом деле слышат меня все во всем подлунном мире, кто свободен от плена материи, и тайная мысль моя ни от кого не утаится – если, конечно, ею вообще кто-то интересуется. Так что в этом лучшем из миров «все ходы записаны.

Таким образом, можно сказать, что молитва как таковая, то есть общение с миром духов, есть состояние для нас естественное и гораздо более свойственное человеку, чем говорильня с сотрясением воздуха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы зачастую мысленно обращаемся к умершим или вообще к воображаемому собеседнику – это совершенно не значит взаимное общение с умершим, просто потому, что направляемая нами мысль или вообще не имеет адресата, или направляется по неверному адресу отсутствующего абонента.

Интересно то, что, например, всякие «внутренние монологи» обращенные к умершим и даже к живым являются — так получается — скорее, артефактом молитвенной силы души, ее неверным, «испорченным» применением. То-есть, применение способности молиться возможно и по отношению как к недостойным молитвы объектам, так и к объектам несуществующим, воображаемым — и отсюда весь спектр психологизмов, от «прелести», болезненных игр разума, голосов и галлюцинаций, до разговоров с самим собой, являющихся для многих привычной нормой.

В свете всего вышесказанного становится понятной природа «тревожной» молитвы: эй, там, наверху, кто-нибудь, если вы есть, спасите-помогите, погибаем! – и помощь порой приходит именно как ответ на этот сугубый алармизм. Что значит, как ответ? Да то и значит, что Бог не будет вмешиваться в происходящее в Его мире по установленным Им законам бытия иначе, чем в ответ на наши обращения-моления к Нему. И уж коль скоро поспешит вам на помощь, то только по той причине, что вы воззвали к Нему хоть как-то. При этом, возможно, вам будет поставлено некое условие во утверждение вашей проснувшейся вдруг под влиянием бедственных обстоятельств потребности в помощи Божией, и веры в нее. Интересный пример приводит Блюм в «Школе молитвы». Человек, упав на горной тропе, повис над пропастью буквально на травинке, воззвал к Богу о помощи и услышал: «Помогу, и если веришь Мне – ОТПУСКАЙ!».

А теперь об упомянутом выше – о НАПРАВЛЕНИИ молитвы: так что же определяет ее направленность? То есть, иначе говоря, кто является адресатом нашего мысленного послания и как нам правильно указать адрес, чтобы письмо дошло по назначению? Тут уместно вспомнить Ваньку Жукова из одноименного рассказа Чехова, написавшего деду жалостливое слезное письмо о своих бедах, но адрес указавшего неверный: на деревню дедушке Константин Макарычу – и что было почтальону делать с таким письмом?

Так какой же адрес указать, и как его означить В МОЛИТВЕ, чтобы она дошла до Бога и не затерялась по дороге? Кто научит нас правильно молиться?

Известно Кто – Господь наш Иисус Христос. (Лк.11, 1-2) «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда мóлитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…». Что идет в начале молитвы, которой научен теперь уже весь мир? Правильно, обращение к Богу. И в виде чего это обращение? Да как всегда – в виде ИМЕНИ Того, к Кому обращаемся – так же, как и в жизни. Можно добавить титулы, чины, степени и прочие знаки уважения – но имя ОБЯЗАТЕЛЬНО для того, чтобы не было ошибки, и адресат точно понимал, что обращение относится именно к нему, и ни к кому больше. А то ведь как бывает: эй, ты, ты, ну ты же, к тебе обращаюсь! – Я? А вы не ошиблись? Я вас вообще-то не знаю, незнаком с вами. «Господи, мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших Ты проповедовал! – Не знаю вас, отойдите от Меня».

Итак, ИМЯ Бога, чтобы обратиться к Нему: Отец наш Небесный. «(Ин.17:6) Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира». Христос открыл нам имя Отца Своего, чтобы мы могли обратиться к Нему в молитве: Отец наш Небесный! Это и есть адрес вашего послания: обратившись к Богу по Его Имени, вы адресовали вашу молитву Ему лично и никому больше во всем белом свете. А вот дальше следует первое, самое главное прошение: да святится Имя Твое! Что бы это значило? Непонятно, и потому как правило все проходят мимо, оставляя, как есть – святится, ну и пусть себе святится. Но Господь ведь учил молиться НАС – каждого – о том, что насущно именно и только для меня лично. То есть, я же не «Мисс Мира» чтобы публично взывать о мире во всем мире – тут о себе-то хотя бы впору помолиться. И что же здесь для МЕНЯ (и вас) насущного, чтобы Имя Бога святилось (не путать со «светилось»)? Попробуем разобраться.

