Актуальные темы, Главный редактор, Олег Чекрыгин

Часть 4: Чудеса и чудотворения «для чайников»

чудеса Часть 4: Чудеса и чудотворения «для чайников» zhudotvorenie 710x434

Чудеса на виражах молитвенного делания как неотъемлемая часть жизни христианина во Христе, и пребывании его в Полноте Духа Святаго.

Предыдущие: часть 1, часть 2, часть 3

Как всегда, предыдущая статья потянула вопросы, связанные с чем-то недоговоренным или сказанным вскользь, мимоходом – но именно эта недоговоренность сразу обращает внимание читателей и требует пояснений, которые неожиданно выливаются в самостоятельную тему, достойную обсуждения.

Итак, в «аскетике для чайников» я упоминаю об одаренности крещеных по вере дарами Духа и предлагаю начинать пробовать осваивать номинально имеющиеся Дары на практике. Повторюсь: «Ну хорошо, а как проверить, Дары Духа все же вручены вам, или нет? Надо пробовать, другого способа нет. Как пробовать? Да очень просто. Что Господь обещал? Выберем из всего обещанного то, что не представляет из себя смертельного риска, как, например, возможность брать в руки змей или пить яд без вреда для себя – сказано ведь, не искушай Господа Бога своего, Дар Божий – не игрушка, а средство необходимости. Но вот если у вас заболел ребенок или другой близкий вам человек – что ж, вы, родители и родичи его, возложите руки на него и помолитесь с верой о выздоровлении его Господу нашему – и будет вам по вашей просьбе, ибо «чего ни попросите у Отца во Имя Мое, даст вам» и «кто верует в Меня, все сие сотворит, и больше сих сотворит», а слово Христа неложно. Так вот и узнаете.

И вот что по этому поводу написал мне в отзыве некий доброжелательный комментатор:

«Очень интересный подход, в проверке себя на наличие даров. В этом смысле хочу рассказать вам историю с одним молодым человеком лет 30, который в себе обнаружил подобные дары. Налагал он руки на своих близких и знакомых, и проходили у них многие болезни. Но вот однажды заболел у него сын, поднялась у ребенка высокая температура. Накладывал он руки и молился, но не помогало, температура все продолжала расти. Начали давать жаропонижающее, не помогло. Вызвали скорую, но так как дело было ночью и жили они удаленно от станции скорой помощи, приехала она только к утру, когда уже от высокой температуры у дитя начались судороги. За эту ночь отец ребенка так сильно истощился психологически, что скорой пришлось забирать обоих. Слава Богу, все обошлось и ребенка через пару дней выписали, а его отца еще держали в больнице около недели. И так, спасающего дарами, пришлось самого спасать. Думаю что такой совет для проверки своих Даров у чайников малость опасен».

Это навело меня на мысль о том, что здесь я, действительно, кое-что не договорил, и это «кое-что» требует уточнения, достойного отдельной статьи – про столь любимые всеми чудеса и чудотворения.

Помню, служил я … (это, пожалуй, я чересчур высокого о себе мнения, и правильно было бы сказать – работал). Итак, работал я в храме на калитниковском кладбище «прислугой за все»: пел, читал и кадило подавал. Был я молод, глуп и дерзок, считая при этом свою дерзость за дерзновение пред Богом – в общем, дурак дураком. И вот как-то после обедни, когда служивые уже потянулись в трапезную на обед, я выглянул из алтаря, в котором по обыкновению задержался за уборкой, и увидел старушку с коляской, в которой полулежал примерно десятилетний парализованный уродец. И бабушка с ним обходила храм, останавливаясь надолго молиться с ним вместе подряд у каждой из храмовых икон, расположенных в кивотах вдоль стен. Человек я, повторяю, в то время был молодой и горячо чувствительный, и вот, потрясенный такой картиной чужого смиренного горя, я пошел обратно в алтарь, встал там перед престолом на колени и начал трясти Небо, и что называется, брать Бога за бороду: мол, ты же обещал сотворить все, что ни попросим у тебя с верой – вот, я верую, что ты можешь, и давай, не посрами Себя и мою веру в Тебя, исцели ребенка, чтобы поднялся немедля на ноги. До сих пор помню обилие жгучих слез, которые размазывал по роже вместе с кадильной сажей, добиваясь в горячке от Бога своего – и добился. Случилось то, что потом бывало, может, еще считанные разы за всю прошедшую немалую жизнь – и тоже в случаях критического упрямого заблуждения, из которого, как из тупика, нет выхода для тех, кто не умеет пятиться. Да, я добился своего, мне ответили. И ответ этот прозвучал мне прямо в уши, но не голосом, а как бы изнутри: «Если он исцелеет, то ты погибнешь» — настолько явственно, что это меня отрезвило и привело в чувства, и я очень вовремя испугался и остановился.

Для чего, собственно, я рассказал здесь этот случай? Я уже где-то в главе  о молитве упоминал, что молиться нужно до плода, а искомый нами плод молитвы – это вовсе не исполнение желаний, но удостоверение в том, что Отец нас услышал и принял нашу просьбу к сведению. Добавить к этому необходимо, что просить надо с верою не в то, что «волшебство» немедленно исполнится, но в то, что Отец слышит нас, и нам ответит: если и не даст просимое, то обязательно ответит, и объяснит нам, почему же дать просимого не может – и тут уж иной раз придется потерпеть и подождать, и проявить настойчивость: это и есть «молиться до плода», который может созреть и упасть в руки не так скоро.
И вот тут мы подходим к чудотворению, как обыденной жизненной практике христианина.

Есть такой церковный анекдот. Приходит издалека старуха-паломница в монастырь посмотреть на святость монашеского «жития постнического». Подходит к воротам и обращается к сидящему у ворот привратнику: «Батушка, у вас в монастыре святые е?», — «Не, мать, святых нема – уси чудотворци». И очень даже точно, доложу я вам.

Евангелие

Христос обещал всем нам, что «верующий в Меня все сие сотворит и больше сих сотворит», и «чего ни попросите у Отца во имя Мое – будет вам, что ни попросите». При этом необходимым условием «исполнения желаний» является вера, которая может горы двигать – но где ж ее, такую, взять? Вот, к примеру, выглядываю я из окошка, а там гора, и я говорю ей: «Перейди и ввергнись в море» — а она ни с места. Почему? Нет у меня веры в то, что у меня есть такая вера, которая может горы двигать. Да и не верю я, что она может с места сдвинуться, такая здоровая и тяжелая, и накрепко к земле приделанная. То есть, моя немощная вера сама от себя отказывается раньше, чем я обращусь с ней к Богу со своей просьбой сделать или дать мне что-то по вере моей – глядь, а ее уже след простыл, веры-то. Возникает коллизия: без веры желание не исполнится, а чтобы исполнилось, такой веры у меня нет. И как быть? Да бросить все эти глупости и жить дальше без всяких чудес. И – добавим – без веры, которая уже отказалась сама от себя и нет ее, как не бывало. Вот и Небо в ответ на наши немощные молитвы без веры молчит, и затворилось от нас навеки. Результат – Богооставленность, и скорое окончательное отпадение от Бога, виноватого в том, что Его нет. Вот вам и апостасия, болезнь века – Бога нет, и поэтому Он нас больше не интересует, ничего нам от Него не нужно, потому что все равно ничего от Него добиться невозможно, сколько ни проси – толку от Него ровно никакого.

А как же тогда апостолы и прочие святые Божии многие чудеса творили? Ответ, как всегда – у Бога, и поищем-ка его в Евангелии. Когда Господь посылал апостолов на проповедь, Он сказал им: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф10,8). То есть, Он этого хотел, на то была Его Святая воля. И веровавшие в Него ученики пошли с верой, что такова Воля Божия – и многие чудеса творили и возвратились с радостью, что «и бесы повинуются нам». И по человеческой самоуверенности возомнив себя настоящими чудотворцами , попытались уже по возвращении самовольно изгнать беса из лунатика – и вдруг такой облом!

МФ (17, 16-21):
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою

(здесь еще есть слова «и постом», но это позднейшая подмена, которая все путает;  в древних кодексах в этом месте стоит «верою и молитвою», я уже писал об этом в «Печальной библеистике»)

Все, круг замкнулся – это и есть картина маслом. Иисус говорит, чего недоставало самовольным чудотворцам: веры и молитвы. То есть сами, самовольно возомнив себя самих чудотворцами, они считают, что теперь сами с усами, могут творить, что хотят – и  спрашивать уже ни о чем не нужно, они сами знают, могут и решают – и вот не тут-то было! Не помолившись Богу – о чем? Господи, да будет Воля Твоя – а какова она, кстати, Господи? Такова, что «без Меня не можете творити ничесоже» — вот и облом.

Дары в аренду или в собственность?

Что ж, подведем, так сказать, предварительные итоги. Какие бы ни были у нас причины, и как бы мы им не сочувствовали, мы должны помнить и понимать, что мы, грешные человецы, не знаем ни будущего, ни Воли Божией об этом будущем – а без этого знания, которое есть только у Бога никакое подлинное добро сотворить невозможно.  Ну, например, «просящему дай», дал веревку попросившему у тебя, а он зашел за угол и на этой веревке повесился – и что ты сотворил, добро? А ведь вроде заповедь евангельскую выполнил. И потому, прося Бога о чем-то, или о ком-то, мы должны помнить прежде всего и повторять вслед за Христом, молившимся на камне: «Да будет не моя воля, но Воля Твоя, Отче» — и открой нам, какова же Твоя Воля в отношении того, о чем просим. И вот здесь молиться нужно до плода, до тех пор, пока Господь не скажет вам, как тому прокаженному: «Хочу, очистись» — и вы обретете уверенность в том, что Господь вас благословляет, что Он хочет от вас, и вместе с вами, и для вас просимого вами. Это и будет для вас та самая ВЕРА, которая может двигать горами: узнав от Бога, что такова Воля Его и поверив в это, скажи горе сей «перейди», и перейдет.

Особо добавлю о Дарах Духа Святого: человек, вошедший в Церковь через крещение по Вере, оказывается  в состоянии Полноты Духа Святаго, но Дух Святый – Бог, а не безликая энергия или поле благодати, Он – Личность, и пребывание в Его Полноте —  это пребывание в Боге в той мере, в которой это возможно для конкретного человека, в меру его вместимости: «Кто может вместить, да вместит». Однако, ввиду разности этой самой вместимости, Дары Духа, как возможности проявления Действия Св. Духа в человеке, или, как мы говорим, харизмы, у каждого из нас разные, и могут возрастать и качественно, и количественно по мере возрастания человека в Духе, по мере его возрастания в Вере: «Дерзайте дарований больших» (цитата). Но каким бы ни был человек великим и признанным чудотворцем, сам он должен знать и понимать – и так и есть, если он не шарлатан и самозванец – что дарованные ему «способности» являются всего лишь возможностью воспользоваться той или иной чудесной помощью Святого Духа, использовать дарованное человеку право эту помощь к себе призвать и получить ее. Но помощь эта, проявляющая себя в виде чудесных дарований, сама по себе человеку не принадлежит и собственностью его не является, но подается Живым Богом каждый раз по каждому случаю отдельно. Только Сам Дух Свят является владельцем, распорядителем и дарователем Своих даров, и будучи Личностью, имеет Волю распоряжаться ими по Своему усмотрению и решать – давать или не давать. Поэтому Дары Духа, или Харизмы НЕ ЯВЛЯЮТСЯ способностями  самого человека – но лишь дарованной возможностью применить конкретную Силу и Способность Божию, о чем Богом всякий раз принимается отдельное решение. И даже если человек, имеющий  конкретную «харизму» ( например, дар исцелений) по самонадеянности начинает относиться к ней, как к собственности, и самовольно использовать ее по своему усмотрению, без оглядки на Бога, все равно Бог принимает всякий раз решение, даровать ему таковую Свою милость, или на этот раз нет – и вот вам реченный выше облом, потому что однажды наступает случай, когда Бог судил иначе. И тут хоть обмолись – в результате, как тот молодой отец, только попадешь от переутомления в больницу.

Концепция безопасного чудотворения

А теперь подведем итог всему вышесказанному на, так сказать, канцелярском языке, чтобы всем нам, «чайникам» и прочему «офисному планктону», было понятнее, о чем выше шла речь:

  1. Бог является законным владельцем Своих ресурсов, в д.с. чудес, чудотворений и чудесных способностей, а мы, крешеные водой и Духом, и взыскующие Его Милостей к нам, всего лишь пользователи этих Его «ресурсов», к которым «пользователям» может быть предоставлен  доступ разовый или постоянный.
  2. Разовый пользователь обязан предоставить заявку на использование ресурса  и получить от Владельца заверенное согласование на разовое использование Его ресурса строго в рамках согласованного проектного задания – помолись Богу о чаемом, и если Он благословит тебя, то вместе  с благословением получишь просимое тобой чудо и возможность его сотворить.
  3. Постоянный пользователь может в определенных пределах использовать ресурс по своему усмотрению, что, однако, связано с риском превышения  установленного Владельцем лимита, нарушения правил пользования, или иными рисками, заранее неизвестными пользователю – даже если у тебя есть дарованная Богом чудотворная «способность», использование и применение ее по своему усмотрению не гарантирует безусловный и безотказный успех.
  4. В указанных случаях, а также в случае обнаружения Владельцем сторонних угроз и опасностей использования ресурса пользователем Владелец имеет право принять собственное решение о приостановке или полном прекращении доступа пользователя к дальнейшему использованию ресурса – в каких-то случаях «способность» может «не сработать, или вообще отняться у вообразившего, что он ею владеет безотказно.
  5. Владелец имеет право приостановить или прекратить доступ пользователя к ресурсу на любой  или неопределенный срок без предварительного уведомления и объяснения причин отказа – Бог не обязан объяснять человеку, почему «не сработало».
  6. Пользователь имеет право добиваться от Владельца объяснения причин отключения от ресурса, а также повторного подключения к нему для его дальнейшего использования – если такое случилось с вами, надо молиться Богу, каяться и умолять о прощении, пусть и не понимаете пока своей вины
  7. Владелец не обязан отвечать на его запросы и имеет право их игнорировать, также, как и право пойти пользователю навстречу в его пожеланиях по своему усмотрению – тут уж все зависит от Милости Божией
  8. Во избежание возникновения указанных в п.п. 2-6 конфликтных ситуаций пользователю рекомендуется в каждом отдельном случае предполагаемого использования ресурса  заранее предупредить Владельца ресурса о намерении использования, далее см пункт 2 – перед тем, как пытаться использовать «способность», стоит помолиться Богу и опять-таки испросить и получить Его благословение.
  9. В этом случае Владельцем гарантируется успешная реализация проекта, и страхуются все без исключения риски и форс-мажорные обстоятельства – когда Господь Сам благословит вас, дальше можно ничего не опасаться, все последствия Бог берет на Себя, и все усторит, как надо.
  10. В противном случае пользователь действует на свой страх и риск, и Владелец ресурса ничего ему не гарантирует, в том числе и предоставление возможности использования ресурса; и никакой ответственности за действия пользователя и их последствия не несет –  без комменариев.

По сути мы с вами вместе только что сформулировали, ни много ни мало, как «Концепцию безопасного чудотворения для «чайников» с приложением  стандартной инструкции по ее применению в полевых и домашних условиях». А теперь разберем сформулированную нами «Концепцию безопасного чудотворения» на примерах.

Правоприменительная практика

Вначале был описан случай молитв и исцелений – так что не так делал тот человек, и почему потом попал в психушку? Правильно: он не помолился Богу, чтобы узнать, какова Воля Божья о нем, и может ли он «чудеса творити». То есть, возомнил себя тем самым чудотворцем из анекдота. Но Сила Божия совершается в нашей человеческой немощи, и только Бог Духом Святым способен изменить мир, это Его сила, Его власть – и по нашей просьбе он может Ею с нами поделиться, дать Ее нам, Своим детям на время полезно поиграть Ею,  в Нее – но каждый раз, используя Ее, дети должны выпрашивать Ее у Отца заново.  То есть, допустим, что  я чудотворец, и могу, возложив руки на больного, исцелить его – по крайней мере, я так о себе думаю, потому что уже пробовал, и получалось. Но я не смею делать это самовольно, потому что не знаю Воли Божией в отношении именно этого нуждающегося – а вдруг нельзя ему сейчас исцелиться по причинам, которые скрыты в будущем, и которые знает только Бог? И потому – не смею, пока не домолюсь, и не удостоверюсь, что Бог дает мне такое право: «Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение».   Но уж коль скоро домолился – тогда вперед и с песней, не сомневаться и не отступать, и веру не подвергать малодушному сомнению: «а вдруг не сработает?».  И будет вам тогда по вере вашей «и белка и свисток» — и чудо, и чудотворение.

Заодно коснусь здесь попутной темы: возложений рук вообще и рукоположений в частности, просто благодати и благодати священства, харизм личных и «институциональных». Если сказать кратко о вышеперечисленном в целом – все это одно большое заблуждение в том, чего вообще не существует, и должно быть со всей категоричностью отнесено к области магии и магического материализма.

Объяснюсь. Магия отличается от Милости Божией тем, что она является разработанной технологией использования неких «энергий, сил и полей», природа которых неясна и не выяснена до конца ни наукой, ни религией. Технология, как правило, заключается в механическом бездумном применении неких средств и приемов ( например, чтении заговоров), которые порой приводят (а порой и нет) к желаемому явному результату в виде «чуда» или другого магического воздействия. Казалось бы, то же самое, что описано нами выше – ан, нет. Православные чудотворцы обращаются с личной мольбой к Личности Бога, и по их просьбе Бог Сам снисходит до них в виде чуда, которое так и называется с указом на подлинное авторство – Чудо Божие. Это всегда личные отношения с Божественной Личностью, Лично с Ним. А магия по сути своей – это всегда материалистический атеизм, и чем бы она ни маскировалась, и не прикидывалась, ослиные уши богоборчества всегда где-нибудь да высунутся, просто нужно внимательно смотреть. В нынешней церковной практике тоже, к сожалению, полно магизма. И одним из главных источников его проникновения в церковный обиход стало учение о «Божественных энергиях», перетолкованное вульгаризаторами на свой удобный лад: Бог предоставляет человеку Свою благодать в бессрочную аренду с правом продажи, и человек может дальше делать с ней, что хочет, как с подаренной ребенку игрушкой: играть, отдать другому или сломать, чтобы посмотреть, а что там внутри. При таком подходе появляется обоснование харизмы не как милости Божией (харизма и переводится как милость) к человеку здесь и сейчас, а как дарование или самопроизвольное открытие некоей собственной способности человека творить сверхъестественное ( так и называется – сверхъестественные способности) – или делать вид, что творит. Более того, эти способности (или их имитацию и обоснование этой имитации) становится удобно привязать к должности – так, например, возникают «институциональные харизмы» священства и архиерейства. Первые по «возложении рук» архиерея якобы получают «способность» распоряжаться «благодатью» для совершения церковных Таинств, а вторые получают особое право через возложение своих рук раздавать благодать священству для совершения Таинств, а мирянам – для участия в них в плане принятия Тайн и «благодати» из рук священства. При этом весь этот «благодатный конвейер» якобы работает исправно и безотказно в руках и по прихоти тех, кому «поручен Богом» по их должности, невзирая ни на какие их личные качества и свойства вплоть до полного личного неверия и даже отрицания Бытия Бога ( о педерастии и прочих гадостях вообще не говорю) – чем не магия? Такая «церковь» уже вполне может обойтись без Бога – и обходится!

На самом же деле, если рассмотреть все эти рукоположения с точки зрения нашего, подробно рассмотренного выше, подхода личных отношений с Богом, то мы сможем увидеть и понять, что, например, возложение рук апостольских всегда сопровождалось молитвой, и выглядит более, как молитвенное символическое «указание» Богу на того, о ком молимся. А вовсе не как телесный контакт благодатного с безблагодатным ради передачи ему этой самой благодати, «заражения» его ею. И возлагали апостолы руки в молитве на всякого по самым разным поводам: крестя, давая поручения, посылая на проповедь – но только не ради «посвящения» в тайносовершители, этого в Деяниях не найдете, потому что это и в голову никому прийти не могло, что крещеному для совершения евхаристии, нераздельной с причащением, нужны еще какие-то особые «харизмы», когда «Христос посреди нас во вся дни до скончания века»: «А христиане ломили хлеб по домам». (цитата)

Таким образом, выходит, что все эти лукавые клерикальные уловки даже не магия, а обыкновенное жульничество ради наживы и закрепления права на эту бессовестную и безответственную наживу за собой и своим корпоративным кланом на веки вечные путем мошеннической «сакрализации» своего особого положения среди невежественных мирян, которых, чем они «темнее», тем легче их запугать и привести к повиновению, чтобы безбоязненно стричь и эксплуатировать. Такие вот «чудеса в решете».

Заключение

Что ж, пора подвести итоги. Чудо и чудотворение – это обыденная сторона жизни христианина, естественная часть молитвы и Богообщения,  столь же органично потребная и ежедневно используемая, как ложка к обеду. Но не тому радуйтесь, что чудеса творите, и бесы повинуются вам, но тому, что имена ваши записаны суть на Небесах. И тому, что Христос всегда здесь, с нами, посреди нас «во вся дни до скончания века». Самое великое чудо, и единственно необходимое для спасения души, как воздух для жизни тела – это чудо Божественной Литургии. Так что, пока еще есть время, чаще причащайтесь, дорогие – хорошо бы всем делать это дома в кругу семьи каждый день после вечерней трапезы, как это делали древние христиане.

И вот еще что напоследок о чудесах. Я знаю, что мог бы что угодно выпросить у Бога, и прославиться, став известным «чудотворцем». Но уже много лет не знаю, что бы мне такого выпросить сотворить у Бога Всемогущего и Всеведущего, да еще Вселюбящего и Всемилующего, чего Он Сам, Такой, не обойдется сотворить и устроить без моей помощи? Господи, да  будет не моя Воля, но Твоя, Отче!

Олег Чекрыгин

Продолжение: Борьба с грехом «для чайников»

Вам также может понравиться

5 Comments

  1. 1

    Написано позитивно и с юмором )
    о.Олег, про причастие в кругу семьи, если можно поподробней.

  2. 2

    вот еще один вопрос «чайника»
    Не раз слышал, что вначале нужно знать предание православной Церкви и желательно как можно больше трудов «отцов», а к Евангилию вообще самому не подходить без соотвествующих толкователей, вот думаю мудрости набратся (да побольше) что бы уже наверняка прямаком в Царствие Божье угодить без задержек с какой книги только не знаю начинать свое восхождение…говорят с Паламы лучше…?

    Как посоветуете?

    • 3

      Не думаю, Андрей, что мне достоит наставлять вас, человека с немалым церковным опытом и мужа в совершенных летах, как новоначального. Однако в связи с вашим вопросом вспомнился забавный случай, который прошу вас на свой счет никак не относить. Мой приятель работал чтецом в Новодевичьем и как-то спросил у старичка-алтарника, что почитать, на что тот ему ответил без запинки: «Почитай отца и матерь и спасешься

  3. 4
  4. 5

    что за «божественные энергии»? Не в первый раз вижу на этом сайте упоминание о каких-то божественных энергиях, но больше мне это нигде не попадалось (правда, и специально не искал). Не могли бы вы пояснить, что это?

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку