Авторские колонки, Актуальные темы, Богословие и богослужение, Главный редактор, Олег Чекрыгин

Часть 3: аскетика для «чайников»

Аскетика Часть 3: аскетика для «чайников» asketika 710x434

Аскетика для «чайников». Техника безопасности для начинающих и продолжающих

Продолжение цикла «для чайников». Первая часть здесь, вторая здесь

Аскеза по-гречески означает упражнение, тренировка

То есть, аскеты – это «тренированные» христиане, навроде профессиональных спортсменов – в отличие от прочих «любителей».
Когда я только пришел в Церковь со своей, дарованной мне Господом прежде всех и всяких «воцерковлений», верой в Него, и занял крайнее место в длинной очереди ожидающих Спасения, стоявшие чуть впереди начали наперебой просвещать меня относительно моего места «у параши». Оказывается, быть просто верующим во Христа отнюдь недостаточно, потому что «миряне» или «овцы» — это так, «третий сорт – не брак», народ – «невежда в законе, проклят он», охлос, с которым в церкви мало считаются. А настоящие христиане – это особо избранные Божии монахи и священники. И тому, кто пришел в церковь по вере, нечего отираться среди церковных старушек, но нужно стремиться в «настоящую церковь для избранных» и начинать восходить по церковной лестнице «от силы в силу» (есть даже такая книжка, которая так и называется «Лествица») по ступеням самосовершенствования к святости.

Ну хорошо, а как же вступить в это избранное сообщество, где вход в него, и каковы условия?

Прежде всего – послушание, которое начинается с выбора духовника. Так, стоп, минуточку – а откуда вдруг на пустом месте взялось какое-то послушание, и кому? Ведь взрослые же вроде все люди. А, отвечают, это потому что все мы грешные, и давно привыкли к тому, что грех и страсти руководят нами, поэтому нам нужен руководитель, пастырь добрый, чтобы нас, неразумных, пасти и оберегать, спасая от самих себя. У всех порядочных уважающих себя православных должен быть духовник, а если у кого нет, то он без окормления развиваться и двигаться ко спасению не может, и так и будет погрязать в пучине погибели, или забредет в болото прелести и самообольщения, и опять-таки погибнет, как одинокая овца без пастыря. И потому – заметьте! – послушание превыше поста и молитвы!

Духовники тоже бывают разные

Для женщин, к примеру, и новоначальных неофитов годится в духовники обычный приходской поп по месту жительства – «белый», то есть женатый. Для продвинутых – обязательно монах, и хорошо бы не простой монашествующий священник на приходе, каких теперь немало, а настоящий монастырский монах, причем не столичного разлива, а, например, из Лавры: и от Москвы ездить к нему «на дух» (исповедоваться и советоваться) недалеко, и монастырь серьезный, с традициями, а не декоративный. Но к элите православных послушников относятся несомненные счастливчики, залучившие к себе в духовные отцы настоящего старца. Но такое, конечно, невозможно осуществить самому, что называется, «с улицы», потому что «настоящего старца» на улице не встретишь, и просто так к нему не попадешь – к нему тебя могут только привести те, кто уже является «чадом». Если, конечно, ты пройдешь у них своеобразный «фейсконтроль», и тебя сочтут достойным этой высокой чести.

И вот начинается тренировка. В основе ее лежит принцип предочищения. Что это такое? Сейчас объясню. В Евангелии Господь обещал нам многое. Например, «Кто верует в Меня, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него». Или вот: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». И все это, прикиньте, без всякой тренировки, о которой в Евангелии нигде не говорится ни слова. Однако, ввиду того, что все мы грешные, и потому недостойны по грехам своим таковой милости Божией, то нам, как мудрым девам из притчи, надлежит прежде брака с Женихом достойно предуготовить себя к оному «браку», поправить светильники свои и украсить себя всяческими добродетелями. И тогда Жених, найдя нас бодрствующими и готовыми, изберет нас, достойных, в отличие от нерадивых и плохо подготовленных – так что, воля ваша, надо начинать тренироваться, пока не поздно, так как не знаете, когда Господь приидет.

Начинается тренировка

с того, что духовник нагружает новообретенного послушника обременительным многочасовым молитвенным правилом на малопонятном церковном языке, поклонами, подготовками к причастию, чтением святоотеческих книг, житий святых, трудов по аскетике и прочих «преданий старины глубокой», и тут же требует начинать бороться со страстями, первой из которых, лежащей как шпала поперек пути к совершенству, является, конечно же, скверна блуда со всеми ее грязными мыслишками и похотями. Все это надлежит исповедовать и обсуждать с духовником, и бороться с вожделением, искореняя ее в себе по примеру древних подвижников, ввергавших себя, например, нижней своей грешной частью в колодец со студеной водой до омертвения членов. Выходит из этого, как правило, какая-то чепуха. Прикиньте-ка на своем примере: вы молоды, женаты, с женой у вас любовь и нежные ваши любовные отношения в самом разгаре – и вдруг вы уверовали в Бога, пришли в церковь, нашли там  духовника-монаха, и он сходу говорит вам и объясняет, что все это скверное блудное сожительство во грехе и мерзости, тем более, что брак-то ваш не венчан, а потому и не брак вовсе. И надо каяться и нести епитимью за блуд, а потом венчаться, а до того – ни-ни! – не сметь и помышлять о близости с женой. И начинается: посты, бдения, подготовки к причащению с недельными евхаристическими постами, умерщвления плоти, раздумья о скверности отношений с женой, об осквернении похотью – и в то же время требования духовника «плодиться и размножаться», и «брюхатить бабу, чтоб не ходила праздной». А во все время очередной беременности – ни-ни! – чтобы не сквернить плод. Ну какой брак и какая любовь все это выдержит? Да еще прибавьте сюда действительное осквернение ваших взаимных святых чувств настойчивым и беспардонным вмешательством в вашу интимную жизнь неделикатного любопытствующего «третьего», приглядывающего за вами, и постыдную необходимость выворачивать перед ним подробности того, о чем Швейк говорил, что «это место принято показывать только аптекарям». А если к тому же ваша жена не успела еще уверовать и последовать за вами в вашу церковную жизнь? К сожалению, такой брак, как правило, обречен. Но, к еще большему сожалению, со стороны послушника в семейной драме обычно заметно явное облегчение от разрешения возникшей раздвоенности души, одна половина которой вся устремлена к божественным высотам, а другая, «земная», озирается вспять на попранную и преданную любовь. Ну, это не беда, потому что таковому колеблющемуся быстро объяснят его новые церковные друзья и благожелатели, что «возложивший руку на плуг и оглядывающийся неблагонадежен для Царствия Божия», «враги человеку домашние его», «Христос принес не мир но меч, чтобы разделить»  мужа с женой, и «кто возлюбит жену более Меня, тот недостоин Меня». А как же Любовь, которую вроде бы заповедал нам Господь? На это вам скажут, что не любовь это вовсе, а блудная страсть и похоть животная, а Настоящая Любовь по причине своей невыносимой светоносности для грешного человека недостижима, и является достоянием святых. А для нас, грешных – чем-то вроде горизонта, к которому надлежит только стремиться, сосредоточившись пока на стяжании добродетелей попроще: послушания, терпения, смирения, почтения к начальству и власти, которая – любая – «от Бога» — о! И вот неутешная «соломенная вдова» остается у своего разбитого корыта, да еще зачастую в окружении малых детушек, а наш скороспелый подвижник устремляется от них к «зияющим вершинам» — и пожалуйста, дорвались до «самопредочищения», вот вам готовый новоиспеченный кандидат в иноки, монахи, а там, глядишь, и в архиереи. Что потом из них таких выходит – как говорится, «пробовали-убедились», и на них на всех в сегодняшней «церкви», что называется, «отворотясь не наглядишься». Почитайте, к примеру, хоть блог Кураева, что ли.

И это только один пример «борьбы со страстями», в который вовлекают новопришедшего церковные «слепые вожди слепых», о которых вон еще когда высказался Господь наш: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» — и ничего-то с тех пор не изменилось, кроме вывески: «иудаизм» забелили и поверх него начертали «православие». Тут в самую пору вспомнить слова апостола: «блюдите, како опасно ходите» — обращенные ко всем нам, «любителям» (см. выше).

Что ж, двинемся дальше «по степеням» вослед нашему горе-подвижнику. Возьмем, к примеру, любимое чтение «православнутой» молодежи, рекомендуемое духовниками всех мастей, как некое введение в аскетику – знаменитое сочинение Аввы Дорофея. Есть в этой толстенной книжке что-то вроде предисловия: «сказание о Досифее», который имел счастье попасть к авве (по-нашему авва – это отец) в ученики. Как же развивалось его «послушание», и чем кончилось?

… «Когда пришло время вкушать пищу, авва Дорофей сказал ему: «Ешь до сытости, только скажи мне, сколько ты съешь». Он пришёл и сказал ему: «Я съел полтора хлеба, а в хлебе было четыре литры». Авва Дорофей спросил его: «Довольно ли тебе сего, Досифей?» Тот отвечал: «Да, господине мой, мне довольно сего». Авва спросил его: «Не голоден ты, Досифей?» Он отвечал ему: «Нет, владыко, не голоден». Тогда авва Дорофей сказал ему: «В другой раз съешь один хлеб, а другую половину хлеба раздели пополам, съешь одну четверть, другую же четверть раздели надвое, съешь одну половину». Досифей исполнил так… И так с Божиею помощию, мало-помалу, от шести литр, а литра имеет двенадцать унций, он остановился на восьми унциях, то есть шестидесяти четырёх драхмах (по-нашему – 254 грамма; для сравнения, в блокадном Ленинграде давали 250 граммов хлеба в день на работающего человека – прим. ав.) Ибо и употребление пищи зависит от привычки… Так провёл он недолгое время своего пребывания в монастыре, ибо он прожил в нём только пять лет и скончался в послушании, …впал в болезнь и стал харкать кровью (отчего и умер)… ».

То есть «отец» довел «сына» голодовкой до туберкулеза и уморил его голодом, спровадив на тот свет – чего ради? А ради «спасения души». Но ведь церковь категорически против самовольного лишения себя жизни, пусть и такого замысловатого,  даже в случае смертельной и отчаянно мучительной болезни, и отвергает саму идею возможности эвтаназии по медицинским показаниям. И есть ведь уголовная статья за преднамеренное доведение до смерти. И вообще, выходит дело, что целью аскетики является поскорее человека спровадить из этой постылой и мучительной «юдоли скорбей», как называют жизнь, данную нам Богом (видимо, по ошибке?) теоретики аскезы? Да еще и создать своим последователям искусственные невыносимые условия существования, чтобы небо с овчинку показалось, или, как говаривал тот же Швейк, «чтобы военная служба медом не казалась»? Так может, правы безумцы, организовавшие «для Бога» массовые самоубийства своих последователей, а сами улизнувшие от этой столь желанной «встречи с Богом?».

Идем дальше

Аскетика Игнатия Брянчанинова Аскетика Часть 3: аскетика для «чайников» mvz2yl1v 150x150

Аскетика Игнатия Брянчанинова

Вот сочинение И. Брянчанинова «Приношение современному монашеству». Откроем. Буквально на первых страницах встречаем совет такого рода: ввиду того, что истинное очищение от страстей, подлинное бесстрастие и сопутствующие ему добродетели терпения, смирения и отсечения своей воли для современных людей трудно-, а то и вовсе недостижимы, то нужно поскорее сосредоточиться вначале на приобретении благого навыка «внешнего благочестия»: следить за руками, чтобы они находились в покое, глаза держать в пол, говорить тихим голосом, не перебивать, и не говорить, пока тебя не спросили – и так до тех пор, пока не приобретешь истинных добродетелей, которые постепенно должны последовать, как продолжение внешнего навыка. Не знаю, как вам, а мне это что-то смутно напоминает – уж не притворство ли и лицемерную лжедобродетель, которая массово распространилась в нынешних околоцерковных кругах? Не о подобном ли «благочестии» напоказ говорил опять-таки Господь наш: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;  так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» — и еще много чего про приобретенный «благой навык» внешнего фарисейского «благочестия».

Не знаю, как с вас, а с меня довольно. И, Слава Богу, наелся я всем этим досыта довольно рано – да так, что впору было бежать из этой церкви, из той самой очереди «у параши», куда глаза глядят. Каковая участь, к сожалению, постигла на моих глазах многих бездумных горе-подвижников, находившихся, по их мнению, на самых разных, зачастую весьма продвинутых «степенях Лествицы». В общем, начав утопать, возопил я ко Господу: «Спаси меня!» — и тут же рука Господня оказалась наготове поддержать меня, утопающего: «Что же ты усомнился, маловерный?». И так, мало-помалу, рука об руку с Единственным Пастырем Добрым и всехним Духовником – нет , не выбрался на сушу, а – научился я ходить по морю житейскому и не утопать среди его волн. Натренировался, с помощью Божией. И получилась у меня своя аскетика – а на поверку сравнения со Святыми Отцами оказавшаяся той же самой, но не разобранной на цитаты любителями размахивать ими, как саблей, в борьбе со всеми «ненашими», а прожитой практически пред Лицом Божиим. И оказалась она совершенно не похожей на ту «православную теорию», которую внушают и втолковывают горе-подвижникам их такие же горе-духовники и лже-старцы, которых перевидал я немало.

Начнем, пожалуй, все сначала

Итак, Господь нам много всего обещал – но исполнилось ли хоть что-нибудь из обещанного? Об этом чуть позже, а пока – о нашем «недостоинстве» и как следствие, принципе «самопредочищения». Приведу мысль, удачно высказанную одним молодым коллегой, сделавшим попытку критического осмысления «православной аскетики» в целом, как явления, как «особого», «царского»  пути ко Христу и «единственно верного» учения.

…«Ключевым в традиционном учении аскезы является принцип спасения своими усилиями, с лишь формально декларируемой надеждой на Бога, но, по сути, самостоятельным исправлением себя, путем восхождения по аскетической лестнице борьбы со страстями. Да, каждый подвижник надеется, что в какой-то момент к его усилиям присоединится помощь Божия. Но начинает он подвижничество на основании чисто человеческого учения… Аскеты придумали другой путь спасения, не через изначальное, в Крещении дарованное, рождение свыше от Духа со всеми Его Дарами сразу, здесь и сейчас – нет, нужно заработать, заслужить те Дары. Сам принцип «Отдай кровь – получи дух» — очень человеческий, и даже магический. Я вот, Господи Иисусе, тут напрягался, боролся со страстями, а ты мне за это пошли Духа. В магии работает принцип справедливости: «Я тебе, а ты мне». Да и принцип очищения, чтобы принять Духа – чисто человеческий и ветхозаветный. Святость не боится и не брезгует вымазаться об нашу духовную грязь. Аскетическая же доктрина учит, что пока человек не очистится достаточно, Бог нас не посетит. Это же чистый «Ветхий Завет». Даже заменитель жертв придуман – сотни и тысячи земных поклонов с молитвами по четкам. И невдомёк, что Господь принес новый принцип для христиан, принцип любви, который не предполагает компенсаций и возмещений, а также достаточного очищения. Принцип любви исключает возможность тщеславия и гордости по собственным усилиям (я уже достаточно очистился, Дух, где же Ты?). Он предлагает: «Возьми Духа по вере в Сына, и не хвались своими усилиями». Даже вера – это не заслуга человека. Поворот к вере в сердце осуществляется благодатью. Крещение Духом – тоже дар Бога. И опять человеку остается только славить и благодарить Бога. Нет ничего, что человек бы мог сам себе поставить в заслугу. И даже в покаянии главное, — это действие благодати в глубинном отвращении греха, а не трудническая постоянная исповедь за совершенные проступки и помыслы. От человека тоже нужны усилия, но они всего лишь призваны показать Богу решительность наших намерений и нашу веру. Ключевые изменения в природе человека производятся только Богом»…

В. Король: Аскетическая доктрина православия

То есть, говоря кратко, аскетика, как учение об успешности самосовершенствования ради достойного принятия Даров Духа является ложным путем самоспасения без Христа, Который Сам есть Единственный Путь, ведущий в Жизнь Вечную – но именно так теперь трактуются святоотеческие аскетические труды современными теоретиками от аскезы: надо тренироваться, чтобы стать достойными Даров Духа. И в таком виде это «учение» полностью смыкается с лжеучением йоги, в чем немало упрекали аскетику на протяжении аж полутора тысяч лет трезвые голоса критиков церковной аскетической всеобязаловки.

А теперь об обещанных нам Христом Дарах Духа Святого

Вот интересно, кто-нибудь из читателей готов признаться в том, что обнаружил в себе Дары Духа, приняв Крещение по вере? Или, если был крещен в младенчестве – по воцерковлении? Наши несчастные верующие «любители» (см выше), люди «третьего сорта», так запуганы «настоящими православными» из священномонашеской тусовки «прелестью», «бесовским обольщением» и прочими ихними страшилками, что самим себе боятся признаться в том, что и они, «грязнули», тоже наравне с «избранными», удостоены Духом, обещанным  Христом всем верующим и крестившимся – и предпочитают помалкивать, чтобы не прослыть «больными», «сумасшедшими» и бесноватыми. Помню, когда меня только свела судьба с нынешним лже-«старем» Власием Перегонцевым из пафнутьева монастыря, к которому ломятся сегодня толпы страждущих, я, будучи молодым священником, был очень рад, что встретил такого во всех отношениях достойного и опытного монаха-подвижника, и решил, что теперь мне есть к кому прибегнуть, как  к духовнику. И осмелился задать ему некоторые волновавшие меня тогда вопросы, касавшиеся – вы будете смеяться – самодвижной молитвы, при этом поделившись с ним некоторыми своими в этом смысле переживаниями в надежде на обретение поддержки в поисках сходного опыта.

Его реакция в то время была для меня неожиданной и в полном смысле этого слова поразительной. Как же он возмутился, как вознегодовал! Насыпался на меня с обвинениями: да как я смею, и вообще, кто я такой, чтобы рассуждать о таких предметах и интересоваться такими вещами, о которых вслух вообще не говорят! Только потом до меня дошло, как обидно ему показалось, что какой-то младопоп-грязнуля, настрогавший (их любимое словцо) с женой в постели кучу ребятишек, смеет спрашивать, как о чем-то само собой разумеющемся, его, истого монаха от младых ногтей, о сокровенных монашеских тайнах, о которых он сам только в книжках у святых читал, хоть и подвизался усердно, и постился нещадно и поклоны земные бил несчетно – возмутительно! Надо признаться, я тогда сглупил непростительно, и безнадежно испортил наши с ним еще десятилетиями длившиеся отношения, которые с той поры были навсегда отравлены неизбывной завистью, к которой примешивался тот самый ропот на Бога, диктуемый магическим принципом тренировки «я-тебе, ты-мне»: «Как же так, Господи, всю жизнь я служил тебе и ты никогда не дал мне козленка, чтобы я повеселился с друзьями, а этому своему блудному сыну, промотавшему имение с блудницами, велел заколоть тельца упитанного? Не войду в дом, и ноги моей в нем рядом с вами не будет!». Так гордятся наши монахи своей богоизбранностью, что им уже и Бог не нужен, они и без Него, сами, сделали себя достойными Царствия Небесного. Вот только Бог гордым противится, и не одаривает их чаемыми Дарами Своими: прозорливостью, чудотворением, целительством и прочими желанными чудесами, которые почему-то совершенно иссякли и оскудели среди современных аскетов, подвизающихся в нынешних монастырях с евроремонтом.

Так что насчет обнаруженных в себе Даров?

Да не бойтесь вы, никто за вами не подсматривает. Понимаете, дорогие мои, это нормально. Да-да, это и есть норма для христианина – а вот если нет оных реченных Даров, то это повод для беспокойства: что-то, выходит, со мной не так, раз на мне не сбывается обетование Христово.

Вообще, крещение в младенчестве – а таких крещеных у нас большинство – ничего человеку не дает, кроме самоуспокоения: «Я, как и все остальные, состою в нужной партии, и все у меня в порядке». Никакого Крещения Духом, конечно, не происходит, потому что для этого нужна личная Вера самого крещаемого, а если ее нет (откуда она у младенца?), то и Дух Святый не соизволяет. Конечно, потом, воцерковившись по осознанной вере, человек начинает причащаться, и становится через это причастником Полноты Духа Святаго – но лучше бы ему в этом случае даровать эту Полноту через Крещение Духом так, как заповедали нам в подобных случаях апостолы в Деяниях(8, 16-17): « …ни на кого из них Дух еще не сошел, они только были крещены во Имя Господа Иисуса. Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и они приняли Святого Духа» — потому что именно через Крещение Господь обещал нам присоединение к Церкви Христа в Полноте Духа Святого со всеми Его Дарами. Замечу, что в католической церкви сохранилась традиция конфирмации: ребенка, достигшего десятилетнего возраста, помазывают св. миро, присоединяют к церкви и впервые причащают. У нас, к сожалению, эта традиция не сохранилась.

Ну хорошо, а как проверить, Дары Духа все же вручены вам, или нет? Надо пробовать, другого способа нет. Как пробовать? Да очень просто. Что Господь обещал? Выберем из всего обещанного то, что не представляет из себя смертельного риска, как, например, возможность брать в руки змей или пить яд без вреда для себя – сказано ведь, не искушай Господа Бога своего, Дар Божий – не игрушка, а средство необходимости. Но вот если у вас заболел ребенок или другой близкий вам человек – что ж, вы, родители и родичи его, возложите руки на него и помолитесь с верой о выздоровлении его Господу нашему – и будет вам по вашей просьбе, ибо «чего ни попросите у Отца во Имя Мое, даст вам» и «кто верует в Меня, все сие сотворит, и больше сих сотворит», а слово Христа неложно. Так вот и узнаете. Ну, а если что не так, или чего-то вам не хватает из Божьих дарований, а то и просто очень чего-нибудь хочется – что ж, попросите у Бога, он Отец наш, и даст нам просимое просто из любви к нам, и не откажет. Помните блудного сына? Отец все сидел у окошка и ждал, а как увидел – побежал, на грудь бросился, и перстень тут и одежда, обувь новая, и уже ведут тельца для пира – вот какая любовь, а вы изволите о всяких пустяках сомневаться.

Пора, однако, вернуться к предмету нашего обсуждения – к аскетике

За это время мы с вами установили, что, во-первых, Полнота Даров Духа Святого дается в Крещении каждому крестившемуся по вере без всяких дополнительных условий – собственно, это нам обещано Господом в Евангелии, и никакая тренировка для этого не нужна. А во-вторых, для жизни пред Богом не нужно себя загонять в бутылочное горлышко искусственных выдуманных мучений, потому что Богу это не нужно. «Сыне, дай Мне сердце». «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите Бога». Господь даровал нам Дар из Даров – нашу жизнь, и этот дар поистине невозможно переоценить, потому что это огромное счастье и необыкновенное, захватывающее приключение для рыцарей младшего возраста – всех нас – в сопровождении и под присмотром Того, Кто всегда рядом, рука об руку с нами, со своей спасительной поддержкой наготове: «не бойся, что же ты усомнился, маловерный?».

Так в чем же тогда должна для нас состоять пресловутая тренировка, и нужна ли она вообще хоть для чего-нибудь?

Есть, пожалуй, единственное, в чем нам всем надлежит и стоит тренироваться неустанно, постоянно, и неотступно – в молитве и предстоянии пред Богом. «Непрестанно молитесь» — помните? А зачем, собственно, вообще молиться, и уж тем более – непрестанно? Так ведь и устать можно, от непрестанной-то молитвы, а надо ведь и спать когда-нибудь, не говоря уж о многом другом. Что это еще за новое мучение такое – непрестанная молитва?

Для того, чтобы это объяснить, придется еще раз вернуться к тому, что такое вообще молитва и для чего она нам нужна. Напомню то, что уже как-то объяснял: молитва – это Богообщение, которое совсем не обязательно состоит из разговоров – общаясь, можно и помолчать, но важно быть вместе. И наше пребывание вместе с Богом начинается тогда, когда мы о Нем вспоминаем, и ощущаем себя в Его присутствии, перед Ним – а заканчивается, соответственно, тогда, когда мы отвлекаемся на житейские мысли и впечатления, и о Боге забываем. А забывать о Нем нам никак нельзя, потому что, забыв о Нем, мы остаемся одни, один на один с бушующим вокруг нас морем житейским, «ищущим, кого поглотити». И, лишь начав утопать в волнах, спохватываемся в последнее мгновение: «Господи, спаси нас, утопаем!». А иногда бывает, что и не успеваем спохватиться…

Так вот, все эти правила, молитвы, Богослужения и прочая тренировка, собственно, нужны не сами по себе (как бы хороши они не были), а служат лишь средством к тому, чтобы быть и оставаться с Богом, и никогда с Ним не разлучаться – а заодно выработать навык потребности не отлучаться от Него.

И вот тут на свое место выходит аскетика

в том виде, в котором она очень может пригодится всем нам, «любителям» (см выше) быть с Богом.

Есть давно выработанный универсальный принцип осуществления любого действия: «тянуть-или-толкать». И принцип этот, будучи универсален, применим ко всему, в том числе и к аскетике. В начале нашего обсуждения мы уже установили принцип освоения аскезы современными «подвижниками» и прочими разными «настоящими православными»: прочитать святоотеческие книжки в возможно большем количестве и взять их на вооружение, то есть, вооружась заранее приготовленным тараном, толкать им во Врата Царствия Небесного – авось, удастся проломить и взять штурмом. Чем этот штурм кончается, мы с вами уже видели на приведенном выше примере типичного борца с блудной страстью.

Однако, теперь, когда «цели определены, задачи поставлены» — это я о том, чтобы никогда не расставаться с Богом, и не потерять идущего впереди Христа из вида – на первый план выходит вопрос, а КАК этого добиться? И вот тут, задавшись вопросом в прямом смысле «не на жизнь, а на смерть», начинаем тянуть и вытягивать, по-старинному «нудить» ( Царствие Божие нудится – помните?) ответ на поставленный нами вопрос – у Бога, и само собой, у людей. Тут-то нам и пригодятся духовники, отцы, старцы, святые и их святоотеческие писания – и для разумного отбора их годности для нас у нас уже есть верный критерий: тот, кто нам ответит на наш запрос так, что, попробовав, у нас получится то, что  мы ищем – тот не врет, и годится нам в советчики. Вот тут-то и выяснится постепенно, что именно из огромного арсенала предлагаемых церковным опытом средств более всего подходит нам с вами для того, чтобы всегда быть с Богом и не расставаться с Ним. Кому-то более подойдут уставные богослужения и чтение псалтири, а другой обнаружит, что его отвлекают от предстояния Богу праздные мысли, и он озаботится для себя борьбой с помыслами и исповеданием их; третий же найдет Христа в своих ближних, служа которым, станет угождать Богу – и «каждому свое», как было написано над воротами Бухенвальда. А уж Бог, Отец наш, видя таковое наше усердие к Себе, Сам озаботится о даровании нам соответстующих обильных и преизбыточествующих Своих Даров, каждому по его «профилю» и потребностям – даром, бесплатно и беструдно.

А теперь, дорогие мои «любители», посмотрите, как все изменилось для вас, встав на свои места с головы на ноги, и сделавшись осмысленным и понятным для каждого сразу же, прямо с того момента, как он, придя в церковь, становится в хвост той самой пресловутой очереди «за спасением» — да, собственно, и становиться в нее уже нет нужды. Итак. Во-первых, данная нам Богом свобода воли не может быть вручена, передана или доверена никаким третьи лицам, будь это даже ангел, посланный с небес. И не обольщайтесь: когда вам придется предстать пред Богом, вы там окажетесь в полном одиночестве, и никаких духовников и старцев рядом не окажется, а ссылки на «послушание» им не сработают – ведь взрослые же все люди! Так что за свои дела придется отвечать самим, и потому безумно и преступно перекладывать принятие жизненных решений, за которые отвечаешь пред Богом, на кого-либо другого. Во-вторых, станем учиться самим жить пред Богом – и в этом нам понадобится помощь. В первую очередь – Божья. Но не станем отказываться и от любой другой помощи, которую сможем найти сами. Вот оно, ключевое слово – САМИ. Теперь мы и только мы с вами, исходя из опыта Богообщения, который станем постепенно приобретать, сами узнаем и почувствуем потребность в том, чего нам в этом нашем опыте не хватает, что непонятно, в чем мы не уверены, или не знаем, как объяснить приключившееся с нами. Нам будет ясно, что искать, и тогда мы сможем осознанно и целеустремленно обратиться к духовникам, старцам, сомолитвенникам, а также к церковной литературе и писаниям Святых Отцов с ясно поставленным вопросом – и вытянуть (помните принцип тянуть?) из них необходимый нам для поддержки и сверки правильности пролагаемого нами курса СХОДНЫЙ ОПЫТ, наличие которого подтвердит нам, что мы на верном Пути вослед Христу, и не сбились. У Святых Отцов вы вычитаете то, что подходит именно вам, и примете это на вооружение, в практику и в свою жизнь – а остальное пусть остается другим, тем, кому подойдет другое. Потому что и Святые Отцы были когда-то просто людьми, попробовавшими самим жить пред Богом, и будучи разными, они записали в свои книги свой личный частный опыт и свой путь, который они прошли, каждый по-своему – и для практика этот опыт бесценен своей неповторимой индивидуальностью. А теоретики от православия спешат превратить его в идола, и принуждением заставить поклоняться этому идолу, а на поверку – самим себе тех, кто стоит покорно в  той очереди «у параши», пользуясь тем, что они ничего еще не понимают и их можно запугать чьим-то авторитетом. «Святые отцы говорили то-то, и вы должны им подчиняться» — и прут всякую отсебятину, пойди проверь их. А когда вы придете к старцам и духовникам не за «благословите в туалет» (я извиняюсь), а придете к ним с вопросом, которого они, может, ждали всю свою жизнь, они раскроют вам объятья свои без всякой очереди, обещаю – если, конечно, они сами хоть чего-то стоят. А это вы определенно узнаете из их ответов на ваши вопросы. Потому что САМИ будете знать, какими эти ответы должны быть, исходя из вашего опыта – и сразу же безошибочно определите подмену и фальшь. И в – третьих. Вам больше не понадобится лезть из кожи вон, чтобы исполнять  проформу нагромождения бессмысленных для вас требований церковных правил и уставов. Взамен этого всего специального искусственного измождения вы сможете САМИ понять и определить то, что мешает вам БЫТЬ С БОГОМ – и вот от этого вам придется отказаться САМИМ. Но зато вы будете знать, зачем вы приносите эту малую жертву, и тогда она не покажется вам такой уж обременительной. И, поверьте, Господь, в отличие от неразумных и недобросовестных «духовников», не потребует от вас невозможного, или даже чрезмерно трудного и тяжкого, не станет вас «грузить»: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» — и все это вы, несомненно, сможете исполнять, не выходя «в монастыри и пустыни» из пределов своей привычной обыденной жизни, и не отказываясь «для угождения Богу» от данной Им вам любви к вашим «ближним»: родителям, дорогой жене и милым деткам, а также к друзьям и родственникам.

Вот так, милые мои, вы перестанете быть людьми «третьего сорта» и обретете свое собственное место в Церкви Христа, пред Лицем Божиим. И без специальной многолетней изнурительной тренировки станете истинными православными аскетами в лучшем, подлинно святоотеческом, смысле этого слова.

При всем при том

главным центром Богообщения и пребывания со Христом, и нетленным источником Воды Живой для всех нас остается Евхаристия, Благодарение Богу за Его Самопожертвование нас ради – и Причащение. И глупо выглядят – да и являются благочестивой ритуальной глупостью – всякие подготовки к Благодарению, к тому, чтобы быть благодарными Христу и поблагодарить Бога за Его милость ко всем нам, грешным, но любимым Его детям.

И вот еще что

Все виды «тренировки ради тренировки»: посты, подвиги, воздержания, говения, правила, поклоны с молитвами и без, земные и метательные, изнурительные многочасовые «уставные» богослужения, подготовки к богослужениям, подготовки к подготовкам, сами эти уставы, типиконы, прописанные в них порядки, чтения, пения, а также исповеди, проповеди,  послушания и служения – все эти бремена неудобоносимые, вмененные всем, как «православная церковная» обязаловка, отменяются за ненадобностью прямо с сегодняшнего дня раз и навсегда, и оставляются каждому на его личное усмотрение, как один из возможных способов (кому что нравится) «всегда радоваться».

Вместе с тем отменяются, как очевидно греховные, все эти смирения с послушаниями, на поверку являющие лукавое низкопоклонство и льстивое угодничество перед начальством как церковным, так и светским, все эти «рабы вашего высокопреосвященства, «владыки святые, святейшие и блаженнейшие», сопровождаемые угодливым выканьем в ответ на барское «ты!». Мы с вами Богу смеем говорить «Ты», и негоже нам, друзьям Самого Христа, раболепствовать и холопствовать перед грешными человеками, которые, может, еще и в числе овец Христовых не обретаются, но более похожи по своим спесивым ухваткам на козлищ из притчи о Страшном Суде. Стыдно ведь, христиане, лебезить перед начальством, кланяться и угождать земным господам в присутствии Бога, Который все видит, и Которому: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему Одному служи». Ведь надо же когда-то начинать быть честным хотя бы с самими собой. Пора уже перестать оправдывать собственные трусость и малодушие смиренным неосуждением, и признаться, наконец, в том, что видишь своими глазами: «А король-то – голый!». Ведь, право, грешно, и для порядочного человека должно быть стыдно продолжать лицедействовать и изображать из себя дебила, делая вид, что ему невдомек мерзость прощелыг, дерзко и беззастенчиво  заступивших в церкви святое место Самого Христа, и заслонивших Его от нас своими жирными изнеженными (неужто постом и аскетическими подвигами?)  телесами.

В общем, пора перестать лгать и лицемерить, и начать жить по Правде Божией – вот вам и первое аскетическое упражнение. Для начала попробуйте потренироваться хотя бы в элементарной человеческой порядочности и и личной духовной чистоплотности – и будет вам благо.

 «А дальше?»

спрашивают у меня мои читатели, и мне вспоминаются мои дети, которые, слушая читаемую им на ночь книжку, непременно хотят узнать, а что же там будет дальше, что там в следующей главе? «Дальше будет завтра, а на сегодня довольно, и спокойной ночи», — говорю я им, закрывая книжку, целую их в милые макушки и гашу свет.

Дальше, мои милые, Сам Господь поведет вас от силы в силу по степеням духовной Лествицы, и приведет вас в Царствие Небесное Сам, Своим Путем, потому что только Он и есть этот Путь и Истина и Жизнь. И, как сказал нам, «любителям», апостол, «дерзайте дарований бОльших», ибо только у Бога всего много, а Ему, Отцу, для нас, Своих блудных детей, наконец-то взыскавших только Его Одного, ничего не жалко – лишь бы мы были счастливы!

Олег Чекрыгин

 

Приложение

«Врата Царствия Небесного»

притча от Франца Кафки, пересказанная автором для православных
У врат Царствия Небесного стоял привратник. Пришёл к привратнику поселянин и попросил пропустить его в Царствие Небесное. Но привратник сказал, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал посетитель и вновь спросил, может ли он войти туда впоследствии?— Возможно, — ответил привратник, — но сейчас войти нельзя.Однако врата Царствия Небесного, как всегда, были открыты, а привратник стоял в стороне, и проситель, наклонившись, постарался заглянуть в недра Царствия Небесного. Увидев это, привратник засмеялся и сказал:— Если тебе так не терпится, попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество моё велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх.Не ожидал таких препон поселянин: «Ведь доступ в Царствие Небесное должен быть открыт для всех в любой час», — подумал он. Но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжёлую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую чёрную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти.Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидел он там день за днём и год за годом. Непрестанно добивался он, чтобы его впустили, и докучал привратнику этими просьбами. Иногда привратник допрашивал его, выпытывал, откуда он родом и многое другое, но вопросы задавал безучастно, как важный господин, и под конец непрестанно повторял, что пропустить его он ещё не может.Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и всё, даже самое ценное, он отдавал, чтобы подкупить привратника. А тот всё принимал, но при этом говорил:— Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил.Шли года, внимание просителя неотступно было приковано к привратнику. Он забыл, что есть ещё другие стражи, и ему казалось, что только этот, первый, преграждает ему доступ в Царствие Небесное. В первые годы он громко проклинал эту свою неудачу, а потом пришла старость и он только ворчал про себя.Наконец он впал в детство, и, оттого что он столько лет изучал привратника и знал каждую блоху в его меховом воротнике, он молил даже этих блох помочь ему уговорить привратника. Уже померк свет в его глазах, и он не понимал, потемнело ли всё вокруг, или его обманывало зрение. Но теперь, во тьме, он увидел, что неугасимый свет струится из врат Царствия Небесного.И вот жизнь его подошла к концу. Перед смертью всё, что он испытал за долгие годы, свелось в его мыслях к одному вопросу — этот вопрос он ещё ни разу не задавал привратнику. Он подозвал его кивком — окоченевшее тело уже не повиновалось ему, подняться он не мог. И привратнику пришлось низко наклониться — теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста.— Что тебе ещё нужно узнать? — спросил привратник. — Ненасытный ты человек!— Ведь все люди стремятся к Царствию Небесному, — сказал тот, — как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, закричал изо всех сил, чтобы тот ещё успел услыхать ответ:— Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их!

Вам также может понравиться

7 Comments

  1. 1

    По многочисленным просьбам автора, кратенькая рецензия на статью.
    Копирую сюда оригинал с http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3593.msg167327#msg167327

    Ну давайте составим рецензию в общих чертах нормальным языком. Пожалуй, на сегодня я уже дозрел, выждав время.

    В первых частях статьи хорошо показано бедственное положение дел в обучении веры и спасения в церкви.
    Эти части статьи — трезвый взгляд, за исключением некоторых моментов. Глоток свежего воздуха среди затхлости.
    Мы это на форуме неоднократно обсуждали и говорили, поэтому я не буду подробно останавливаться на этих частях.

    Далее начинается формирование нового взгляда на жизнь верующего человека. И с самого начала начинаются неточности, подмены и… попросту говоря — обманы. На этом хорошо бы остановиться подробнее как на чём-то новом.

    Так, например, указывается:

    «потому что именно через Крещение Господь обещал нам присоединение к Церкви Христа в Полноте Духа Святого со всеми Его Дарами

    «За это время мы с вами установили, что, во-первых, Полнота Даров Духа Святого дается в Крещении каждому крестившемуся по вере без всяких дополнительных условий – собственно, это нам обещано Господом в Евангелии, и никакая тренировка для этого не нужна.»

    А вот что про крещение написано в Евангелии:
    «Мф.28
    19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
    20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
    Мк.16
    16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Ин 12:48
    17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
    18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.»

    И, как вы помните, что из-за того, что Отец Небесный открыл Петру (о Сыновстве Иисуса), а не плоть и кровь, на этом основании будет создана Церковь.

    Нигде в Евангелии Иисус Христос не обещает крещением Полноты Даров Духа Святого.
    Он обещал некоторые знамения…

    По факту — это самое слабое место. (Таким образом отвергается последующее таинство священства как минимум, подтверждению чего мы были свидетелями в этой теме — это я привожу как подтверждение нетрезвости мысли и домыслов автора.)

    Собственно, остальная часть статьи поставлена несогласно с Евангелием.

    Некоторые приёмы тренировок, которые давал Иисус своим ученикам, звучали примерно так:
    Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (антипод — искренность)
    Смотрите внутрь себя, не тьма ли то, что вы считаете светом, и какова она — твоя настоящая тьма (перевод литературный, мой)
    Ищите прежде всего Царствия Небесного
    Пойдите, научитесь, чего хочу — милости хочу, а не жертвы.

    Разницу мы можем увидеть в этих советах:
    «Есть, пожалуй, единственное, в чем нам всем надлежит и стоит тренироваться неустанно, постоянно, и неотступно – в молитве и предстоянии пред Богом.»
    «Однако, теперь, когда «цели определены, задачи поставлены» — это я о том, чтобы никогда не расставаться с Богом, и не потерять идущего впереди Христа из вида – на первый план выходит вопрос, а КАК этого добиться?»

    Но чтобы не расстаться с Богом — для этого нужно быть с ним.
    А это мы помним из Евангелия:

    Иоанн 15
    23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

    Если обобщить, то, вероятно, автор выводит из полноты Даров полноту присутствия Духа. (Но поскольку нет обещания первого, то нет и второго.)
    И аскеза состоит в том, чтобы сохранить то, что есть. Сохранить путь и состояние, данное изначально.

    Аскеза (тренировки) по Иисусу выглядят совсем по другому.
    Сначала нужно возлюбить Иисуса или Царствие, найти его, выполнить заповеданное Иисусом, а уж когда мы станем обителью Бога —
    приложить усилия, чтобы остаться с Богом, в Боге.

    Иоанн. 15
    4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
    5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

    Таким образом, хотя статья и является большим шагом вперёд по сравнению с порочным состоянием в церкви, но она ведёт людей не туда и не так, как того хотел бы сам Господь наш Иисус Христос.

    Удалено администратором. Переход на личность автора

    Грешный Сергий, составлено по наитию.

    • 2

      Предупреждение за очередной переход на личность автора.
      Читайте правила.
      Вы опоздали с «конструктивом» — заявив что вам «неинтересно». После этого вы несколько раз прощались, но так и не ушли. Можно сделать вывод, что пришли-то как раз пошуметь и потроллить. «Уходя — уходи».

    • 3

      Веленью Божию, о муза, будь послушна
      Обиды не страшась, не требуя венца
      Хвалу и клевету приемли равнодушно
      И НЕ ОСПАРИВАЙ ГЛУПЦА!

  2. 4

    Решил я все же оставить свой комментарий на представленную прозелитом статью Олега Чекрыгина. Пройдусь по пунктам: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3593.msg167349#msg167349

    Аскетика для «чайников». (вместо многотомных святых отцов)

    Вау, прямо-таки вместо святых отцов!?)

    Аскеза по-гречески означает упражнение, тренировка

    Приходы и священники бывают разные. Есть в церкви категория пастырей, которые действительно накладывают на мирян бремена неудобоносимые, да пожалуй, таких большинство, но есть и те, кто к аскезе прихожан относится вполне взвешено и бережно. Даже скажу более того, что в некоторых моментах, они притормаживают аскетическую прыть новоиспеченных аскетов, впадающих в монашеское подражание и часто советуют выбирать себе духовников весьма осмотрительно.

    Духовники тоже бывают разные

    О том что духовники бывают разные, наверное сейчас уже не знает только самый ленивый. Для неофита есть действительно проблема в выборе, или же не выборе духовника.

    «И вот начинается тренировка. В основе ее лежит принцип предочищения. Что это такое? Сейчас объясню. В Евангелии Господь обещал нам многое. Например, «Кто верует в Меня, из чрева его потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него». Или вот: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». И все это, прикиньте, без всякой тренировки, о которой в Евангелии нигде не говорится ни слова.»

    В основе тренировки, лежит принцип предочищения!??? Какая-то смысловая загогулина.
    Вы Олег как-то странно связываете предочищение и веру. Вера может быть изначально очень сильной, в неочищенном человеке, а может быть и очень слабой, все в томже неочищенном. Или ее вообще может не быть.

    «Однако, ввиду того, что все мы грешные, и потому недостойны по грехам своим таковой милости Божией, то нам, как мудрым девам из притчи, надлежит прежде брака с Женихом достойно предуготовить себя к оному «браку», поправить светильники свои и украсить себя всяческими добродетелями. И тогда Жених, найдя нас бодрствующими и готовыми, изберет нас, достойных, в отличие от нерадивых и плохо подготовленных – так что, воля ваша, надо начинать тренироваться, пока не поздно, так как не знаете, когда Господь приидет.»

    Сначала Вы вроде как ненавязчиво даете цитаты из Евангелия о вере и Дарах, со своими словами «прикиньте, без всякой тренировки» вы это получили, а затем снова отсылаете тренироваться? Это трудно комментировать.

    Начинается тренировка

    Эта часть, банальная критика неумелых духовников. Это конечно же все есть, но опять же оговорюсь, что в церкви есть и вполне разумный подход к аскетике среди обучающих и обучаемых.

    Идем дальше

    И. Брянчанинов был осторожным аскетом, насколько я понимаю. И он часто критиковал уставы монастырей, где аскетику возводили действительно в ранг издевательства над плотью. Он выступал с резкой критикой тех мирян, кто замахивался на духовную аскетику ( в этом я вижу его недостаток, но это мое имхо). Не думаю, что он сознательно ограничивал людей внешней добродетелью. Скорее всего, он просто опасался последствий необдуманного подвижничества, но такая его позиция, объяснима с точки зрения его здоровья и предвзятого отношения монахов к мирской аскезе, которое культивировалась веками и в то время, (как и в наше) являлась дурным наследием.

    Чистых не лицемерных добродетелей тяжело достичь, даже тем, кто долго и серьезно практикует. Страсти умеют маскироваться, трансформироваться и потому тяжело различаются. Кстати, не лицемерные добродетели, как раз и связаны с внутренней чистотой.

    Начнем, пожалуй, все сначала

    «Ключевым в традиционном учении аскезы является принцип спасения своими усилиями, с лишь формально декларируемой надеждой на Бога, но, по сути, самостоятельным исправлением себя, путем восхождения по аскетической лестнице борьбы со страстями. Да, каждый подвижник надеется, что в какой-то момент к его усилиям присоединится помощь Божия. Но начинает он подвижничество на основании чисто человеческого учения…»

    Какое формальное упование на Бога? С чего такие умозаключения (с которыми автор соглашается)? Бред! Не думаю, что нужно сгребать все под одну гребенку. У святых отцов на первом месте всегда стоит упование на помощь и волю Бога, а затем уже следуют собственные усилия. Итогом, является синергия между Богом и человеком.

    Да и в приходской жизни, если и есть тенденции, по которым В. Король делает такие выводы, то они явно не тянут на «традиционное учение аскезы». Я никоим образом не хочу умалить проблемы новоночальных, в плане крайностей, с которыми они могут столкнутся, в период поиска духовника и возможным послушанием (советом у него) ему, но тут явно прослеживается перегиб критики, доведенной до абсурда.

    А теперь об обещанных нам Христом Дарах Духа Святого

    О дарах Духа Святого я тут как-то не нахожу ничего, кроме того, что они толи есть, толи будут, но вижу историю о том, как на автора обиделся монах (что же на вас все так повально обижаются?).

    В целом о том, что монашество взяло на себя ведущую функцию в православии, я все же соглашусь. Это явный перегиб, который появился не вчера. Мы кстати на форуме об этом часто говорили. Равночинность движения к Богу по монашескому и мирскому (брачному) пути только декларируется, по факту видим, что первые берут на себя главенствующую роль в христианстве.

    Так что насчет обнаруженных в себе Даров?

    Очень интересный подход, в проверки себя на наличие даров. В этом смысле хочу рассказать вам историю с одним молодым человеком лет 30, который в себе обнаружил подобные дары. Налагал он руки на своих близких и знакомых и проходили у них многие болезни. Но вот однажды заболел у него сын, поднялась у ребенка высокая температура. Накладывал он руки и молился, но не помогало, температура все продолжала расти. Начали давать жаропонижающе, не помогло. Вызвали скорую, но так как дело было ночью и жили они удаленно от станции скорой помощи, приехала она только к утру, когда уже от высокой температуры у дитя начались судороги. За эту ночь отец ребенка так сильно истощился психологически, что скорой пришлось забирать обоих. Слава Богу, все обошлось и ребенка через пару дней выписали, а его отца еще держали в больнице около недели. И так, спасающего дарами, пришлось спасать. Конечно, через несколько лет этот молодой человек понял причину своего падения, а она была весьма проста. Ему не хватило смирения (да впрочем, много чего другого). И как его, это смирение заработать, если не трудится над собой с Божьей помощью?

    Думаю что такой совет для проверки своих Даров у чайников, малость опасен.

    Пора, однако, вернуться к предмету нашего обсуждения – к аскетике

    Возможно, в этой части стоило сказать о том, что молитва имеет свои ступени совершенства?

    И вот тут на свое место выходит аскетика

    «Тут-то нам и пригодятся духовники, отцы, старцы, святые и их святоотеческие писания – и для разумного отбора их годности для нас у нас уже есть верный критерий: тот, кто нам ответит на наш запрос так, что, попробовав, у нас получится то, что мы ищем – тот не врет, и годится нам в советчики. Вот тут-то и выяснится постепенно, что именно из огромного арсенала предлагаемых церковным опытом средств более всего подходит нам с вами для того, чтобы всегда быть с Богом и не расставаться с Ним. Кому-то более подойдут уставные богослужения и чтение псалтири, а другой обнаружит, что его отвлекают от предстояния Богу праздные мысли, и он озаботится для себя борьбой с помыслами и исповеданием их; третий же найдет Христа в своих ближних, служа которым, станет угождать Богу – и «каждому свое», как было написано над воротами Бухенвальда. А уж Бог, Отец наш, видя таковое наше усердие к Себе, Сам озаботится о даровании нам соответстующих обильных и преизбыточествующих Своих Даров, каждому по его «профилю» и потребностям – даром, бесплатно и беструдно.»

    Слава Богу, пришли к тому, что все же духовники и знание святых отцов все же необходимо. С разумным подходом к тому, что они пишут или же советуют. И тут я думаю, что на свое место не выходит аскетика, а она вот как раз с этого момента, только начинается.

    Напрямую, в этой статье к аскезе можно отнести разве только что совет в молитве искать Бога и быть с Богом. Все остальное, это предупреждение об тех проблемах, с которыми может столкнуться человек, впервые пришедший в церковь. Посему, на мой взгляд, статья своим смыслом не отвечает ее названию.

    • 5

      По всей видимости, даже постоянные упоминания того что эта статья является ТРЕТЬЕЙ частью цикла, не возымели успеха. Это не самостоятельное сочинение, а продолжение серии.
      Сейчас я допишу в названии что это третья часть. Уже не в первый раз такая путаница. Про молитву все сказано в первой части — «молитва для чайников» (кстати, шутливое название и картинка только указывает на легкий стиль изложения):
      http://pravtoday.ru/molitva-dlya-chajnikov/

      Вторая часть посвящена покаянию: http://pravtoday.ru/pokayanie-dlya-chajnikov/

  3. 6

    Когда долго находишся в темной комнате и тут внезапно проливается свет, то на некоторое время ты как бы ослеплен и ничего не видишь, но потом предметы начинают проявлятся все четче и четче.
    про аскетику.
    заниматся аскетикой ради аскетики, нет смысла разве что теша свой ум своей причастности к избранности, может так.
    А может этого требует повышенный интелект, которому нужно самоутвердится и показать другим , что я не такой.
    Всё может быть.
    В целом статья написано более чем доходчиво и оптимистично, вон и солнце ярче светить стало )

  4. 7

    Мне повезло больше, чем автору статьи. На начальном этапе советов мне никто не давал, потому что я никого не спрашивала. И Богу «пришлось» самому мной заниматься, чему я несказанно рада и за что благодарна безмерно. Духовника мне наконец-то Бог определил по моей просьбе лишь недавно, за что благодарю, помогает, чем может. В основном соглашусь с автором, так как и сама задавалась этими же вопросами и пришла к подобным выводам.
    Спасибо за честность.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот: сложите картинку