«Что ты называешь Меня Благим? Никто не благ, как только Один Бог», — говорит Христос назвавшему Его «Учитель Благой». То же самое и «Святой» — никто не свят кроме Бога. И только Он Сам, Святой, может святить и освящать Собой, Духом Своим – Свое творение. В том числе и Имя Свое, которое Он дал нам лишь для того, чтобы мы могли по Имени к Нему обратиться. То есть, недостаточно просто назвать Бога по Имени – нужно чтобы Он это Имя признал, как наше право так звать Его, ОСВЯТИЛ Его для нас. (В скобках хочу напомнить что священное имя еврейского бога – тетраграмматон – было НЕНАЗЫВАЕМЫМ именно в силу его божественной святости). И потому в начале молитвы – всякий раз – обращаясь к Богу по Имени, мы должны получить от Него разрешение называть Его ТАК (или иначе – тем Именем Его, которое Он, возможно, соблаговолит лично мне открыть в Богообщении с ним, например, как в акафисте «Иисусе сладчайший»). И как же это освящение имени и благословение Бога происходит, как нам узнать, что оно случилось, прежде чем продолжать молитву? Очень просто: на вас снизойдет Свыше МИР ДУШИ – почувствуете и узнаете непременно, ибо его ни с чем не спутаешь в этом лучшем из миров. Для наглядности подскажу, что ощущение примерно такое, как по выходе из освежающего душа после душного утомительного тяжелого дня – душа чувствует себя омытой. И пока вы не сподобитесь удостоверения в СВЯЧЕНИИ Имени Бога – не дерзайте продолжать молитву, ждите – иначе будет ваша молитва напрасной и тщетной, как у ваньки жукова – не к Богу, а «на деревню дедушке». Каждый может разговаривать с королями – важно, чтобы они отвечали.

Ну что, дождались наконец? Вижу, что дождались – вон рожи-то какие счастливые, умиротворенные. Что ж, идем дальше. «Да приидет Царствие Твое» — куда ему приходить-то? И когда? А – здесь и сейчас, лично к вам в вашу бессмертную душу. Попробовали уже явление МИРА – так вот, да будет оно теперь с вами неразлучно, об этом молимся – Царствие Божие внутрь вас – и есть, и будет! «Да будет воля Твоя» — это то единственное, что нам по-настоящему нужно знать в каждый миг нашей жизни – какова Воля Творца о нас здесь и сейчас – чтобы нам не ошибиться и не нагрешить.

Вот собственно и все, что касается наших отношений с Богом, о которых нужно иметь попечение в молитве – остальное в молитве «Отче Наш» относится к миру сему и нашему в нем пребыванию – дальше сами разберетесь.

«Молясь, не будьте многословны как язычники, которые ДУМАЮТ что будут в своем многословии услышаны» — не надо надоедать Богу попусту, и капризничать без конца — «Ибо Отец ваш Небесный прежде прошения вашего знает все в чем вы имеете нужду. Взыщите же прежде Царствия Божия и Правды Его – и все остальное приложится вам».

Вот, собственно, и все, что вам надо знать о молитве на первом этапе.

Ну хорошо, допустим. Ну, а все-таки – вдруг как-то не так помолимся? И что – не упадет ли на нас огонь небесный, не прогневается ли на нас Бог? Отец наш Небесный не станет чинить расправы над своими детьми, не бойтесь – он ведь не кровожадный ветхозаветный бог евреев яхве. Максимум чем вы рискуете – лишиться плода своей молитвы по своему нерадению к ней. Но честно скажу, точно я этого не знаю – неисповедимы Пути Господни, и Милость Божия неизреченна. Так что и всякую молитву «не по форме» Бог примет, если она обращена к Нему из ищущего Его сердца с желанием обратиться к Нему, как к Отцу: Богово-Богу – я ТАК думаю.

Молитвы могут быть направлены и по другим адресам: Матери Божией, святым угодникам, ангелам Небесного Воинства – как и Врагу Бога и воинству его. А также идолам и языческим кумирам, которые по словам Давида: «боги язычников есть бесы». И тут уже каждый выбирает по себе, кому молиться – и результат не замедлит: что посеешь, то и пожнешь. И не жалуйтесь потом, что не Бог отозвался на вашу молитву, не к Нему обращенную – Он не станет вам навязываться против вашей воли, которую Он для вас сотворил Богоподобной, то есть СВОБОДНОЙ. Так что выбор – быть с Богом, или воспротивиться Ему вместе с духом противления – за вами.

Примером такого бедственного скорбного бесчувствия являются отношения с Богом как древних, так и современных нам иудеев, продолжающих упорствовать в своем поклонении своему родовому еврейскому богу «яхве». Эта история заслуживает отдельного разбирательства на этих страницах, как отрицательный пример того, как НЕ НАДО вести себя с Богом.

Прежде всего хочу отметить одну, казалось бы, бросающуюся в глаза странность, которой однако никто из современных толерантных христиан нарочито не замечает. Сейчас стало модно утверждать, что христианство – одна из авраамических религий, то есть Бог-то у нас и с иудеями, и с мусульманами Один и Тот же – Бог Авраама, Исаака и Иакова, Моисея и пророков – вот только религии малость разные. Однако, стоит обратить внимание на Имя Бога (о важности которого я уже говорил выше), с которым к Нему обращаются в своих молитвах христиане и иудеи. Древнее имя Бога «Яхве» было открыто Им Самим Моисею в Неопалимой Купине – и с тех пор это имя стало священным для евреев, использовалось в молитвах к Нему от Моисея до Христа, и Христос его неоднократно упоминает (вроде бы) в евангелии… Только вот незадача: Он открыл нам ДРУГОЕ Имя Бога – Своего Отца Небесного, и научил учеников молиться Богу с ЭТИМ именем. И на сегодняшний день всемирное христианство НЕ ЗНАЕТ обращения к Богу с именем ЯХВЕ – такого обращения к Богу в христианских молитвах и Богослужении НЕ СУЩЕСТВУЕТ. В то же время евреи как молились своему богу-яхве, так ему и молятся – как же так? Ведь мы же установили, что АДРЕСОМ молитвы является ИМЯ, подтверждаемое Богом СВЯЧЕНИЕМ Его – и христианство точно знает своего Отца Небесного, а никакого не яхве, к которому никогда в молитвах НЕ ОБРАЩАЕТСЯ – и это, по-вашему, один и тот же Бог?

Еще одним серьезным поводом для подозрений в самозванстве «бога-яхве» является сам способ открытия Имен Божиих. Имя Элохим – Бог – было известно Адаму и его потомству; другие имена – это скорее свойства Бога: Всемогущий, Крепкий, Вечный, Всевышний; и наконец Ягве-Яхве-Иегова-Адонаи – имя, ОТКРЫТОЕ Моисею Самим Богом во время угнетения евреев в Египте. Заметим, что на протяжении предыдущих веков Бог евреев зачем-то скрывал свое имя от евреев даже когда его спрашивали, как к нему обращаться: «что в Имени тебе Моем?» — и вдруг решился САМ явиться Моисею и открыть ему Свое Имя Яхве. А теперь вспомним-ка главный принцип Бога-Отца в отношениях с человечеством: НИКОГДА не насиловать волю человека, не попирать дарованную ему СВОБОДУ воли, являющуюся неотъемлемым свойством Богоподобия человека. С этой точки зрения «поведение» Яхве по отношению к Моисею является немыслимым – Он подавил волю человека своим прямым явлением человеку, Его не знавшему и не призывавшему Его в молитве веры. Далее Он делает то же самое уже в отношении не одного человека, но целых народов, и навязывает народу евреев свое имя для обращения к Нему в молитве – «Яхве», от Начала Сущий (но у Бога Истинного нет никакого «начала»).

Не стану здесь приводить всех доводов, которые развивал в целых пяти статьях в пользу того, что еврейский «яхве» повадкой подозрительно смахивает на другого библейского персонажа, более известного нынче под именем диавол – есть основания предполагать, что это одно и то же лицо. Но когда святые отцы церкви говорят, что, отвергнув Спасителя, иудеи сделались дьяволопоклонниками, что они поклоняются и молятся вовсе не Богу Истинному, но Его извечному врагу сатане, невольно возникает вопрос: как же так могло случиться, что они молятся все тому же своему богу все теми же своими древними молитвами – и при этом вдруг на месте Бога Истинного у них появился и явился – пусть даже по их вине Богоубийства – кто-то другой, какой-то там дьявол или как там его? Исходя из изложенного выше этого произойти НЕ МОГЛО: адрес и адресат молитвы евреев не менялся с древности ни разу, и бог их – все тот же яхве, что и был – вот только, как мы установили, он – не Бог христианский, и христиане ему не молятся. Так кто же он? СУЩИЙ ОТ НАЧАЛА Творения, то есть сотворенный первым, и потому «от начала» сущий – возможно, что в прошлом первоангел, самозванец, явившийся Моисею и заставивший его поверить, что он и есть Бог Истинный, и следом за этим обманувший все человечество ОТЕЦ ЛЖИ. То есть, евреи были избраны вовсе не Богом, но врагом Его для своих целей, которых он и не скрывал вовсе (читайте ВЗ): воцариться на земле в качестве бессмертного Царя в иудейском царстве на веки вечные – для этого им был избран народ, из потомства которого должен родиться тот, кто станет БЕССМЕРТНЫМ человеческим воплощением дьявола-первоангела – ожидаемым иудеями машиахом, антихристом. То есть, иудеи НЕ СТАЛИ дьяволопоклонниками – они были ими ВСЕГДА, начиная со времен Моисея, и остаются таковыми и сегодня – поэтому для них ничего не изменилось; мир изменился с пришествием Христа, они – нет, ни разу, ни на йоту не изменились с древних времен и гордятся этим.

Так что, дорогие мои чайники, «блюдите, како опасно ходите» — рядом с вами «зверь рыкающий, ищущий кого поглотити». И чтобы вас не съели на обед с потрохами, придется вам разобраться с Именами Божиими, с которыми вы обращаетесь в ваших молитвах к Богу. И позвольте мне закончить это наставление о молитве цитатой из все той же книжки современного нам угодника Божия владыки митрополита Антония Блюма «Школа молитвы», которую я уже упоминал выше:

«В процессе поиска, где же именно ты стоишь по отношению к Богу, насколько ты отчужден и далек – настанет время стучаться, идти всё глубже и глубже внутрь себя, направляя молитву на себя, до точки, где есть дверь, куда постучаться, где она может быть открыта – и наступит минута, когда дверь будет открыта, – но у тебя должно быть для Бога имя. Ты должен быть способен сказать слово, которое свидетельствует, что искал Его именно ты.

Когда послышится, как звякает цепочка на двери, когда почувствуешь, что дверь открывается, имей наготове свои собственные слова, называй Бога именем, которое Он приобрел, стяжал Себе в твоей собственной жизни. В этот момент и произойдет ваша встреча.

Ищи имя, а если не найдешь имени, то не удивляйся, что никто не слышит: ты не зовешь».

И, христиане, сдается мне, что имя «Яхве» — это не тот «сезам» который откроет для вас врата Царствия Небесного — недаром от него отказались на заре христианства, как от устаревшего, первые христиане, Святые Божии.

Олег ЧЕКРЫГИН

Вам также может понравиться

One comment

  1. 1

    Отец Олег. ()
    Благодарю за статью. очень интересно и познавательно. А почему у Бога не может быть несколько имен? для каждого народа свое имя? ведь религий тоже много? Бог может быть многолик, проявляться в разных качествах.
    и как такое могло произойти под властью Бога, что целый народ, поколения, которые живут до сих пор, избраны Богом, поклоняются и молятся дьяволу? в чем сакральный смысл? в чем Божья милость здесь для народа? и кто этот народ защитит кроме Него? на чем основано их решение так называть Бога и почему они столетиями верят именно в это Его имя. на священных писаниях? или там их обманули? тогда может и нас тоже, христиан, обманули?
    А как же те люди, которые не владеют грамотностью, Священные писания не читали, в Храм Божий не ходили, а к Богу в сердце обращаются и живут по его законам, по его воле. как то они его себе называют? И все называют своим именем. Приходят к Богу. и по тому чувству, которое они испытывали в молитве, находят верную дверь (за руку держа Бога, Христа, или того, кто вел к Богу), отворяют ее и говорят «Здравствуй, Бог, я вернулся!»
    или здесь речь о том, что христианам — христианское, мосульманам -мосульманское, и тп?
    буду благодарна Вам за Ваше участие и обсуждение этого вопроса.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку